search
main
0

Седьмой, счастливый, на Неве. «Воспитатель года России»-2016 прошел в Санкт-Петербурге по новым правилам

Сказочная цифра «семь» не зря считается счастливой. В седьмой раз состоялся Всероссийский конкурс «Воспитатель года России», а значит, состязание для работников системы дошкольного образования живет, помогает развиваться педагогам и всей сфере! Как всегда, в конкурсе участвуют не только воспитатели, хотя их традиционно больше всех, в 2016 году – 42 человека. А еще десять учителей-логопедов, 6 музыкальных руководителей, 3 педагога-психолога, 2 инструктора по физической культуре, один педагог дополнительного образования. Они молоды и активны – средний возраст конкурсантов всего 36 лет. Но весьма опытны – общий педагогический стаж участников приближается к 800 годам. Большинство имеют высшее образование: 43 человека профильное, 13 окончили непрофильные вузы.В этом году в конкурсе «Воспитатель года России» участвовали 63 дамы и один «усатый нянь», что бывает не каждый год, но становится более-менее привычным явлением, не вызывает удивления у представителей СМИ.Конкурс переехал в новый регион, в Северную столицу России, в нем появились новые испытания, а некоторые старые ушли. Как все это было, расскажем по порядку.

День заезда на конкурс всегда хлопотливый, суетный, полный тревог и волнений. Дорожная усталость накладывается на чувство ответственности за будущие испытания, которые начнутся только завтра… Уже завтра! Но место проведения VII Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2016 году – блестящий Санкт-Петербург, а значит, тревоги хоть ненадолго, да отступают. Невский проспект, гостиница «Октябрьская» с ее потрясающими интерьерами и комфортабельными номерами потрясают воображение!А дальше все направляются в удивительное по красоте место – Аничков дворец. Это самый настоящий памятник русской архитектуры XVIII-XIX веков, над интерьерами которого трудились многие выдающиеся архитекторы. Это дворец фаворитов Елизаветы Петровны и Екатерины II, а также резиденция императорской фамилии. И одновременно это… любимое место ленинградской, питерской детворы. Ведь с 1937 года здесь располагается Ленинградский Дворец пионеров, в 1990 году переименованный в Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных.«Какое счастье учиться здесь и учить детей!» – думаю, многим конкурсантам пришла в голову эта мысль во время экскурсии по дворцу и подготовки к испытанию «Мастер-класс», которое пройдет в изысканных исторических залах. Такая обстановка настраивает лучше слов. Но и слова 64 участникам «Воспитателя года России» очень и очень нужны!Это понимают организаторы из Общероссийского Профсоюза образования, поэтому вторая половина дня была посвящена установочному семинару для участников конкурса.Секретарь – заведующая отделом по связям с общественностью аппарата профсоюза Елена Елшина поблагодарила принимающую сторону – губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Жанну Воробьеву, всю команду города на Неве, которая готовилась к приему конкурсантов, сопровождающих и членов жюри.Что и говорить, общее количество гостей весьма внушительно: 64 участника, 122 сопровождающих (в этом году рекордное количество!), 54 члена жюри второго (очного) тура. А еще будет Большое жюри, но это уже на следующем этапе.Председатель Счетной комиссии конкурса «Воспитатель года России», заведующая отделом по вопросам общего образования аппарата профсоюза Татьяна Алешина представила сотрудников наиважнейшей рабочей группы на любом конкурсе – Счетной комиссии.Секретарь оргкомитета конкурса Елена Масленникова рассказала, как будет организована жизнь и работа конкурсантов, сопровождающих и жюри. Оказалось, что ключевые базы конкурсных мероприятий расположены недалеко друг от друга, в удобной шаговой доступности. Елена Вячеславовна попросила всех четко и строго соблюдать регламент, не опаздывать, внимательно читать программу и, что очень важно, нигде не забывать о сменной обуви. Связано это с тем, что практически все испытания (кроме педагогического мероприятия с детьми) проходят в музеях, которые надо беречь для сегодняшних и будущих поколений. Так что туфли на шпильках – под запретом на этом конкурсе!Как готовить себя к конкурсным испытаниям, как настроиться максимально позитивно в преддверии конкурса – об этом рассказал первый проректор Института социальной педагогики и психологии Роман Демьянчук.А затем прошла очень важная для 63 конкурсанток и одного конкурсанта процедура – жеребьевка очередности выступления в испытаниях «Мастер-класс» и «Педагогическое мероприятие с детьми».Но на этом день не закончился. Узнав свои номера, конкурсанты ушли испытывать технику и приноравливаться к великолепным аудиториям. А жюри осталось на свой собственный семинар, где эксперты были представлены друг другу и предупреждены об особой ответственности за каждое слово. И критиковать, и хвалить участников надо очень взвешенно и рационально, иначе неумеренность влечет за собой обиды и дурное настроение.Завтра в бой!День начался с торжественной церемонии открытия. Действительно торжественной! Ведь проходила она во дворце, старинном особняке Белосельских-Белозерских. И опять, как вчера в Аничковом, участники конкурса, жюри, гости ходили по залам и восхищались, любуясь великолепными интерьерами. Все искренне приветствовали первого выступающего. Им по справедливости стал… ребенок, певец с волшебным голосом – Гриша Туркин, несмотря на свой юный возраст, лауреат международных конкурсов. Григорий спел о Петербурге, о том, как он любит «этот город живой» и призывает его защищать от бед.Ведущие напомнили присутствующим, как все начиналось в 2009 году, когда идея о проведении конкурса была озвучена на первом в постсоветской России съезде работников системы дошкольного образования, который прошел по инициативе Общероссийского Профсоюза образования. Министерство образования и науки РФ и профсоюз создали первое положение о конкурсе. Выбрали эмблему – жемчужину. А логотип – «жемчужину в раковине» – нарисовали воспитанники 25‑го и 27‑го детских садов города Московский. История у конкурса уже сложилась богатая, о ней можно рассказывать долго. Например, о том, что памятный знак «Серебряная жемчужина» за годы проведения конкурса получили уже 390 «дошкольников». И что во всероссийском финале участвовали не только дамы, но и пятеро мужчин, двое из них стали в свое время абсолютными победителями.Заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова поблагодарила всех устроителей конкурса в городе на Неве, особо – Комитет по образованию Санкт-Петербурга, его председателя Жанну Воробьеву. Татьяна Викторовна отметила: «Суровый климат с лихвой компенсируется теплом и заботой, которые мы все почувствовали здесь». Очень важно, что конкурс «Воспитатель года России» меняется, совершенствуется, более детальной, тонкой стала методика оценки. Обновилось жюри, кстати, в число экспертов нынче стремятся очень многие прекрасные специалисты. Конкурс популярен не только среди участников!Начальник отдела нормативного регулирования и развития дошкольного образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Елена Ложкина зачитала приветствие министра Ольги Васильевой. Ольга Юрьевна отметила, что ФГОС дошкольного образования требует, чтобы воспитатели обладали особыми личностными качествами и высоким профессионализмом.Система дошкольного образования возникла в Северной столице. Об этом напомнила заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Ирина Асланян. В середине XIX века здесь открылся первый бесплатный народный детский сад. Здесь же начали готовить профессиональных воспитателей. В Санкт-Петербурге сложилась вариативная система дошкольного воспитания. Тем не менее питерские педагоги с нетерпением ждали начала конкурса, чтобы обогатиться опытом коллег со всей страны.«Очень приятно приветствовать вас в моем любимом городе», – начала свое выступление абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Воспитатель года»-2015, воспитатель детского сада №88 Приморского района Санкт-Петербурга Наталья Одинцова. Наталья Николаевна поблагодарила организаторов за то, что снова собрали вместе столько замечательных людей, и призналась, что очень живо вспомнила, глядя на коллег, себя год назад. «Мы делаем огромное дело, здесь творится история…» – уверена победительница конкурса.Он или она где-то среди собравшихся в прекрасном зале дворца Белосельских-Белозерских… Речь о победителе уже этого, 2016 года. Но кто этот человек, не способен угадать ни один астролог. Сложность еще и в том, что конкурсные правила в этом году обновились. Впервые на заочном этапе педагоги делали видеовизитки, с которыми мог ознакомиться любой желающий. Впервые конкурс начинается с мастер-классов, которые дают не лауреаты, а все участники – по просьбе самих конкурсантов прошлых лет! Впервые десятка лауреатов будет выступать с публичной лекцией… И это не все новшества.Не задумываясь о завтрашнем дне, все участники «Воспитателя года России» отправилась из одного дворца в другой, уже знакомый Аничков, где в девяти аудиториях, большая часть которых – уникальные исторические интерьеры, начались мастер-классы.В голубой, золотой, красной, фисташковой гостиных и других аудиториях началась демонстрация презентаций, поделок, зазвучала музыка. Одни выступления были похожи на цирковое представление, другие на спектакль, третьи на дружеские посиделки на кухне, когда подруги показывают друг другу вышивки и поделки, сделанные своими руками.Светлана Масалкина из Свердловской области рассказала, как сумела организовать в группе студию звукозаписи. Дети с удовольствием озвучивают «бракованные» мультики, в которых «не работает» звук, не подозревая, что развивают артикуляционный аппарат.Ольга Калинченко из Омской области не только воспитатель, но и дизайнер. Из кефира, геля, сахара и мха она делает густые краски, которыми ее малыши раскрашивают картинки на деревянной основе. Если такую раскраску все время поливать, мох будет расти и радовать глаз.Екатерина Еремеева из Республики Крым для развития музыкального слуха ребятишек использует звуки окружающего мира, и не только природы – птичьи трели, голос дельфина, но и жужжание пылесоса, звон микроволновки, подающей сигнал о том, что еда разогрета. А если пылесос совместить с фортепиано? Это уже оркестр…В общем, Аничков дворец превратился в кладовую ценнейшего педагогического опыта. А завтра представление лучших идей переместится в дошкольные образовательные организации Санкт-Петербурга. Можно только позавидовать детям, которых ждет интеллектуальное пиршество!Третий день VII Всероссийского конкурса «Воспитатель года России» – самый счастливый. «Да не может быть! – скажете вы. – Участники едут в детские сады и проводят педагогическое мероприятие с незнакомыми доселе детьми. А за каждым их словом, движением внимательно следит целая группа жюри, в которой и практики, и теоретики. Ну и в чем тут счастье?» Счастье – выдержать испытание и понять, что не сдался, не провалил – выстоял! Я смотрела на лица конкурсантов 6‑й группы, которые собрались после сдачи этого сложного экзамена в музыкальном зале 35‑го детского сада Красногвардейского района Санкт-Петербурга, и вместе с ними ощущала, как хорошо у них на душе. Впрочем, воспитатели, логопеды и психологи могли быть довольны не только самим фактом окончания второго тура, но и качеством выступлений. По-моему, детям было весьма интересно украшать нарисованный шаблон деревенского дома цветной крупой, играть с мячами для тенниса, футбола, волейбола и даже загадочного футбэга, разрисовывать символы России – самовар, березу, матрешку, «строить дом» при помощи языка и всего артикуляционного аппарата, танцевать в красивой чувашской шапочке под названием «тухья», скакать на игрушечной лошадке-«палочке», зато в настоящей казачьей фуражке и даже… снимать мультфильм ко Дню мамы.А между тем в этом году задание «Педагогическое мероприятие с детьми» усложнилось. Согласно новому порядку проведения конкурса «участники выполняют мероприятие в соответствии с расписанием занятий и распорядком пребывания воспитанников в группе образовательной организации, в которой проходит конкурсное задание». Так что тему мероприятия и возраст детей, с которыми предстоит общаться, педагоги узнали только накануне вечером. За ночь они создали великолепные сценарии, а наутро сумели их не менее блестяще реализовать.Дети во всех группах, от младшей до подготовительной, были как на подбор – подвижные, общительные, разговорчивые. Сразу видно, что работают с ними классные специалисты. До того как в этом здании возник детский сад, здесь располагался детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья. И многие сотрудники дома перешли в штат детсада, рассказала заведующая Юлия Анатольевна Романова. В детском саду есть ценнейший центр работы с детьми-инвалидами и их родителями, где ребят даже с самыми тяжелыми заболеваниями учат адаптироваться в нашем мире, социализироваться.Отличный день продолжился в санкт-петербургской гимназии №171, где конкурсантам и их сопровождающим повезло стать слушателями полезнейших лекций. Цикл открыла директор Информационно-методического центра Центрального района Санкт-Петербурга Ирина Липатова любопытным экскурсом в историю дошкольного образования, ведь Петербург – родина детских садов в России. А еще Ирина Альбертовна рассказала об опыте создания института независимых экспертов и системы независимой оценки деятельности дошкольной образовательной организации.Воспитатель года России-2015 Наталья Одинцова представила принципы квест-игры, но не в скучном докладе, а в формате… опять-таки игры со знаменитыми петербуржцами – Петром Великим, Алисой Фрейндлих, Михаилом Ломоносовым.Тамара Ивановна Ерофеева, профессор кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, посвятила свое выступление Федеральному государственному стандарту дошкольного образования – ожиданиям и трудностям воплощения на практике. К позитивным ожиданиям можно отнести развивающий характер стандарта, трудности связаны, например, с родителями, которые должны быть активными участниками образовательного процесса.Секретарь – заведующая отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елена Елшина начала с шутки – классического стереотипа о работнике профкома, воплощенного в роли Шурочки из «Служебного романа». Все понимают, что качество работы в профессиональном союзе зависит от рядовых сотрудников каждой конкретной организации, от того, кого они выберут руководителем первички… Времена меняются – меняется и профсоюз, в него приходят молодые успешные люди, за которыми весело идти и которые делают организацию настоящей территорией развития. Еще Елена Станиславовна дала несколько по-настоящему ценных советов конкурсантам, как подготовиться к публичному выступлению.Церемония объявления десятки лауреатов началась с выступления представителя гостеприимных хозяев-петербуржцев – заместителя председателя территориальной организации профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области Андрея Кашаева.Затем состоялось потрясающее событие – премьера песни, точнее, даже претендента на гимн конкурса «Воспитатель года России». Создано музыкальное произведение «Белоснежная жемчужина» абсолютным победителем конкурса 2014 года, музыкальным руководителем детского сада «Южный» города Всеволожска Ленинградской области Юлией Загорской в творческом союзе с петербуржским композитором Алексеем Захаровым и поэтом Екатериной Барбанягой. А спели удивительной красоты композицию выпускница детского сада «Южный» Мария Назарова, ее мама Оксана Малошик и сама Юлия Николаевна.Прежде чем назвать педагогов, которые продолжат свой конкурсный труд, всем участникам состязания вручили дипломы и особый знак – «Серебряная жемчужина». Руководители девяти групп жюри сказали теплые слова в адрес конкурсантов.Затем наступила долгожданная минута – на сцену вышла председатель счетной комиссии конкурса Татьяна Алешина. Под аплодисменты и восторженные крики зала она зачитала список десяти лауреатов:Анна Михайловна ДАВЫДЕНКО, воспитатель детского сада комбинированного вида №58 города Ставрополя,Елена Александровна ЖАРКОВА, воспитатель детского сада №411 комбинированного вида города Новосибирска,Ольга Сергеевна ЗЫРЯНОВА, музыкальный руководитель центра развития ребенка – детского сада «Солнышко» города Слободского Кировской области,Светлана Сергеевна МАСАЛКИНА, учитель-логопед детского сада «Жемчужина», структурного подразделения детского сада комбинированного вида «Страна чудес» города Новоуральска Свердловской области,Юлия Галимжановна НОВОСЕЛОВА, воспитатель школы №283 города Москвы,Екатерина Викторовна СЕДЕЛЬСКАЯ, воспитатель детского сада №29 комбинированного вида города Санкт-Петербурга,Анна Павловна СЕМЕНОВА, педагог дополнительного образования детского сада №15 «Кыымчаан» села Улахан-Ан Республики Саха (Якутия),Наталия Вадимовна СКЛЯРОВА, воспитатель центра развития ребенка – детского сада №50 города Калининграда,Екатерина Николаевна СМАЛЕВА, учитель-логопед детского сада №130 города Рязани,Юлия Викторовна ФЕДЯКОВА, воспитатель детского сада №6 «Белоснежка» Люберецкого района Московской области.Седьмой конкурс «Воспитатель года России» полон новшеств и экспериментов. Одно из нововведений было заготовлено для третьего (очного) тура. Впервые десять лауреатов конкурса читали публичные лекции на актуальные для системы дошкольного образования темы. Темы участники выбирали не по своей воле, они достались им по жребию накануне.Готовясь к публичной лекции, лауреаты все время держали в голове, что выступление должно быть весьма емким – всего 13 минут, семь минут было отведено на вопросы Большого жюри.Первой лекцию на тему «Компетентностная модель современного педагога дошкольного образования» выпало прочитать Юлии Федяковой из Московской области. Юлия Викторовна решила прибегнуть к помощи коллег – опросила их, какие компетенции сформировались у конкурсантов в ходе состязания на первом и втором турах. А по поводу третьего тура воспитатель обратилась даже к жюри…Москвичка Юлия Новоселова говорила о преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте реализации ФГОС дошкольного образования. Воспитатель объяснила, что она понимает под преемственностью (согласованность, сохранение основных целей, задач), сделала акцент на том, что в основе преемственности – целевые ориентиры, перечислила личностные и метапредметные универсальные действия, которые им соответствуют. А затем остановилась на практической реализации преемственности.«Современные формы и содержание повышения квалификации педагогических работников дошкольной образовательной организации. Мнения, предложения, перспективы» – на эту тему размышляла учитель-логопед из Свердловской области Светлана Масалкина. Для начала она предложила задуматься, зачем вообще нужно повышать квалификацию. Затем разделила профессиональные траектории развития педагога ДОО на внешнюю и внутреннюю. Внешняя – это заказ государства и общественности. Внутренняя – личностные потребности развития педагогов. Есть традиционные и нетрадиционные формы обучения… Наиболее экономной формой повышения квалификации Светлана Сергеевна считает вариант, когда один педагог повышает квалификацию, возвращается в коллектив и передает знания коллегам.Непростая тема досталась Екатерине Викторовне Седельской из Санкт-Петербурга: «Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольной образовательной организации. Как ценить и оценивать качество дошкольного образования?». В понятие «качество детского сада» входят многие составляющие – и безопасность, и чистота, и вкусное, полезное питание, и многое другое. Немаловажный компонент – качество взаимодействия со взрослыми – добрыми, увлеченными, профессиональными педагогами. И еще очень важно, чтобы воспитатель улыбался детям.«Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?» – над этим вопросом, думается, бьется не один воспитатель. Для Анны Давыденко из Ставропольского края он стал темой лекции. «Значение детства мы можем объяснить с позиции взрослого. Но почти каждый ребенок уверен, что взрослые его не понимают», – напомнила Анна Михайловна. Она уверена, что только на первый взгляд невозможно соединить ключевые компетенции, необходимые ребенку в школе, и самоценность детства. «Невозможное возможно». А поможет сотрудничество, когда цель педагога совпадает с целью ребенка. «Я верю в чудо сохранения детства. А вы верите?»Учителю-логопеду Екатерине Смалевой из Рязанской области по воле жребия досталась тема «Организация дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и решения». Она говорила о проблемах – отсутствии полноценной нормативно-правовой базы, опыта и знаний у воспитателей, неготовности родителей здоровых детей допустить особого ребенка в группу… «Давайте будем работать, поможем детям понять, что они не одиноки», – призвала Екатерина Николаевна.«Какие условия необходимы для того, чтобы дети полноценно проживали детство и при этом готовились к школе?» На этот вопрос отвечала в своей лекции музыкальный руководитель из Кировской области Ольга Зырянова. Подготовка действительно нужна, считает Ольга Сергеевна. Иначе ребенку сложно будет совершить переход от дошкольного детства, в котором его просто любили и не оценивали, к школе, где у него появляется новая социальная роль. Ребенку необходимо осваивать различные виды деятельности, учиться самостоятельно действовать и проверять себя, почувствовать себя значимым для окружающих.Наталия Склярова из Калининградской области говорила о вовлечении родителей в образовательный процесс, которого требует Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. «Семью не может заменить ни один социальный институт общественного воспитания» – с этим утверждением конкурсантки все были согласны. А также с тем, что необходимо создать содружество «родители – дети – педагоги». Наталия Владимировна привела конкретные примеры – формы привлечения мам и пап в ее собственной дошкольной организации: родительский клуб, родительские мастер-классы, совместные праздники и так далее.«Новые профессиональные задачи воспитателя ДОО. Что изменил профессиональный стандарт?» – один из самых актуальных сегодня вопросов, который достался новосибирскому воспитателю Елене Жарковой. Елена Александровна уверена, что только современный педагог может воспитать современного ребенка. В список задач современного воспитателя входит умение работать с различными категориями детей, реализовывать деятельностный подход, создавать возможности для развития свободной игры детей, планировать работу с ребятишками с учетом их индивидуальных особенностей.Финальное выступление на тему «Актуальные направления развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» досталось Анне Семеновой из Республики Саха (Якутия). Анна Павловна напомнила о пяти основных направлениях развития малышей и отметила, что в каждом регионе важно учитывать свои особенности – климатические, демографические, культурные и так далее. Педагог рассказала о республиканских проектах, которые помогают практической реализации физического, художественно-эстетического, речевого, познавательного, социально-коммуникативного развития дошколят.Интернет-трансляция публичных лекций вызвала большой интерес у сетевой публики. За полтора часа конкурсного испытания было зафиксировано около трех тысяч просмотров.Финальный день конкурса «Воспитатель года России» в 2016 году. Заключительное испытание очного тура для лауреатов – ток-шоу «Профессиональный разговор» в уже ставшем привычным и почти домашним Аничковом дворце, в обжитых интерьерах прошлых веков. Участницы конкурса шутят, что ощущают себя королевами или по крайней мере принцессами. Если это так, то 13 ноября к ним пришел настоящий рыцарь – депутат Государственной Думы РФ, боксер-профессионал, шоумен, актер Николай Валуев. Для многих стало открытием, что Николай Сергеевич – многодетный папа, у него трое детей. И еще большим открытием – что он замечательный модератор дискуссии. Ведущий задавал вопросы отдельным конкурсанткам и всем вместе, был приятен в общении, доказал, что искренне уважает педагогов. Редкий случай – Николай Валуев помнит имя своей воспитательницы в детском саду, ее звали Галина Александровна!Всемирно известный боксер умудрился не стать первым лицом ток-шоу, а дать возможность высказаться и прославиться конкурсантам, умело направляя беседу в нужное русло. Интернет-трансляция вызвала огромный интерес у пользователей сети, за время испытания ее посмотрели 10 тысяч человек.На самые важные вопросы звучали сразу десять ответов. В их числе оказалась проблема сотрудничества с родителями воспитанников. Она актуальна для всех регионов – мамы и папы работают, ребенка отдают в детский сад для того, чтобы там его воспитывали, забывая, что главные воспитатели – они сами. Как перестроить мышление родителей, о чем говорить? Что может сделать воспитатель?Екатерина Седельская (Санкт-Петер­бург): «Я бы сказала: «Ваши дети вырастут и не будут в вас нуждаться. Не потеряйте золотое время. Я буду поддерживать детей, но заменить вас не смогу».Светлана Масалкина (Свердловская об­ласть): «Напомнила бы, что есть Закон «Об образовании в РФ», где прописано, что основная воспитательная функция – родительская».Анна Давыденко (Ставропольский край): «Необходимо мотивировать родителей через детей. Дети дома рассказывают о том, как прошел день в саду, показывают, чему научились, вовлекают таким образом родителей в совместную деятельность».Юлия Федякова (Московская область): «Я предлагаю родителям быть партнерами. Они нуждаются в нашей помощи. «Я буду вас направлять, а воспитывать будете вы», – говорю я им».Юлия Новоселова (Москва): «Современный родитель занят, у него действительно мало времени. Но в общении с ребенком важно не количество, а качество. Надо начать хотя бы с пяти минут. Педагог может взаимодействовать с родителями через социальные группы, например, вывешивать там сканированные детские рисунки».Елена Жаркова (Новосибирск): «Мне встречались разные родители. Но таких, кто совсем не хотел бы общаться с ребенком, не было. Детско-родительские отношения очень важны, это оплот безопасности, защищенности для ребенка».Екатерина Смалева (Рязань): «Родителям не всегда нужны правила и наставления. Иногда надо просто выслушать и понять».Еще один важный вопрос. Николаю Валуеву было интересно узнать, что лауреаты конкурса «Воспитатель года России» делают, чтобы сохранить индивидуальность воспитанников, но при этом научить их взаимодействовать в коллективе.Наталия Склярова (Калининград): «Воспитатель должен быть еще и артистом. «Включаю артиста» и нахожу подход к каждому ребенку».Ольга Зырянова (Кировская область): «Помогают музыка и мой собственный голос. Когда ребята слушают музыку, они становятся коллективом. Слушают все вместе».Анализируя изменения последних лет в системе дошкольного образования, многие конкурсанты отметили, что они позитивные – строятся детские садики, хватает игрушек и оборудования, педагоги повышают квалификацию, в том числе благодаря Общероссийскому Профсоюзу образования. Анна Семенова из Республики Саха (Якутия) рассказала о запомнившемся ей садике в Белгороде, где есть и бассейн, и хоккейная коробка.Однако на вопрос «Что бы вы хотели из­менить в дошкольном образовании?» у лауреатов готовы вполне конкретные ответы. Необходимы специальные знания для работы с детьми с особенностями развития, причем еще до того, как такие ребята массово придут в группы. Нужно опросить детей, какие игровые площадки им по душе – пусть они будут главными экспертами этой темы. В каждом детском саду в штате должны быть все необходимые специалисты, в том числе психолог, логопед. А численность детей в группах должна быть разумной. Ведущего ток-шоу поразило, что есть детские сады, где в группе числятся 50 и более малышей!А в конце разговора Николай Валуев предложил конкурсанткам поделиться своими мечтами. Словно под новогодней елочкой «садовницы», как раньше называли педагогов-дошкольников, делились сокровенным: «чтобы не было войны», «хотелось бы жизненного баланса – времени и на работу, и на семью», «чтобы близкие и родные были всегда здоровы», «хочу большой дом с камином», «мечтаю научиться играть на гитаре», «чтобы у каждого ребенка была семья», «собираюсь покорить Эльбрус», «хотелось бы выспаться»…Николай Валуев очень искренне сказал: «Ни секунды не пожалел, что стал ведущим этого ток-шоу. Вы лучитесь положительной энергией. Вижу, что дети в хороших руках».По окончании испытания конкурсанты, жюри и сопровождающие уже не скрывали волнения. Конкурс закончился. Кто же победил? Чтобы услышать заветное имя, все дружно перешли Невский проспект и направились в здание Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д.Шос­та­ко­вича.Церемония закрытия конкурса началась с парада всех участников, которые были приглашены на сцену. Принимали парад председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга Жанна Воробьева и председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова.Галина Ивановна обратила внимание всего зала – какие красивые участники конкурса! А педагогам-дошкольникам сказала: «Конкурс – это большой жизненный экзамен. И знакомство друг с другом. Когда еще у вас будет возможность узнать коллег из 64 субъектов Российской Федерации?»Жанна Воробьева призналась: «У нас была сложная, но безумно приятная миссия в эти дни. Мы принимали лучших воспитателей России. Старались создать для вас комфортные условия. Сейчас будет объявлен победитель, но проигравших здесь нет. Вы самые достойные, самые лучшие!»Теплые слова в адрес участников конкурса сказала и начальник отдела нормативного регулирования и развития дошкольного образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Елена Ложкина: «Вы жемчужинки. Не зря символ конкурса – жемчужина в раковине. Конкурс состоялся, раковина открылась. Вы раскрылись в этом состязании, и это позволит вам двигаться дальше, развиваться. Вы представляете всю страну, более 500 тысяч воспитателей стоят за вашей спиной».Приветственные речи перемежались великолепными концертными номерами. Свои подарки вручили спонсоры конкурса.Для объявления победителя на сцену были приглашены заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова и сопредседатель жюри третьего тура, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание» Татьяна Гризик. Зал откликнулся на имя победительницы криками восторга и бурной овацией. Получив приз конкурса, Хрустальную жемчужину, Екатерина Николаевна Смалева объяснила, что конкурс для нее стал борьбой… но не с коллегами-конкурсантами, а с самой собой. Кроме подарков от спонсоров и красивого приза, рязанский педагог получила от Общероссийского Профсоюза образования путевку в Болгарию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте