Первый учитель… Как много он значит в жизни каждого из нас! И насколько цельным, богатым душой и знаниями он должен быть, чтобы оставить след в памяти человека на всю жизнь. Так, чтобы направить по правильному пути и незримо находиться рядом, поддерживая и помогая своей мудростью, заложенной в умы и сердца учеников еще в первые школьные годы.
О призвании, долге и работе учителя начальной школы можно говорить бесконечно, перечисляя необходимые ему качества, размышляя о том, кем он должен быть для своих первоклашек, что обязан им дать. Не желая никого утомлять пространными рассуждениями на эту тему, скажу кратко и конкретно: для себя я посчитала важным учить ребят бережно относиться к жизни – своей собственной, своих близких и всех окружающих.
Настоящий учитель думает о детях. О том, чтобы им было комфортно, хорошо, спокойно – в школе, в семье, в городе, в стране… Мне тоже хотелось помочь ребятам почувствовать себя защищенно и уверенно в нашем неспокойном и полном опасностей мире. Но как? Путь к этому был нелегким.
Навещало много сомнений, мыслей… И тут мне повезло! Судьба свела с замечательными педагогами-наставниками, благодаря которым я очень многое поняла, увидела иначе, многому научилась сама. Один из таких педагогов – Максиняева Марьям Рустамовна. Она помогла еще лучше понять значимость и важность предмета ОБЖ, подсказала и показала, как эффективнее донести до ребенка знания о самом важном в жизни – о его безопасности.
В 1998 году я пришла работать в школу № 1250 Северного административного округа Москвы (директор Максимова Светлана Николаевна). Мне хотелось не просто работать, а сделать каждый свой урок хотя бы небольшим открытием для детей. Таким, чтобы он не только давал школьникам определенные знания, умения и навыки, но и увлекал их, возбуждал их маленькие умы, дарил радость от познания мира, в котором они живут. Старалась разъяснить и внушить детям, что каждый человек должен знать, как сохранить свою жизнь и жизнь дорогих ему людей, и что этому можно научиться, чем раньше это сделать, тем лучше!
Я рассказывала детям случаи из своей жизни, они делились своими примерами и переживаниями. Мы искренне беседовали, учились друг у друга любви, взаимопомощи, уважению, состраданию, верности и патриотизму. В атмосфере добра и дружелюбия мы разбираем правила о том, как действовать в той или иной ситуации, как защитить себя и близких нам людей от беды, зла, насилия.
Есть разные способы и методы обучения вопросам безопасности, и я применяю их в комплексе, применительно к возрасту детей. Широко использую народный фольклор: русские народные сказки, загадки, пословицы и поговорки.
Главное, чтобы ребенок был не пассивным слушателем рассуждений «о жизни», а активным участником происходящего вокруг него, чтобы его «затягивало» в процесс. Чтобы ребенок понял и поверил: то, что рассказывает сейчас учитель, – жизненно важно, без этих знаний в жизни не обойтись.
З.ОМЕЛЬЧЕНКО, учитель школы № 1250, победитель окружного тура конкурса «Учитель года-2005»
в номинации «Учитель начальных классов и ОБЖ», Москва
Комментарии