search
main
0

Сегодня для региона актуален вопрос не где взять деньги, а как правильно их освоить. Леонид КОВАЛЕВ, министр общего и профессионального образования Ростовской области

Донской край – один из самых заметных регионов России. В древности здесь пересекались судьбы многих европейских и азиатских народов. Здесь когда-то жили скифы, греки, хазары. С ХVII века история этой земли немыслима без казачества. Войско Донское стало мощной силой, защищающей южнорусские границы России. Возведенный Петром I более трехсот лет назад Таганрог – один из самых крупных городов области, стал форпостом проникновения европейской цивилизации в Россию. Сегодня Ростовская область по демографическому потенциалу в нашей стране занимает шестое, а по количеству вузов – третье место. А доля региональных инвестиций в образование – одна из наиболее высоких по сравнению с другими субъектами РФ. О том, что сегодня происходит в этой сфере, мы беседуем с министром общего и профессионального образования Ростовской области Леонидом КОВАЛЕВЫМ.

– Леонид Федорович, начну с вопроса, который сейчас у всех на слуху. Как планируется реализация национального проекта «Образование» в вашем регионе?

– В Ростовской области создана комиссия по реализации национальных проектов, инициированных Президентом России В.В.Путиным. В конце прошлого года состоялись первые организационные заседания рабочих групп по здравоохранению и образованию, которые провел вице-губернатор И.А.Станиславов. Уже сейчас определено, что 216 млн. рублей будет выделено из федерального бюджета на доплату классным руководителям. На конкурсной основе 89 донских школ получат по 1 млн. рублей на развитие инновационной сферы, а 296 лучших учителей области – денежное вознаграждение по 100 тыс. рублей. Также на конкурсной основе будут определены школы для оснащения компьютерной техникой и выделены гранты на стимулирование созидательной активности молодежи. Рассматривается возможность создания Национального университета, который появится на свет в результате слияния Ростовского государственного университета, Ростовского государственного педагогического университета, Ростовского государственного экономического университета, Донского государственного технического университета, Ростовской государственной академии архитектуры и искусства, Ростовской-на-Дону государственной академии сельскохозяйственного машиностроения, Ростовского государственного строительного университета. Это серьезное и ответственное дело, которое предстоит решать в 2006 году.

– Создание «Южного федерального университета» – это признание достижений Донского края в области высшего образования, науки… Но и неизбежные сложности, которые связаны с предстоящим укрупнением вузов…

– Исторически так сложилось, что Ростовская область является крупнейшим центром образования и науки на юге России. Область имеет 18 высших учебных заведений, 8 филиалов вузов (из них 5 – филиалы московских вузов), высшую школу МВД, 2 высших военных училища, 104 учреждений НПО, 67 – СПО.

Многие высшие учебные заведения уже не первый год работают в инновационном режиме. Достаточный опыт наработан Южно-Российским государственным техническим университетом, Таганрогским радиотехническим университетом, Ростовским госуниверситетом. На базе вузов развиваются учебно-научно-инновационные комплексы. Это направление входит в целевую программу развития инновационной деятельности Ростовской области на 2004-2006 годы. Таким образом, уровень высшего образования действительно высокий, и есть все основания для успешного функционирования университета национального масштаба.

Что касается сложностей, они преодолимы. У нас мощный ректорский корпус и достойный кадровый, научный потенциал, поэтому с этой задачей, я уверен, мы справимся.

– Насколько мне известно, в Ростовской области уже не первый год осуществляется поддержка инновационных проектов общеобразовательных школ, педагогов, временных научно-исследовательских коллективов…

– Существует так называемая губернаторская система грантов развития образования. В 2005 году на эти цели в области израсходовано 2 млн. рублей. 10 школ – победителей конкурса инновационных проектов получили гранты в размере 140 тысяч рублей каждая. В 2006 году в проекте областного бюджета на эти цели предусмотрена такая же сумма.

Реализуются различные формы образовательной деятельности с одаренными детьми: обучение в очно-заочных и воскресных школах, профильных лагерях, экспедициях, олимпиадное движение, индивидуальное обучение. В прошлом году проведена 21 областная олимпиада по всем предметам базисного учебного плана. Среди донских школьников 13 призеров всероссийских предметных олимпиад и более 250 – областных. С 1998 года талантливым школьникам присуждается премия губернатора. В 2005 году 25 одаренных детей в области естественно-математических и гуманитарных наук были удостоены этой премии (по 3 тыс. руб.). Аналогичная работа будет продолжена и в 2006 году. Кроме того, направлены предложения в Минобрнауки России о выделении 100 грантов для поддержки одаренных детей и молодежи области.

Ежегодно мы проводим работу по поддержке способной и талантливой молодежи. Предложения по включению в областной бюджет 2006 года для награждения именными стипендиями губернатора области 150 студентов, 30 аспирантов учреждений высшего профессионального образования и 30 студентов учреждений среднего профессионального образования, а также на награждение 20 одаренных студентов государственных вузов области приняты. Кроме того поощряются лучшие педагоги области на конкурсе «Учитель года Дона», лауреаты которого также награждаются премиями губернатора области.

– А как обстоят дела с решением жизненно важных для обычных сельских и городских школ проблем, таких, например, как ремонт, оснащение современным оборудованием и т.д.?

– Капитальный ремонт образовательных учреждений – одно из главных направлений в деятельности администрации нашей области. В прошлом году на это было израсходовано в 4 раза больше по сравнению с 2004 годом. Отремонтировано 92 объекта, в нынешнем году планируется провести капитальный ремонт в 80 муниципальных образовательных учреждениях. За 2-3 года работа в этом направлении должна быть завершена.

Достаточно интенсивно работаем в сфере информатизации образования. В течение последних пяти лет финансовые вложения здесь составили около 240 млн. руб., в том числе из областного бюджета – более 120 млн. руб. Компьютеры приобрели для школ, расположенных в городских округах и городских поселениях. Помните, все это начиналось с сельских школ.

Мы направили предложения в Федеральное агентство по образованию о выделении в 2006 г. на условиях паритетного софинансирования по 74520,0 тыс. руб. на дооснащение образовательных учреждений компьютерной техникой, закупку программного обеспечения, подключение школ к сети «Интернет». Пока в областном бюджете мы имеем 15,85 млн. рублей.

– Цифры внушительные. Судя по всему, в областном бюджете на образование выделены немалые средства?

– Это в самом деле так и есть. 12 млрд. рублей – 26% в общем кармане бюджета Ростовской области – отдано образованию. Поэтому сегодня для нас не так актуален вопрос, где деньги взять, а как их правильно и рационально освоить.

– Леонид Федорович, в канун наступившего года несколько сельских районов в вашем регионе получили новые школьные автобусы. Это приятная предновогодняя акция или постоянно действующая в Ростовской области программа?

– За прошедшие шесть лет на средства областного и частично муниципальных бюджетов приобретено 638 автобусов. Программа, инициированная губернатором В.Ф.Чубом, называется «Дорога к школе». Транспорт предназначен для подвоза учеников из отдаленных хуторов, поселков в современные опорные школы, обеспечивающие качественное образование. 23 новые машины марки КАВЗ имеют повышенную проходимость, у этих моделей усиленный задний мост и все колеса – ведущие. В этом году на приобретение новых школьных автобусов планируется выделить из областного бюджета 20 млн. рублей.

– Какие еще направления деятельности вашего министерства в этом году вы относите к числу важнейших?

– Их несколько. Во-первых, увеличение охвата детей дошкольным образованием. Совместно с муниципалитетами нам удалось за последние 5 лет изменить цифру: от 37 до 52 процентов. Прошлый год был особенно плодотворным: введено 47 детских садов, создано на базе действующих ДОУ 43 группы полного дня и 97 групп кратковременного пребывания. Запланированы субсидии на содержание вновь открытой сети дошкольных учреждений на сумму 77,9 млн. рублей. Губернатор дал поручение изыскать возможность цивилизованного, на юридической и правовой основе, возврата бывших зданий детских садов.

Важнейший вопрос – обеспечение занятости детей и подростков в свободное время. Здесь также запланированы значительные региональные финансовые инвестиции на приобретение оборудования для муниципальных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, на монтаж и оборудование малозатратных спортивных залов…

Кстати, именно эти «темы года» выявлены через мониторинг, через общественное мнение, которое мы постоянно изучаем и стараемся адекватно реагировать на него.

– Леонид Федорович, мне довелось полистать учебник «История Донского края». Какая богатая и драматическая история южного региона России! Да и держать его в руках приятно. Хорошо издан, прекрасно иллюстрирован…

– Учебник подготовлен в соответствии с концепцией образовательного регионального проекта «Донской край – наш общий дом». В его создании принимали участие ученые, историки. Он издан под общей редакцией нашего земляка, известного ученого, члена-корреспондента РАН Ю.А. Жданова. В нем раскрывается история региона с древнейших времен до конца ХVI века (5-6-е классы), ХVII-ХIХ века (7-8-е классы), ХХ век (9-й класс). Донская земля в самом деле богата и насыщена интересными и яркими событиями, громкими именами. Здесь жили и творили выдающиеся деятели науки, культуры, искусства – достаточно вспомнить Чехова, Шолохова… Нам есть чем гордиться и чем дорожить. А для молодых, начинающих жизнь, история родного края должна стать частью их мироощущения, нравственной, гражданской опорой.

Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте