search
main
0

Себестоимость учебника можно снизить до 50 процентов

Kнига, как известно, – источник знаний. Добавим: учебная. Книга, особенно в последние годы, – это немалые расходы учителей и родителей школьников, а также – источник благосостояния многочисленных посреднических фирм. На государственном уровне издание и продажа учебной литературы не регулируются.

В прошлом году регионы еще получали из федерального бюджета какие-то средства на централизованную покупку учебников. Сейчас этого нет. Областям самим приходится искать выход, а заодно и деньги. Но пока прикинут, где дешевле, да еще ошибутся, да еще постараются “спихнуть” эту нервотрепку (т.е. покупку книг) на школы – глядишь, и цены подскочили. В Воронежской области потребность прошлого учебного года в учебниках составляла 22 млрд. рублей (старыми), а закупили на полтора миллиарда. К сентябрю 1998 года определили контрольную сумму в 18 млн. деноминированных рублей, а приобрели пока на 3,5 млн. (здесь и бюджетные, и родительские расходы). Причем отдельной строкой в областном бюджете заложено только 600 тыс. рублей – книги для интернатов, детских домов и спецшкол. Муниципальным учебным заведениям область на учебники не выделила ни рубля, и районы определялись с суммой, исходя из собственных финансовых возможностей. Итог (приблизительный) – 7,6 млн. рублей. То есть в общей сложности чуть более 8 миллионов заложено в бюджеты всех уровней против 18 необходимых. Остальное должны будут купить родители.

Рассказывает А.М.Зайцев – заместитель председателя Воронежского областного комитета по образованию:

– По данным на конец июня, школы области обеспечены учебниками в среднем на 82 процента. Есть районы – Верхнехавский, Воробьевский, Бобровский, где этот показатель составляет до 98 процентов. Но есть 65 и 70 процентов. Спасибо библиотекарям, которые сами следят за книгами и учат детей беречь их. Благодаря этому мы сегодня можем выдавать бесплатно учебники детям из социально не защищенных семей… Второй путь, по которому идут школы, – аренда книг. Библиотеки выдают комплект на год за символическую сумму, например в пять рублей. А потом на собранные деньги закупают недостающие новые учебники. Но можно ведь и не каждый год покупать весь комплект. В школах Бутурлиновского района, Грибановского, Лискинского и других родители, которые сами приобретали учебники, в конце года проводят ярмарки обмена. То есть по договоренности просто выменивают друг у друга новые недостающие книги.

На улицах Воронежа в эти дни нет ни одного книжного лотка, где бы не продавали учебную литературу. Цены разнятся в один-три рубля. Средняя стоимость хорошо оформленного толстого учебника (история России, литература) – от 22 до 25 рублей, есть и дороже. Всего на воронежском рынке учебников работают шесть крупных организаций, и только одна из них государственная – Межрегиональная ассоциация развития образования Центрального Черноземья. Президентом ее является председатель Воронежского областного комитета по образованию С.А.Рогачев, а генеральным директором – председатель Воронежского отделения Академии педагогических и социальных наук П.А.Бабкин.

Почему так подробно рассказываю об ассоциации? На мой взгляд, ею предложен просто-таки революционный проект обеспечения школ Черноземья дешевыми учебниками. Он уже осуществляется: в прошлом году, когда прайсовая цена, выставленная “Мнемозиной” на “Математику” Виленкина для 5-6-х классов, составляла 17,5 тысячи рублей, а на развалах книги покупали по 20-24 тысячи каждую, ассоциация распространяла эти учебники… по 13 тысяч.

В этом году ассоциация уже выиграла городской тендер на обеспечение учебниками Воронежа и получила заказ на три миллиона рублей. Причем победа досталась не благодаря известным именам, а потому что смогли предложить наиболее выгодные для городского бюджета условия. В отличие от фирм-соперников, ассоциация гарантирует увеличение количества закупаемых учебников на 10-15%, но за ту же цену. Чтобы выяснить, насколько это реально и как вообще такое стало возможным, вернемся в 1991 год.

Именно тогда области ЦЧР объединились в Ассоциацию экономического взаимодействия “Черноземье”. Сначала – Белгородская, Курская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская, а позже еще и Брянская, Орловская, Новгородская. Президент ассоциации сегодня – председатель Совета Федерации РФ, глава администрации Орловской области Е.С. Строев. Одно из важнейших направлений работы – консолидация усилий областных управленческих структур в системе образования. Для этого внутри “Черноземья” была образована ассоциация развития образования Центрального Черноземья. Сегодня выбраться из экономических трудностей поодиночке невозможно, тем более педагогам, социально защищенным очень слабо. Потому призыв к объединению был услышан уже и в Калужской области, не входящей в “Черноземье”, но присоединившейся к ассоциации развития образования. А на общие собрания нередко приезжают соседи из Харькова и Минска.

– Мы объединились, – говорит Павел Александрович Бабкин, – чтобы совместно с федеральными структурами выработать необходимый функционал в сфере образования внутри государства. Что должны делать федеральные органы, что – местные? Мы пытаемся найти ответы на эти вопросы и справиться с той непростой ситуацией, в какой сегодня оказались регионы. На их плечах вся социальная сфера.

Из основных направлений программы развития образования ЦЧР, перечисленных Бабкиным, назову некоторые: создание и отработка механизма взаимодействия педагогической науки и практики, организация научно-исследовательских работ в области образования, проведение выставок, конференций, ярмарок, создание регионального банка данных, научно-производственных объединений и инновационных организаций. На одном пункте остановлюсь особо: создание рынка услуг по образованию. В планах ассоциации – организация дешевого питания учащихся и студентов, помощь в материально-техническом оснащении образовательных учреждений. А из того, что выполняется уже сегодня, главное – программа “Учебник ЦЧР”.

Благодаря политике объединения и тесным межобластным связям себестоимость каждой учебной книги снижается до 50 процентов. Каким образом? За счет целевого заказа, отсутствия многоступенчатого прохождения учебника от производителя до потребителя и удешевления транспортных расходов.

Понятно, что издательству и любой типографии выгоднее печатать не 500 книг, а, к примеру, 5 тысяч. За счет увеличения тиража и удешевления услуг полиграфии цена снижается иногда на 30 процентов от себестоимости. Ассоциация собирает данные по областям и составляет единый целевой заказ. Насколько он будет велик в этом году, сказать пока сложно. Выигранный тендер на три миллиона – только часть. По словам Бабкина, в прошлом году общий объем средств, выделенных областями ЦЧР на учебники, составил 178 млрд. старых рублей, так что резервов предостаточно.

В те 13 тысяч, которые в прошлом году стоила “Математика” Виленкина от “Черноземья”, уже были включены транспортные расходы за перевозку учебников. Печатали книги в Курске, на одной из старейших полиграфических баз, специализирующейся на выпуске учебной литературы. В Воронеже, например, такой издательской базы нет, а везти книги из Москвы, Твери или Смоленска дорого. Из Курска и ближе, и выгоднее. Другими словами, используя эту полиграфическую базу, “Черноземье” удешевляет стоимость транспортировки учебников во все области, входящие в ассоциацию. Воронежские издательства пока не выпускают учебники федерального компонента, но вполне обеспечивают область методической литературой, пособиями для учителей и литературой для дополнительного чтения. Пример тому – серия “Библиотечка школьника”, выпущенная Центром духовного возрождения ЦЧР (руководитель – Л.Ф.Попова). В серию вошли 9 книг – полное программное текстовое обеспечение по литературе. Стоимость такого комплекта для оптовиков составила 54 тысячи в рублях прошлого года. Дешево и сердито.

Чтобы сохранить этот минимум, областная администрация создала специальное государственное учреждение “Центроресурсы”, обеспечивающее закупку и доставку учебников в школы. Упор в данном случае на слово “государственное”, то есть, в отличие от коммерческих фирм, подконтрольное администрации и не накручивающее дополнительные проценты за услуги.

– Мы снова возвращаемся к отраслевому принципу… Как раньше, когда под бюджетную систему создавались свои отраслевые. Так и дешевле, и легче проверить целевое расходование средств, – заканчивает рассказ Павел Александрович.

То есть многоступенчатый путь от производителя учебников до школьника максимально сокращается и удешевляется. Чтобы не сглазить, пока не станем его называть “шелковым”, впереди еще дорога длиною в учебный год. Тогда можно будет подводить итоги работы “Центроресурсов” и самого проекта “Учебник ЦЧР”. Эксперимент только начался, а из других регионов уже посыпались вопросы и просьбы помочь в организации подобных программ. В ассоциации говорят об этом не без гордости. Идея дешевого учебника актуальна и найдет еще многих сторонников. Мы же обещаем вернуться к этой теме в конце учебного года и рассказать о результатах.

Татьяна МАСЛИКОВА

Воронеж

Среди собкоров “УГ” – пополнение

В Центрально-Черноземном районе приступила к работе наш собственный корреспондент Татьяна Масликова. Вы уже, наверное, заметили публикации этого журналиста на наших страницах. У Татьяны – “большое хозяйство”: ей поручено отвечать за Белгородскую, Воронежскую, Курскую, Липецкую и Тамбовскую области. Информацию обо всем самом интересном, что происходит в образовании этих регионов, читайте на страницах “УГ”.

Татьяне Масликовой 27 лет, она окончила факультет журналистики Воронежского госуниверситета. После выпуска пошла работать… в школу, где преподавала русский язык и литературу. Так что знает проблемы образования не понаслышке. О ее же журналистском опыте можно судить по газетам, в которых она печаталась. Практически во всех областных и городских изданиях, а также центральных – в “Комсомольской правде”, “Российской газете”. В последней Татьяна представляла свою “родную” газету “Берег” на фестивале региональной прессы. Кроме того, приходится помогать и мужу – главному редактору региональной вкладки “АиФ-Черноземье”.

Помимо журналистики, в жизни Татьяны есть еще пятилетняя дочь и бабушки, “готовые посидеть с ней, пока родители мотаются по командировкам”.

История

Один из учебников, рекомендованных Министерством образования для 10-11-х классов, – это курс “История России. ХХ век” В.П.Островского, А.И.Уткина (издательство “Дрофа”).

Если цель учителя – лишь подготовить класс к экзамену, то ему нужен другой учебник, который будет натаскивать ребят. Но педагог, стремящийся научить детей постигать историю, говорить о ней на уровне фактов и документов, найдет в этой книге своего союзника.

Учебник Островского-Уткина концептуален, проблемен. Он отражает современное состояние знаний, логику и противоречивость общественного процесса, главные тенденции исторического развития России в ХХ веке. Изучая столыпинские реформы, белое и красное движения, школьники познакомятся с разными версиями того или иного события.

После параграфа даются цитаты из документов. Часто они также отражают не одну, а несколько точек зрения, это могут быть и полярные мнения по одному и тому же историческому вопросу, факту, событию. Такой методический ход – хороший повод вызвать ребят на дискуссию, порассуждать, научиться отстаивать свое видение происходившего. Примером может служить оценка авторами деятельности либералов, представлявших центристское направление в общественной жизни России начала века. Авторы считают, что ценности либерализма могли бы оказать помощь России современной. Основная идея курса – показать попытки этих кругов стабилизировать положение в стране. Высокую оценку авторов заслужил П.А.Столыпин. По-новому рассматривается личность Л.Г.Корнилова. Если прежде в учебниках на первое место ставилась его жестокость, то в данной книге он показан человеком, который единственный в сложившейся ситуации мог бы стабилизировать страну.

Ученые справедливо полагают, что школьные учебники нельзя писать отстраненно-созерцательно. Призывают порассуждать, подумать, а не просто сообщают факты. В книге есть и характеристики людей, биографические сведения. Ученых прежде всего интересуют позиция исторической личности, поступки. Смог человек что-то сделать в конкретной ситуации или нет? Почему не смог: по слабости характера или по объективной реальности – именно эти вопросы поднимаются на страницах учебника. Авторы ушли от жестких оценок. Они показывают деятельность партий и лидеров, не занижая и не завышая их заслуг.

Но не только о политиках речь. Писатель, артист рассматриваются в книге как политическое явление – например, Булгаков, Высоцкий. Они интересуют авторов прежде всего как властители дум.

В учебнике можно прочитать об истории быта и связанных с ним общественных настроениях. К примеру, наши знаменитые “хрущевки” оцениваются как переход от коммунизма коммуналок в “мой дом – моя крепость”. Последствия подобных изменений (ломка психологии, перемены в сознании людей, их менталитете) также рассматриваются в учебнике. Другой пример того же рода – “магнитофонная революция” и ее значение для жизни общества: человек мог слушать, что хотел и когда хотел, ни у кого об этом не спрашивая. Все это нюансы. Но без них, считают авторы, гораздо труднее понять ту или иную историческую эпоху и живших в ней людей.

Объяснения в учебнике очень наглядны (“К началу века в России насчитывалось 430 тысяч чиновников, то есть один на каждые 300 человек”). Вопросы к параграфам интересны и познавательны (“Многонациональную Россию называли “семьей народов” (Пушкин) и “тюрьмой народов” (Ленин). С какой из оценок согласились бы вы?”) Перед каждой главой даны вопросы на повторение из предыдущего концентра и хронология основных событий. Все это оживит в памяти школьников уже изученное.

ХХ век для России – это время революций и социальных потрясений, и авторы надеются, что наша страна исчерпала свой лимит на все эти негативные события. Заканчивается учебник 1998 годом.

Ольга СТАРОВЕРОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте