search
main
0

Сделай сам! Элективный учебный проект дополняет традиционный курс информатики интересным коллективным делом

В рамках образовательной инициативы Microsoft «Партнерство в образовании» (Microsoft Partners in Learning, PiL), которая реализуется в 43 регионах России через учебные центры проекта Microsoft «Академия учителей», в школах внедряются элективные учебные курсы Microsoft. Изначально курсы Microsoft серии «Партнерство в образовании» были разработаны методистами Американской ассоциации преподавателей школ и колледжей, но в каждой стране – участнице международной инициативы проекта (сейчас их 101) курсы адаптируются к условиям национальной школы. Основным партнером по локализации, апробации и изданию курсов Microsoft серии «Партнерство в образовании» в нашей стране стало издательство «Бином. Лаборатория знаний». В чем состоит особенность этих курсов, какие возможности они дают для педагогов и школьников? Об этом мы попросили рассказать Марину ЦВЕТКОВУ, заместителя генерального директора издательства «Бином. Лаборатория знаний».

– Марина Серафимовна, как проходила локализация курсов?

– Прежде всего к локализации курсов мы привлекли учителей информатики, и, безусловно, именно они сыграли ведущую роль в адаптации учебно-методических материалов. Педагоги проявили высочайший уровень ответственности, первоначально повысив уровень своего мастерства путем самообразования, апробируя каждый фрагмент курсов со школьниками, потому что ресурсы, предложенные Microsoft, требовали современного видения и владения информационными технологиями. Ну и, конечно, к работе по локализации курсов Microsoft «Бином» привлек авторитетных специалистов Московского центра информационных технологий и учебного оборудования, Московского института открытого образования, методистов Москвы. Итогом двухлетней работы в 2005-2006 годах стал качественный продукт, получивший высокую оценку как независимых экспертов, так и самих потребителей – педагогов и школьников.

Сегодня каждый из четырех курсов включает в себя учебное пособие для учащихся, методическое пособие для учителя, а также электронное приложение для организации учебно-практической деятельности, размещенные в электронном виде в свободном доступе как на сайте Microsoft, так и на сайте методической службы издательства БИНОМ. Сфера их применения – самая широкая: в рамках традиционного курса информатики, в ходе учебной проектной деятельности по другим предметам, в качестве элективных курсов в системе профильного обучения, на факультативных занятиях, во внеклассной работе.

– Разнообразных курсов, которые может использовать сегодня школа, достаточно много. В чем принципиальное отличие элективных учебных курсов от других?

– Любой проект начинается с идеи. В данном случае идея состояла в том, чтобы центром проекта были не образовательный процесс или ресурсы, которых в школах становится все больше и больше, а старшеклассник, конкурентоспособный в информационном мире выпускник школы. Собственно в этом и заключается сегодня социальный заказ общества. В основе замысла курсов – два тезиса. Во-первых, информационные технологии – это доступно. Во-вторых, это насущная необходимость современного человека, который сталкивается с ними во время учебы, дома, на работе. Школа предлагает ученику систематический курс информатики, но при этом предметное обучение пока не учитывает интересов ребенка в области последних новинок информационных технологий, несомненно, встроенных практически во все области знаний. Курсы Microsoft серии «Партнерство в образовании» выстроены на деятельностной основе, их принцип – «сделай сам». Это не столько «учебный курс» в традиционном понимании, сколько элективный учебный проект, органично дополняющий традиционный курс информатики интересным коллективным делом, полезным как ребенку, так и школе, позволяющим консолидировать все приобретенные ребенком знания не только по курсу информатики, но и по другим предметам.

– И как это происходит на практике?

– Курсы можно реализовывать в форме элективных учебных проектов путем создания школьных бригад двух видов: бригад технической поддержки (в рамках преподавания информатики) и межпредметных проектных бригад (в рамках обучения предметам с участием всех учителей-предметников).

Не секрет, что в рамках процесса информатизации российские школы сталкиваются с серьезными проблемами технической поддержки компьютерной техники и локальных сетей. И чем больше современного оборудования используется в образовательном процессе, тем больше времени и усилий требуется для поддержания его в порядке. Так вот в ходе изучения элективных курсов под руководством учителя создаются инициативные группы учеников, которые свои знания тут же реализуют на практике. Что они реально могут делать? Профилактическое обслуживание и мелкий ремонт школьных компьютеров и периферийного оборудования как ученических, так и рабочих станций учителей-предметников, библиотекаря, антивирусную защиту, сопровождение локальных сетей и школьного сайта.

Еще одно направление работы ученических бригад техподдержки – помощь учителям-предметникам, только начинающим осваивать возможности информационных технологий. Ребята смогут подсказать, как корректно работать с техникой, грамотно организовать файловое пространство, научат пользоваться Интернетом и электронной почтой, помогут во время проведения открытого урока, презентации, массового школьного мероприятия (предметных недель, конкурсов, олимпиад).

Например, в московском центре образования №1497 ребята из бригады техподдержки официально зачислены в штат в качестве лаборантов и получают зарплату за свой труд. В этой школе в локальную сеть объединены 128 компьютеров, работают четыре сервера – масштаб большого офиса. Средств на оплату работы профессионального системного администратора нет. До недавнего времени администрированием занимались родители. Благодаря введению в учебный план курса «Основы компьютерных сетей» с этой задачей все более уверенно справляются старшеклассники. Ребята даже помогли нескольким учителям наладить локальные сети у себя дома. Это реальные дела, выполненные своими руками, а потому действительно интересные для ребят. Также актуальны для них и элективные курсы «Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка», «Учебные проекты с использованием Microsoft Office» и «Основы программирования на примере Visual Basic .NET». Для школьников это замечательный способ профилизации, хорошая возможность «примерить» профессию на себя, выполняя работу программиста, специалиста технической поддержки, системного администратора или веб-дизайнера. И конечно, нельзя не отметить важнейшую воспитательную ценность такой проектной деятельности, ведь элективные курсы предполагают межвозрастной принцип организации групп, а это общение и взаимодействие между учениками и даже родителями в общем общественно полезном деле. Ведь в проектные бригады могут включаться папы и мамы, если речь идет о школьном музее, подготовке репортажей и передач для школьной телестудии и радиоузла, формировании и наполнении школьных баз данных, архивов, коллекций творческих работ и их цифрового представления на школьном сайте. В конечном итоге элективные учебные проекты на основе курсов Microsoft помогают формировать интересную школьную жизнь.

– Марина Серафимовна, в проекте есть еще уникальный ресурс, одним из элементов которого является Методическая служба издательства «Бином. Лаборатория знаний».

– В странах, вошедших в программу «Партнерство в образовании», был реализован ресурс сетевого общения педагогов – портал «Сеть творческих учителей» (ITN портал). В России он был презентован в апреле 2004 года и сейчас сопровождается в том числе силами Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Прежде всего это место виртуального общения и передачи опыта через сетевые педагогические сообщества, в том числе и по курсам Microsoft. Но есть и вторая составляющая сетевой поддержки педагогов – это патронат учительства со стороны методистов и, что очень важно, авторов курсов Microsoft. Такое дополнение традиционной работы с учителями со стороны институтов повышения квалификации осуществляется по сети и с помощью видеосессий через Интернет самими авторами учебных пособий, а ведь именно они в педагогическом партнерстве со школьными учителями являются трансляторами содержания образования школьнику. Так вот для того, чтобы эта трансляция была адекватна, понятна и технологична, необходима обратная связь. Сегодня она существует в форме Методической службы издательства «Бином. Лаборатория знаний», которая имеет и свое сетевое представительство. Помимо традиционных выездных семинаров с учителями по курсам Microsoft у педагогов есть уникальная возможность посетить online авторские мастерские, заказать веб- или видеосессии. Кроме того, обратная связь существует и для школьников, которые также могут задать любые вопросы авторам.

– И насколько такая форма обратной связи востребована школьниками?

– Конечно, они пишут нечасто, но метко, особенно старшеклассники. И это общение дорого стоит, потому что позволяет понять автору, насколько качественно он выполнил свою учебно-методическую миссию. Учебное пособие – инструмент учителя по передаче знаний. Но кроме этого – информационный материал для ребенка, который должен быть ему интересен и понятен. Так что даже самые каверзные вопросы полезны. Как и оперативное сетевое партнерское сообщество автора, учителя и ученика.

NB!

В Методическую службу издательства «Бином. Лаборатория знаний» можно попасть по адресу: www.metodist.lbz.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте