Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Себе – все, детям – ничего. У чиновников своя «скважина» – министерские кресла

Учительская газета, №24 от 14 июня 2011. Читать номер
Автор:

Пружина Российской империи«…После летних экспедиций, когда мы с натертыми ремнями рюкзаков плечами возвращались в Омск, начиналась подготовка докладов к научной конференции. Кружок научил нас многому – анализу, творческому мышлению, поиску интересных фактов, практическим навыкам картографии, которые необходимы любому современному человеку в профессиональной деятельности. В многочисленных походах по Омской области, Уралу, Боровому, Прибайкалью, Алтаю, поездках по городам и весям огромной страны наш учитель стремился показать нам жизнь во всем ее многообразии. Мы не только собирали коллекции, изучали экзогенные процессы, но и играли в волейбол, в рабочие моменты не раз вплетались легенды о Ермаке и Кенесары, народные песни, на экскурсиях перед нашими взорами открывались тайны изготовления керамики, изящных изделий из мамонтовой и моржовой кости… Из этого сплава истории, наблюдений, событий и отношения к ним, участия, духовного роста и физического преодоления и состоит то самое состояние души – патриотизм, которым каждый из питомцев Федора Ивановича Новикова по праву может гордиться…»Это строки из воспоминаний профессора РАЕ Игоря Вяткина, руководителя Омского филиала ФГУ «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу», ученого секретаря региональных отделений российских геологического и географического обществ. По признанию Игоря Алексеевича, Рубиконом его жизни стал один из сентябрьских дней 1978 года, когда он пришел в геологический кружок городского Дворца пионеров, вел который известный омский педагог и краевед Федор Иванович Новиков. Впрочем, кружок определил судьбу не только Вяткина – половина из 70 ребят, прошедших через школу Новикова, так или иначе связали свою судьбу с географией или геологией.

Первые юные геологи появились в Прииртышье еще в конце двадцатых годов прошлого века. Со школьниками занимались профессор Петр Драверт, геолог и краевед Сергей Лаптев. За восемьдесят лет тысячи омских школьников получили опыт работы геолога, знания о Земле, ее строении и развитии. Более ста из них выбрали геологию делом своей жизни. И это немало. Движение-то и зародилось, потому что были необходимы кадры, для того чтобы изучать и осваивать огромную территорию СССР. Геология – дело особенное, тут надо и интеллектом обладать, и физической выносливостью, и просто привычкой к неудобствам походной жизни. Можно назубок знать названия минералов, но если не ориентируешься в лесу и не любишь ходить пешком – какой из тебя геолог? Поэтому детей к профессии надо готовить – отбирать желающих, тренировать, водить в походы. «Пружина Российской империи» – так называл геологию организовавший ее Петр I – объединяет и гуманитарное, и естественное, и техническое образование. Воспрянь, Сибирь!Не так давно, как рассказывает Игорь Вяткин, возникла необходимость провести геологическую съемку. Выяснилось, что это могут сделать человек тридцать в стране, причем им всем уже около 60 и каждый из них – директор института. Молодые люди не умеют работать руками. А геологическая съемка требует еще и работы ногами. Обеспечивать съемку должно государство, частные компании финансируют, как правило, процесс разработки месторождения. Но в том-то и дело, что для того, чтобы что-то найти, надо пройти пешком сотни, тысячи километров, записывая в свой полевой дневник все наблюдения вплоть до мелочей. Новые месторождения не открываются только потому, что их некому открывать! – Дети не знают элементарных вещей, – сокрушается Игорь Алексеевич. – Например, как отличить глину от суглинка. Да просто попробовать скатать колбаску. Но это же надо выйти к оврагу, потрогать землю руками. А их сажают за компьютер, считая, что это панацея! Хотя даже в программе по географии предусмотрены походы, только проводить их некому и не на что. Хорошие учителя географии тоже редки, как и геологи.После постперестроечного «провала» в начале XXI века Федор Иванович Новиков теперь уже при помощи своих именитых выпускников – Игоря Вяткина, его коллег Алексея Гнеушева и Валентина Туманцева – открыл новый геологический кружок на базе Омского территориального фонда геологической информации. Сейчас их уже пять – в детско-юношеских геологических объединениях области обучаются около 130 школьников. В каждом есть коллекция минералов и пород, библиотечка, оборудование и снаряжение. Юные геологи занимаются изучением природы Прииртышья, успешно выступая на конференциях НОУ «Поиск», на олимпиадах и конкурсах разного уровня – региональных, сибирских, всероссийских. В области проводятся ежегодные летние полевые сборы, после которых школьники выезжают на всероссийские геологические слеты и открытые полевые олимпиады, завоевывая на них призовые места. Исследовательские работы юных омских геологов удостоены премий Президента РФ и губернатора области. Ими сделаны детальные описания геологического обнажения «Берег Драверта» в Горьковском районе, «Берега Черского» в Омске, геологического и геоморфологического строения долин рек Оми и Иртыша. Дети изучают экологическое состояние рек, родников, ключей, колодцев, собирают и обрабатывают палеонтологический материал мамонтовой и гиппарионовой фауны Прииртышья. Самый успешный клуб юных геологов действует в средней школе №2 городка Калачинска. Ребята и их руководитель, обладатель гранта Президента России, отличник народного просвещения и заслуженный учитель России Любовь Михайловна Плащенко, работают под девизом, который придумали сами: «Воспрянь, Сибирь, геологи идут: что ты в себе хранишь – они всегда найдут». – Клуб создан для вовлечения ребят в активную общественно полезную работу на основе развития их чувств к Родине, инициативы, самостоятельности и творчества, – рассказывает Любовь Плащенко. – Воспитание патриотизма неотделимо от интереса к природным богатствам. Самое интересное, конечно, летом – экспедиции. А в течение учебного года школьники изучают основы геологической науки, коллекции минералов и горных пород, участвуют в олимпиадах. Например, в интернет-олимпиаде ежегодно принимают участие 15-20 человек. Не было года, чтобы юные геологи не стали лауреатами областной конференции НОУ, а самые фундаментальные работы оценены на всероссийском уровне. Показатель серьезной подготовки ребят – высокие результаты на Всероссийской геологической олимпиаде в Москве и Санкт-Петербурге. Успешно выступаем на Сибирской геологической олимпиаде в Новосибирске.Поддержка нецелесообразнаСамое удивительное заключается в том, что все это делается практически без участия Министерства образования Омской области. Снаряжение, литературу, билеты на олимпиады и сборы детям и их руководителям приходится покупать на свои деньги. Притом что будущие геологи, как правило, дети из сельских, весьма небогатых семей. Спонсоры случаются, но очень редко. Клуб Плащенко потому и успешен, что ему активно помогает администрация Калачинского района. А вот в Тарском районе кружок закрылся, остальные держатся на голом энтузиазме руководителей. Специалисты территориального геологического фонда работают с детьми бесплатно. Дети имеют возможность пользоваться библиотекой и фильмотекой фонда, получать консультации специалистов, работать в музее. А Министерство образования… Министерство образования, как водится, отчитывается о победах юных геологов. Почти четыре года деньги на детское геологическое движение все же выделялись. Немного – в пределах 100 тысяч в год, что в два с половиной раза меньше месячной заработной платы министра омского образования. Правда, выделяло средства Министерство промышленной политики Омской области. Ради этого Вяткин с Новиковым пять лет стучались во все двери, и откликнулось отнюдь не областное образовательное ведомство, которое вроде бы имеет самое непосредственное отношение к обучению и воспитанию детей. А в 2011 году правительство области решило вовсе прекратить финансирование детских геологических объединений и не заложило в бюджете расходы ни на работу кружков, ни на поездки, ни даже на оплату труда педагогов. Педагоги – руководители кружков поставлены в тяжелое положение: с одной стороны, раз это никому не надо и денег не платят, можно бы и не работать. Но дети-то ждут! У педагогов больная совесть – они работают по-прежнему.  Правда, после обращения регионального отделения Российского геологического общества Министерство образования области выделило аж 25 тысяч рублей, на которые предложило провести VI областную геологическую олимпиаду и оплатить поездку в Томск команды из восьми школьников и двоих руководителей на VIII Всероссийскую открытую полевую олимпиаду юных геологов, которая состоится в августе. Ехать придется, видимо, в общем вагоне… Министерство промышленной политики Омской области, нефтяные компании, работающие на территории Омской области и Западной Сибири, местные геологические и промышленные организации на просьбу вообще не откликнулись. Но – вот удача! – Вяткину удалось найти серьезного спонсора. Договоренность устную нужно было подкрепить письменно – представитель компании-мецената сказал, что желательно письмо от министра. Разумеется, Вяткин обратился к Ирине Прозоровой, министру образования Омской области, считая, что ей небезразлично, чем дети занимаются на досуге. Точнее, написал просьбу, приложил к ней письмо, в котором нужно было только лишь расписаться. И спустя месяц получил по полной программе: «Направление письма-обращения в адрес О.Л. Чемезова, вице-президента ОЛО «ТIIК-ВР», об оказании финансовой поддержки детско-юношескому геологическому движению Омской области на 2011 год считаю нецелесообразным, так как Омское региональное отделение общественной организации «РосГео» вправе самостоятельно обращаться в любую организацию за оказанием спонсорской помощи для проведения мероприятий». Министерство образования полностью открестилось от детско-юношеского геологического движения. Почему? Да нипочему. На всякий случай – как бы чего не вышло. Пришлось все начинать сначала – отправлять ту же просьбу министру промышленности. Тот расписался, но, пока письма ходили туда-сюда, спонсоры уже помогли кому-то другому. Вот такая экспедиция. Удивительное дело: не самые богатые люди – педагоги и геологи – бесплатно работают ради будущего страны. А чиновникам в высоких кабинетах наплевать и на то, чем занимаются на досуге дети, и на то, что лет через десять этим детям просто нечего будет есть. Им нет дела до поиска полезных ископаемых: у них своя «скважина» – министерские кресла. Омская область , фото автора


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту