search
main
0

Сценарий урока на тему «Предложения с вводными конструкциями» в 8 классе (второй урок по теме).

Принимая во внимание широкий спектр методического инструментария творчески работающего учителя, не умаляя значения всех остальных направлений в методике, я в своей работе делаю акцент на следующих направлениях обновления методического инструментария: нетрадиционные типы уроков и формы работы с учащимися; система творческих заданий в работе над текстом; использование алгоритмов на уроке.

Именно эти направления, на мой взгляд, способствуют развитию у учеников творческих способностей, расширению коммуникативной сферы деятельности учащихся, развитию логического мышления.

Система нетрадиционных форм урока, творческих заданий в работе с текстом, предусмотренная УМК под редакцией С.И. Львовой, направлена на развитие устной и письменной речи школьников, эстетической и эмоциональной сферы детей, раскрытие их творческого потенциала.

Трудности, которые испытывают дети при изучении темы «Предложения с вводными конструкциями. Знаки препинания при них»:

Не видят вводных слов в предложении.

Не различают вводные конструкции и омонимичные с ними члены предложения.

Ошибаются в постановке знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями.

Недостаточно активно используют арсенал вводных конструкций в устной и письменной речи.

При составлении сценария исхожу из того, что первые представления о вводных словах, их основных группах по значению, знаках препинания дети получили на предыдущем уроке.

Учебный материал: Предложения с вводными конструкциями.

В ходе занятия осуществлялось:

Повторение понятия вводные слова, их роли в предложении, группы вводных слов по значению, правил постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами.

Введение представления о вводном словосочетании, вводном предложении, вставной конструкции.

Необходимые для работы в ситуации средства:

– понятие о вводном слове;

– умение определять (по алгоритму и без него) вводные слова в контексте;

– различение вводных слов и омонимичных с ними членов предложения.

Что осваивают обучающиеся?

Понятие грамматической связи вводных слов с другими членами предложения; понятия вводных словосочетаний и предложений; правило постановки знаков препинания.

Осваиваемые способы действия.

При осваивании понятия вводного словосочетания вспомнить грамматические признаки словосочетаний; вводного предложения – выделить грамматическую основу в предложении.

Ход занятия

Актуализация внимания обучающихся.

Учитель. Ребята, представьте, что к нам в класс пришел новый ученик, а в школе, где он   занимался, не изучали тему «Предложения с вводными конструкциями». Поможем ему?

Класс разделен на 3 группы (каждой группе дается задание).

1 группа – Составьте опорную схему (алгоритм) «Внимание: вводные слова».

2 группа – Напишите памятку по изучению темы «Вводные слова». Можете начать так «Помни, что…».

3 группа – Проиллюстрируйте на конкретных примерах роль вводных слов в предложении, подбирая необходимые по значению вводные слова. Используйте материал упражнения 563 с.281.

Такт 1

Учитель. Ребята, если наш новый друг обратится к материалу учебника на с.278, он столкнется с утверждением: «…вводные слова никак не связаны с членами предложения. Они не являются членами предложения» (Составление алгоритма, памятки, объяснение на примерах дети тоже могут построить на этих сведениях).

Действительно, ни к одному из традиционно выделяемых пяти членов предложения вводные слова отнести нельзя. Но значит ли это, что они грамматически не связаны с другими словами в предложении?

Сравните конструкции одинакового лексического наполнения, обозначая логические ударения значком ‘, паузу значком |, убыстренный темп чтения подчеркиванием. Не забудьте про орфографическое и пунктуационное оформление предложений.

По-видимому|, за’втра у нас будет сочинение.

Завтра, |по-видимому|, у н’ас будет сочинение.

Завтра у нас, |по-видимому|, бу’дет сочинение.

Завтра у нас будет, |по-видимому|, со’чинение.

Общее: присутствие одного и того же вводного слова, одна и та же грамматическая основа, один и тот же набор второстепенных членов, говорится об одном и том же.

Различия: разное местоположение вводного слова в предложении, меняется местоположение логического ударения – на разных словах. От чего это зависит? От того, какую информацию мы хотим передать.

Учитель: Как работает вводное слово? (Выражает отношение говорящего к тому, о чем он говорит (его основная функция), связано с членами предложения, усиливает их смысл, конкретизирует).

От того, в каком месте, рядом с каким словом находится вводное слово и как оно объединяется с одним из членов предложения интонационно, меняется смысл высказывания. А ведь мы уже на раз приходили к этому выводу, что порядок слов и интонация – это важные средства связи слов в предложении. Просто здесь связь другая – не подчинительная (согласование, управление, примыкание), не сочинительная, но связь есть, и она важна, ее надо уметь правильно вычитывать в написанном тексте, улавливать на слух, показывать голосом в устной речи, расстановкой знаков препинания на письме.

Такт 2

Обработка умений постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями.

Всё стало (1) очевидно (2) с первого взгляда.

Гости (3) очевидно (4) и не представляли себе того, что их ожидает вечером.

1. 1,2                           2. 3,4                           3. 1,2,3,4                    4. 1,3

Закрепление полученных знаний (упражнения в игровой форме).

Кто быстрее и правильнее? Подберите к вводному слову в данном предложении синонимы.

Сегодня по телевидению, кажется, будет передача о «Ревизоре» Н.В. Гоголя.

Кто ответит точнее и убедительнее?

Если к слову можно подобрать синонимичное вводное слово, это доказывает, что перед нами … , а не … .

В предложении, кроме вводного слова, есть четыре члена предложения. Сколько и каких ситуаций можно обозначить этим предложением, если менять в нем место логического ударения, порядок слов, связь с ними вводного слова?

Покажите это на примере, допустим, такой исходной ситуации:

Возможно, наш театральный коллектив примет участие в конкурсе.

4. Тест

Весь остаток дня (1) к сожалению (2) она провела в каком-то подавленном состоянии.

От случившейся встречи (3) к большому сожалению (4) у него добавилось чувство разочарования.

1. 3,4                          2. 1,2,3,4                   3. 1,2                           4. 1,2,3

Вы (1) я думаю (2) привыкли к этим великолепным картинам.

Вечером (3) думаю (4) вам придется навестить княгиню.

1. 1,2                          2. 3,4                          3. 1,2,3,4                    4. 1,3,4

Вы (1) говорили (2) хорошо разбираетесь в этом вопросе.

Сама же барыня (3) говорили о ней (4) не умеет отличать буженину от телятины…

1. 3,4                          2. 1,2,3                       3. 1,2                          4. 1,2,3,4

Каждая группа выбирает табличку с правильными ответами и прикрепляет на доску.

2, 3, 3, 4

2, 2, 1, 4

2, 3, 4, 1

1, 2, 3, 4

Учитель. Что нового в нашу копилку знаний о вводных словах могут добавить наблюдения и анализ предложений из теста? (Вводными могут быть не только слова, но и словосочетания и предложения)

Какие значения они вносят в предложения? (Те же, что и вводные слова).

Как отличить вводные слова от вводных предложений?

Зачем необходимо различать вводные слова, словосочетания и предложения? (Вводные предложения не делают предложение сложным, их функция – функция осложнения простого предложения).

Такт 3

Закрепление полученных знаний и одновременно задание – «ловушка».

У каждой группы на карточках по предложению,  в котором необходимо поставить знаки препинания и объяснить их постановку.

1 группа. Дана была полтина меди на расходы и – что гораздо важнее – умное наставление… (Гоголь)

2 группа. Эти собаки, если я не ошибаюсь,  происходят от простых дворняжек и овчарок. (Куприн)

3 группа. Владимир Сергеевич (так именно звали молодого человека в пальто) в недоумении посмотрел на своего человека… (Тургенев)

Обучающиеся, возможно, во всех предложениях поставят запятые при вводных предложениях, но, анализируя значения вводных предложений, придут к выводу о том, что значения эти различаются (те же, что и у вводных слов, и значение дополнения, замечания), поэтому знаки препинания при вводных предложениях – не только запятые, но и тире, реже скобки. Конструкция 3-ей группы –  другая, вставная. С такими предложениями ученики будут знакомиться на следующем уроке.

Такт 4

Учитель: Подведем итоги. Заполните рубрики стенда «Сегодня на уроке».

Повторили…

Наблюдали…

Познакомились с…

Узнали…

Учились…

Сделали вывод…

Рефлексия

Какое упражнение показалось наиболее интересным?

С чем на уроке труднее всего было справиться?

Какая работа оказалась для вас достаточно легкой?

Домашнее задание (дифференцированное): можете выполнить одно из предложенных заданий:

1. Упражнение 570, с.284 (на различение вводных слов и омонимичных с ними других членов предложения, постановку знаков препинания и орфограмм.

Попробуйте написать сочинение-рассуждение по тексту из книги Б. Тимофеева «Правильно ли мы говорим?»

2. В этом разделе речь пойдет о том словесном мусоре, который становится «мусором» именно от того, что сверх всякой меры и вопреки смыслу и необходимости засоряет речь иного оратора.

Их – этих «слов-паразитов» – не так много, но зато, когда они «привязываются» к оратору, отделаться от них нелегко…

Беда заключается в том, что сам оратор не замечает своих «слов-паразитов», произнося их автоматически.

К числу их принадлежат слова и словосочетания: «значит», «так сказать», «конечно», «в общем», «собственно говоря», «видите ли», а также нечленораздельные «м-д-а-а», «э-э» и т.д., произносимые очень часто и, главное, некстати.

Этот словесный сор, не замечаемый говорящим, но весьма заметный для слушателей, портит речь, а иногда и приводит к двусмысленностям.

Я слушал выступление одного критика, говорившего при разборе новой пьесы: «Это, так сказать, произведение, в котором, так сказать, автор хотел поднять, так сказать, проблему…». В общем оратор, давая положительную оценку пьесе, так засорил и запутал свою речь бесконечными «так сказать», что придал ей иронический и отрицательный смысл.

Каждый выступающий публично должен строго следить за чистотой своей речи, всячески оберегая ее от «слов-паразитов»…

3. Попробуйте составить устное высказывание по данному началу: «К сожалению, я не могу похвалиться своей начитанностью. Книги – наши верные друзья (об этом неустанно говорят авторитетные люди), но пока сам не поймешь это сердцем, все слова, по-моему, проходят мимо…»

Светлана Константиновна Смирнова, учитель русского языка и литературы средней школы №2 им. В.А. Новикова города Тутаева Ярославской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте