Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Сегодня быть лучше себя вчерашнего

УГ - Москва, №47 от 24 ноября 2015. Читать номер
Автор:

​Когда-то в детстве я твердо решила стать учительницей.

Помню, как, вернувшись из школы, рассаживала все свои игрушки за вымышленные парты, открывала свои тетради, и начинались уроки. Я старалась объяснить каждому плюшевому ученику пройденный на уроке в школе материал. И это было ничуть не менее увлекательно, чем самой открывать новые знания. У меня была замечательная первая учительница в школе – Валентина Владимировна Маркина – и замечательные учителя дома – мои родители, тоже, кстати, педагоги. Детство закончилось. Подгоняя жизнь, я стала взрослой и достигла своей детской цели – стала учительницей. Самое странное во всей этой истории то, что мне не нравилось учиться в средней школе. Там было неинтересно на большинстве уроков, многое непонятно в общении с одноклассниками. Уже тогда я задумывалась, какие уроки были бы интересными, как сделать так, чтобы одноклассники были дружным коллективом. Всем давно известно выражение: «Учитель – это вечный ученик». Хорошему учителю нужно научиться понимать каждое поколение учеников, знать особенности современного общества, уметь так организовывать работу на уроке, чтобы ни один ученик не остался в стороне. Кто же этому учит? Несомненно, коллеги, причем не только более опытные, но и молодые специалисты; родители учеников: они лучше всех знают и понимают собственных детей; и, конечно, наши ученики. Ученики – учителя. Каждый детский поступок, если его проанализировать, может помочь что-то понять, чему-то научить. Совсем недавно я задумалась, чему же могут научить нас дети, и вот к каким выводам я пришла.Надо четко объяснять каждое задание. Не все очевидное взрослому так же естественно для ребенка.Пятнадцать лет назад я пошла в первый класс. Тогда, как и сейчас, все дети проходили прослушивание при поступлении в школу. Я не была исключением. Одним из заданий было нарисовать человека. Мы не сразу поняли, что от нас требуют, и завуч нарисовала на доске мальчика как образец. А я не умела рисовать мальчиков! Минут 30 я сидела за партой и ждала, когда завуч выйдет, чтобы задать всего один вопрос своей будущей первой учительнице: «А можно я девочку нарисую?»Надо всегда верить в то, что все получится…Писали диктант. Весь урок писали, а кто-то даже на перемене доделывал. Села вечером проверять работы. В конце одного из диктантов стояла карандашом пятерка.Надо стараться всегда сохранять в своих сердцах тепло прожитых мгновений, часов, лет…Прозвенел звонок на перемену. В класс заглядывают старшеклассники. – Вы что-то хотели? – спрашиваю. – Нет, мы здесь учились, когда маленькими были.Надо стремиться быть не лучше других, а лучше вчерашнего себя.Заканчивается урок математики. Ставлю оценки за работу на уроке: «Пять», «пять», «три», «пять», «четыре»…» «Большое спасибо», – прерывает ученик, получивший «четыре».Надо учиться всегда спокойно относиться к детям. Возможно, именно сейчас им нужны поддержка, забота и тепло.Дети готовятся выполнить небольшую проверочную работу. Все разобрали и повторили. Те, кто отвлекся, начинают задавать вопросы. Нервы натягиваются. Тихий голос с первой парты: «Мама… ой, Василиса Юрьевна, я не совсем поняла…»Надо беречь своих мам, ведь именно мамы всегда нас поймут и поддержат.Девочка, только что зашедшая в класс, подбегает ко мне с испуганными глазами: «Василиса Юрьевна, можете, пожалуйста, срочно позвонить моей маме? Я что-то забыла. Я не помню что, но точно что-то забыла».Нужно думать о каждом слове, сказанном в присутствии ребенка.Ребята поздравляют одноклассника с днем рождения, каждый старается пожелать что-то необычное. Очередь поздравлений дошла до лучшего друга ребенка: «Желаю, чтобы ты был счастлив. А когда ты вырастешь, чтобы у тебя было много девушек и…» И это пожелание не остается без комментария: «Не много, а одна, но чтобы она для тебя была как целый мир. И чтобы ты для нее тоже был как целый мир».Надо каждому ребенку дать возможность проявить себя в творчестве. Творческое развитие – неотъемлемая часть интеллектуального.Уже в сентябре в первом классе мы стали с детьми готовиться к концерту к Дню учителя. Готовили танец. Сначала всего 6 девочек захотели танцевать, но их лучезарные улыбки и радость подтолкнули и остальных ребят принять участие в концерте. В течение всего учебного года 1-й «А» класс обязательно участвовал в каждом концерте практически полным составом. А на прощание с первым классом мы поставили настоящий спектакль. Сами делали декорации, готовили костюмы, репетировали после уроков. Сразу после премьеры спектакля большинство детей спрашивали: «А в следующем году мы какой спектакль будем ставить? А танцевать будем? А петь?»Простые, забавные, повседневные истории. Но если задуматься над каждой из них, то все они поучительны. Из любой ситуации можно вынести какой-то урок, и даже не один. Вспомните, а что происходило сегодня на уроках у вас? Вы учили учеников, а те в свою очередь наверняка чему-то научили вас. Мы можем, сами того не замечая, учиться у своих учеников и изменяться под их влиянием. А если научиться вдумываться в каждое свое действие и в действия каждого ребенка, анализировать ситуации, произошедшие на уроках и во внеурочное время, становится очевидным: наши ученики – наши учителя.Василиса КАНИДОВА, учитель начальных классов школы с углубленным изучением английского языка №1362


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту