Обучающие цели: учить ориентироваться в лесу во время пожара; продолжать формировать представления у учащихся о лесе, как о природном сообществе; продолжать знакомить школьников с разнообразием лесных обитателей; закрепить знания о ярусах леса.
Нам не нужен «Мерседес», совершим поход мы в… Теперь оглянитесь вокруг и скажите, какие 3 группы растений нас окружают в лесу? : . Заключение по правилам пожарной безопасности : 1 1
Цели:
– развивающие – развивать познавательный интерес к природному сообществу «лес»; умение рассуждать, выражать свои мысли; артистические способности, связную речь, воображение, внимание, мышление;
– воспитательные – воспитывать чувство ответственности за сохранение леса; доброжелательное отношение к животным, раcтениям, птицам, т.е. природе; любознательность и дисциплинированность.
Задачи: практическое применение приобретенного опыта.
Форма проведения: игровое путешествие.
Место проведения: класс.
Методические приемы: коллективная работа; игровые моменты; самостоятельная работа.
Оборудование:
– мультимедийный проектор;
– презентация «Наш зеленый друг»;
– костюмы зверюшек (лиса, медведь, заяц);
– иллюстрации хвойных и лиственных деревьев, кустарников, цветов, съедобных и несъедобных грибов, насекомых;
– плакат с изображением пожара;
– плакат «Солнышко».
Ход мероприятия
I. Вступление
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А вот куда, вы скажите сами, отгадав загадки:
Загадка
1 ученик:
Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек. (Лес.)
2 ученик:
Он всегда полон чудес, там деревья до небес,
В чаще самой ходит волк, он на всех зубами – «щелк»!
Много там грибов и ягод. Птички разные поют,
В общем, звери в нем всегда пищу для себя найдут.
Нам не нужен «Мерседес», совершим поход мы в… (Лес.)
Учитель: Да, ребята, вы правильно догадались. Мы отправляемся в сказочный лес.
II. Основная часть
1ученик:
Хорошо в лесу зеленом! Травы стелются ковром,
А резные листья кленов укрывают нас шатром.
Мы идем лесной тропою, смотрим мы по сторонам –
Пахнет травами и хвоей, блики бродят по стволам.
Нас ведет дорога в лес,
Этот лес полон чудес.
Фея там живет лесная,
Да проказница большая.
Выходит Фея.
3 ученик (шепотом):
Нам ее сердить нельзя,
А то заблудимся, друзья,
Но другого нет пути,
Будем через лес идти.
Фея: Добрый день, ребята! Как вас много! И я сразу же хочу поинтересоваться, как вы будете себя вести в лесу?
Ответы детей. Вспомнить коллективно правила поведения в лесу.
Фея: Вы хорошие дети. Добро пожаловать в наш лес!
Учитель: Шагая по лесу, давайте поговорим о том, какова роль леса в жизни человека? Что произойдет, если исчезнут леса?
Выслушать ответы детей.
Игра «Да – нет»
Проводят подготовленные дети. Остальные отвечают на вопросы хором:
1) Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)
2) Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет)
3) Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)
4) Если ветку повяжу, колышек подставлю? (Да)
5) Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет)
6) Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет)
7) Если мусор уберу? (Да)
8) Я люблю свою природу, я ей помогаю? (Да)
Учитель: Теперь оглянитесь вокруг и скажите, какие 3 группы растений нас окружают в лесу? (Деревья, кустарники, травы).
Учитель: Поиграем в игру.
Игру проводит Фея, пытаясь запутать детей.
Игра «Деревья-кусты-цветы».
Дети показывают движения:
– «деревья» – руки вверх;
– «кусты» – стоя, руки вниз;
– «цветы» – дети садятся.
1 ученик (встревоженно):
Посмотрите: вон – дымок!
Кто-то там костер зажег.
Фея нас туда зовет,
Фея знак нам подает!
Фея машет рукой.
Что нам делать? Как нам быть?
Надо же костер тушить!
Учитель: Откуда в лесу появился костер? (Выслушать предположения детей). Правильно. Кто-то курил в лесу сигарету и забыл ее потушить. Или веселились, отдыхали, развели костер, а затушить забыли.
Этот дядя не жалеет,
Что в лесу окурок тлеет…
На такого дядю глядя,
Мы, ребята, скажем речь:
«Как же вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!»
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни…
Фея: Костер сейчас потушит тот, кто быстрей всех слово назовет!
Загадки
1. Что за зверь лесной, встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы – уши больше головы. (Заяц)
2. Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)
3. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной,
А когда придет весна, просыпается от сна. (Медведь)
Дети отгадали все загадки, а в зал заходят дети с костюмах зверей (лиса, заяц, медведь).
Фея: Спасибо вам, ребята! Вы отгадали все загадки и спасли мой лес от пожара!
Звери благодарят детей (хором):
Спасибо вам, детишки, девчонки и мальчишки!
За то, что от пожара наш лес уберегли!
Учитель: Нам теперь можно веселиться, ведь у нас все хорошо!
Все исполняют «Танец утят».
Беседа о пожаре.
Учитель: Хорошо, что лес у нас сказочный и потушили мы его по сказочному! А если был бы настоящий лес, чем бы все могло закончиться? (Пожаром). При неосторожном обращении с огнем в лесу непогашенный костер, брошенная спичка или сигарета, или детская шалость могут стать причиной возникновения пожара. Если вы решили развести костер, то это надо делать только в присутствии взрослых, на открытом месте (на полянке), но не под деревьями и не на сухой траве, которая в один миг разгорится.
Место под костром не зарастает 5-7 лет!
Монтаж
Все так изранено в лесу
Как после дней войны.
Здесь уцелевших не найти
Ни ели, ни сосны…
Вот муравейник подожжен
Кощунственной рукой.
Мне кажется, горит не он,
А дом пылает мой!
3 ученик:
Земля в ожогах и рубцах
Как в дни большой беды.
4 ученик:
Ушли, обидев красоту!
Смутив лесной уют.
Не услыхав, что за спиной
Все листья слезы льют.
Показ презентации «Наш зеленый друг».
Учитель: На борьбу с пожарами выезжают очень смелые люди – пожарники. Часто они рискуют собственной жизнью, бросаются в огонь, чтобы спасти людей. У пожарных есть специальная одежда – она спасает их от огня. Современная пожарная техника позволяет в считанные минуты потушить огонь.
Демонстрируется наглядное пособие с изображением пожарников и пожарной техники.
Ученик:
Пожарные – люди отважные!
Ведь что для них самое важное?
Сообща работать уметь, чтобы пожар преодолеть!
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!».
Проводят «зверюшки»: они задают вопрос детям. Дети дают ответ.
1. Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре? («Это я, это я…».)
2. Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»?
3. Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем? (Дети молчат.)
4. Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
III. Заключение
Учитель: Пожар может случиться не только в лесу, но и дома, и на улице. Вот вам несколько советов, чтобы избежать пожара в любой ситуации.
Монтаж по правилам пожарной безопасности
Ребята! Помните о том, что нельзя шутить с огнем.
Кто с огнем неосторожен, у того пожар возможен.
2 ученик: Спички не тронь – в спичках огонь!
Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла!
Возле дома и сарая разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая для построек и людей.
5 ученик:
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его водой.
6 ученик:
Если младшие сестрички зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те отнять!
7 ученик:
Включен утюг, хозяев нет,
На простыне дымится след…
Ребята! Меры принимайте –
Утюг горячий выключайте!
8 ученик:
При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
Набирают «01»!
9 ученик:
И вот машины красные спешат в места опасные,
Прохожие сторонятся – пожарные торопятся.
10 ученик:
Пусть помнит каждый гражданин –
Пожарный номер – «01»!
11 ученик:
«01» – запомните этот телефон,
В случае пожара пригодится он!
12 ученик:
Дым увидел – не зевай!
И пожарных вызывай!
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по сказочному лесу. Сегодня вы еще больше узнали о том, как надо вести себя в лесу. Помните, что лес – наше богатство! Берегите его! Будьте предельно осторожны в обращении с огнем!
Марина Баландина, учитель начальных классов средней школы №4 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области
Фото с сайта http://deita.ru.
Комментарии