Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Сценарий мероприятия «Деревенские посиделки» для учеников 5-9 классов.

Дата: 20 января 2014, 00:39
Автор:

Первостепенная задача современной школы – духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, государства.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности осуществляется через все виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную и общественно полезную. Я предлагаю вашему вниманию сценарий мероприятия «Деревенские посиделки», которые можно проводить как для учеников одного класса, так и среди учащихся разных классов. Большим плюсом будет, если мероприятие проводиться совместно с учителями Мировой Художественной культуры, литературы, музыки, географии, а так же с привлечением родителей. Учащиеся окунуться  в мир прошлого, соприкоснуться с культурой и искусством. Это мероприятие – лишь часть программы по духовно-нравственному воспитанию. В дальнейшем я планирую провести классный час «Русские православные праздники». Эту разработку можно использовать не только классным руководителям, но и учителям-предметникам.

Задачи:

– Знакомство со старинными русскими песнями, пословицами, поговорками, обычаями и традициями русского народа.

– Формирование интереса и уважения к традициям на Руси.

– Активизацию интереса у учащихся к истокам и истории своего народа.

– Воспитание нравственных качеств личности.

– Развитие артистических и сценических способностей детей.

– Обучение коллективному взаимодействию.

Предварительная работа: ребята самостоятельно находят прибаутки, потешки, сказки. Знакомятся с предметами быта и домашней утвари.  Разучивают народные песни, потешки, игры.

Оборудование: печь, ухват, горшок, платки, кокошники, самовар, домотканые дорожки, балалайка, сарафаны, рубахи, прялка.

Ход мероприятия «Деревенские посиделки»

1-ый ведущий: Здесь и красные девицы…

2-ой ведущий: Добры молодцы кругом.

Вместе:  Все уселись за столом.

1-ый ведущий: Будет всем вам здесь приятно

Побывать у нас в гостях.

2-ой ведущий:  Песни русские попеть,

В русский пляс с душой пуститься.

1-ый ведущий: Пирогов отведать вкусных

И чайку напиться всласть.

Вместе: Все мы рады видеть вас!

1-ый ведущий: А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.

2-ой ведущий: Будут вам и пироги, а сейчас посидим рядком, да поговорим ладком!

Учитель: А ведь поговорить нам есть о чём. Каждый из нас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого – с вашего дома, с вашей улицы, с вашего села.  Отсюда открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Наша Родина – Россия, которая объединяет различные народы. На уроках истории, классных часах мы  знакомимся  с её далёким прошлым. Мы узнаем, как тяжела и опасна была жизнь предков, как тяжелая жизнь, войны опустошали нашу землю.

Но в часы горя и в часы радости они не теряли душевной теплоты, верили в свои силы, в своё светлое будущее — всё это находило отражение в творчестве. Каких только сказок легенд не создал народ!

Сегодня мы попробуем прикоснуться к далёкому прошлому русского народа. Давайте представим и воспроизведём некоторые картины далёкого прошлого.

Картина №1

Сцена оформлена в виде крестьянской избы. Девушки сидят за прялками. Некоторые шьют, вяжут, вышивают и тихо напевают русскую народную песню.

2-ой ведущий:   Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской  избе — и снова работа: кто прядёт, кто вывешивает, кто ткёт…

1-ый ведущий:  Но какая работа без песни? А то и до пляски недалеко.

Девушки (делая вид, что прядут): Позолоченная прялица, мы прядём, а нитка тянется, мы прядём, а нитка тянется, нам работа наша нравится…

Картина №2

Быстро меняется мелодия, начинается хоровод под мелодию русской народной песни «А я по лугу»… Девушки разрывают круг, в него, танцуя под песню девушек, входит добрый молодец, а девушки поют.

Песня девушек:

Я за то люблю Ивана,

Что головушка кудрява

А бородушка кучерява,

Кудри вьются до лица

Люблю Ваню молодца.

Став полукругом, девушки и молодец начинают состязаться в исполнении частушек.

Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся народ по сторонушке!

Ох, и звонки планочки

У твоей  тальяночки!

Ты играй, играй звончей,

Чтобы стало веселей.

Не пошла бы я плясать,

Да надо выходку казать,

Вот и пляска, вот и я,

Вот и выходка моя.

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат.

Не хотела я плясать,

Стала и стеснялася.

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

На горе стоит телега

Слёзы капают с дуги.

Под горой стоит корова

Надевает сапоги.

Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки.

Под музыку проигрыша девушки садятся на свои места, снова прядут.

Учитель (после частушек): Ребята, а знаете ли вы частушки? Давайте посоревнуемся, кто кого перепоёт.

Проводится конкурс частушек.

2-ой ведущий: Устали девушки, присели, и снова замелькали руки в работе

1-ый ведущий: Остановились руки, замерли все… что же произошло?

Вместе: А вот что!

Выходят двое учащихся и по очереди рассказывают русские народные сказки. Ребята рассказывают любую одну волшебную сказку, другую – бытовую. Дети слушают сказки.

2-ой ведущий:  Сказки не только слушали, но и определяли лучшего рассказчика.

Проводится конкурс среди учащихся.

1-ый ведущий: Кто же вам больше понравился из наших рассказчиков? Чем?

2-ой ведущий: А кто авторы этих сказок? Да, автора у этих сказок нет. Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имён их создателей. Поэтому  мы и говорим, что творцом их был народ.

1-ый ведущий: Но сказки не только слушали, не редко их разыгрывали.

Начинается инсценировка сказки Высотской «Золотое яичко». Под песню «Сени», которую исполняют девушки,  выносят стол для инсценировки, яичко, самовар,  баранки. Выходят участники.

1-ая девушка:  Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?

2-ая девушка:  Жили-были дед да баба, была у них курочка Ряба, снесла курочка яичко не простое, а золотое…

Баба:  Эй, старик, проснись скорей!

Дед:  Волки что ли у дверей, ты чего шумишь старуха?!

Баба: Да смотри, что я нашла: наша курочка-пеструха под кустом яйцо снесла!

Дед:  Ну, снесла, какое дело! Что ты баба, обалдела?!

Баба:  Да яйцо-то не простое! Ты гляди-ка, золотое!

Дед:  Золотое, в самом деле? Мы с тобой разбогатели!

Баба:  Погляди – горит как жар.

Дед: Не случился бы пожар

Баба: Ох, горит, слепит глаза!

Дед: Чудеса!

Баба: Чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его.

Раздаётся стук в дверь.

Баба: Нету дома никого! Ишь, соседей, как на зло, ненароком принесло.

Дед: Ты поди запри засов. Да спустить бы надо псов.

Баба (возвратившись): В среду в город я поеду, там базар бывает в среду, богатеев много там, им яичко я продам, как дадут мне денег груду, накидают мне рублей, на сапог себе добуду я сибирских соболей, вот обновок накуплю, я разных юбок 40 штук, шаль в цветочках голубую, до краёв набью сундук.

Дед: Что ты мелишь небылицы, ишь сыскалась молодица, наряжаться в разный хлам… Нет, уж если мы богаты, я построю вместо хаты трёхэтажного палаты. И беседки по углам.

Баба: Наказанье с глупым мужем, что ты, старый, не блажи, мы живём других не хуже, ни к чему нам этажи! А за эти, за беседки, засмеют тебя соседки.

Дед: Пусть смеются, мне не жалко.

Баба: Да уймись ты, не кричи, вон упала на пол скалка, чугуны гремят в печи. Ох, не мил мне белый свет!

Дед: Я хозяин или нет?! (Стучит кулаком).

Баба: Ох, яичко покатилось, покатилось и разбилось, и скорлупки не осталось, всё куда-то подевалось!

Дед: Ну чего мы затужили, от чудес одна беда, будем жить, как прежде жили и работать, как всегда.

Баба: И шубёнку можно справить можно, и подправить можно дом.

Дед: Это то, видать, надёжно, что даётся нам трудом, открывай старуха дверь, что нам прятаться теперь. Эй, соседка!

Баба: Эй, сосед! Забывать друзей  не след, заходите на часок, у меня хорош квасок, и варенья и соленья.

Дед и баба (вместе): Заходите без сомненья! Без стесненья!

Девушки исполняют песню «Сени».

2 -ой ведущий: А ещё с давних времён народ создавал не только сказки, но и другие произведения.

1-ый ведущий: Какие?

Учащиеся называют: пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, считалки, загадки.

1-ый ведущий: А какие посиделки без прибауток и небылиц? Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики-разговоры, но главное – они всегда веселые.

2-ой ведущий: И прибаутками, и небылицами запрещалось только одно: быть нескладёхами и неряхами. И звучат они красиво и запоминаются легко.

Девушки рассказывают прибаутки и небылицы.

Девушка первая: Шла торговка мимо рынка, споткнулась о корзинку

И упала в яму, бух, – проглотила сорок мух.

Девушка вторая: Бегал заяц по болоту, он искал себе работу.

До работы не дошел сам заплакал и пошел.

Девушка третья: Чепуха-чепуха – это только враки,

Куры съели петуха – говорят собаки.

Девушка четвертая: Рано утром вечерком, поздно на рассвете

Баба ехала пешком в ситцевой карете.

Инсценировка про «Фому и про Ерему»

На переднем плане сцены, прижавшись, друг к другу спиной, стоят Фома и Ерема. С обеих сторон девочки (5-6 человек), они поочередно читают слова.

1-ая: Уж как жили-то два брата – Ерема да Фома.

2-ая: Что Ерема, что Фома – два удалых молодца.

Фома и Ерема поворачиваются друг к другу.

Ерема: Пора брат Фома – землю пахать! Рожь засевать.

Обходят один слева, другой справа за спинами девочек, встают по центру на заднем плане. Во время исполнения частушек отбивают ритм на ложках.

3-ая: Ерема простота купил лошадь без хвоста.

4-ая:  А Фома-то волокита купил лошадь без копыта.

5-ая:  У Еремы-то гнедая, у Фомы-то вороная.

6-ая:  Вот Еремина не едет, у Фомы-то не везет.

Фома и Ерема изображают понукание лошадей, повернутых спиной друг к другу.

Фома: Эх, бросим-ка,  Ерема, с тобой это ремесло.

Ерема: Давай-ка, брат Фома, лучше деньги ковать!

Изображают, как куют на наковальне.

1-ая: Вот Ерема стал ковать, а Фома-то поддувать.

2-ая: У Фомы то не дует, у Еремы не куёт.

Все девочки: Ах, Фома, да Ерема, сидели бы дома,

Смотрели бы стружки, ребячьи игрушки.

Фома: Эх, бросим-ка, Ерема, с тобой это ремесло!

Ерема:  А давай-ка брат Фома по селеньям ходить, да народ веселить!

Выходят на передний план.

Фома: (приговаривает)

Вы послушайте ребята, моей сказки небогатой

От конька-горбунка, от медведя-плясуна

Поет частушки.

По Заволжской улицы едет кот на курице,

А лиса на петухе, а Ерема на свинье.

Ерема:  Кто? Кто? Кто?

Фома: Дедушка Пихто – да бабушка Никто!

Девочки поют: Чепуха, чепуха – это просто враки.

И Ерема, и Фома – мастера на враки.

Ерема (приговаривает):

Ехала деревня середь мужика,

Глядь из-под собаки лают ворота.

(поет)

Доктор едет на свинье, балалайка на спине

А по Волге по реке плывет Маша в решете.

Говорит, кланяется.

Тебе поклон послала.

Фома: Кто?

Ерема: Маша.

Фома: Какая Маша?

Ерема: Маша да не ваша.

Вместе:  Чепуха-чепуха это просто враки

И Ерема, и Фома – мастера на враки.

Ерема: Полно красны девицы попусту болтать.

Надо красны девицы выйти и сплясать.

Фома и Ерема отходят на задний план. Выходит группа девушек.

1-й ведущий: Желанными гостями на таких посиделках были и скороговорки.

2-й ведущий: Вот тут и начиналось настоящее состязание! Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и чисто и красиво. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки. Итак, состязание начинается: кто первый?

1-ая девушка: Говорит попугай попугаю «Я тебя попугаю».

2-ая девушка: Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

Учитель: Ребята, а вы знаете скороговорки? Расскажите нам.

1-й ведущий: Долог зимний вечер. Горит, потрескивает берёзовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печки…

Раздаётся стук в дверь – входит Лесовик.

Лесовик: Здравствуйте, люди добрые! Я пришёл к вам издалека. Угадайте, где я живу, откуда пришёл. Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт, заходи в зелёный дом – чудеса увидишь в нём. Что это за дом? Правильно, пришёл к вам из лесу. В моём заповедном лесу каких только подарков нет. Там, где в травах ветер сладкий, где за полем бор стеной, собираю я загадки в кузовик берестяной. Что в нём лежит, вы узнаете, коль загадки отгадайте. Иду я ельником после дождя, смотрю:

В лесу под ёлкой крошка-

Только шапка да ножка.

(Достаёт из кузовка крохотный грибок).

В моём лесу растёт кустарник, а в нём мальчик-крошка в костяной одёжке, у этого мальчика шапочка зелёная до ушей надвинута. Что это за мальчик?

(Дети отгадывают, и он достаёт и называет лесные орехи).

В моём лесу под деревом Андрейки – всё в тюбетейках. Что такое?

(Достаёт жёлуди).

Вот какой мой лес.

Полон загадок и чудес!

Девушка: Устали вы, наверное, Лесовичёк, издалека пришли. Отдохните немного у нас, чайку попейте.

А вы ребята загадки знаете? Очень хочется послушать. Кто сумеет загадать сложную, а кто окажется самым сообразительным? Сделаем так: посчитаемся. На ком закончится считалочка, тот и загадывает.

Считалки:

На мосту сидит кукушка.

Скуковала раза три.

Кто вышел? Это, верно, ты.

Под горою у реки живут гномы-старики

У них колокол висит, рассеребряный звонит

Дини-дини-дини-дон! Выходи из круга вон!

После каждой считалки дети загадывают загадки. Вдруг девушка-берёзка обнаруживает, что у неё пропал кокошник, ищет, не может найти.

Девушка-берёзка: Кто взял мой кокошник? Что же мне делать?

Другая девушка: Я знаю волшебное слово, и мы сейчас найдём у кого он. Смотрите: на воре и шапка горит.

Один мальчик хватается за голову, чем и выдаёт себя, возвращает кокошник хозяйке.

Конкурс пословиц.

Девушка-берёзка: А кто угадает, какое волшебное слово помогло мне отыскать кокошник? (Пословица).

А что это такое? (Ответы учащихся).

Отгадайте пословицу по одному слову: …не воин (один в поле не воин).

А теперь закончите пословицу: На Москву идти…(головы не снести).

Пусто…(словно Мамай прошёл).

За правое дело… (стой смело).

А теперь посоревнуемся. Разделимся на две команды, сначала одна команда называет пословицу, а другая объясняет её прямой и переносный смысл и придумываем ситуацию, в которой уместно её употребить, затем то же делает другая команда.

Идёт соревнование команд.

1-й ведущие: Быстро летит время… Пора по домам расходиться. А на прощание расскажу одну сказочку. Согласны?

Жил-был царь, у царя был двор… Как вы думаете, интересную я вам расскажу сказку?  Только какую? Про журавля и овцу хотите ли? Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца. А не сказать ли с конца? Сказать?

2-й ведущий: Нет уж! Давайте я вам расскажу другую… Слушайте! В одном болоте жила-была лягушка по имени, по отчеству Квакушка, вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязала в тину хвост! Дёргала, дёргала, дёргала – выдернула хвост, да завязила нос. Дёргала, дёргала – выдернула нос, да завязила хвост.

1-й ведущий: Что же ты рассказываешь? Совсем как испорченная пластинка.

2-й ведущий: Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Дразнили долго, пока любители сказок не догадывались, что их разыгрывают. Это докучные сказки от лова «докучать»: слушатели докучали сказочнику, а сказочник – слушателям.

Выходят старшеклассницы с пирогами и блинами.

Старшеклассницы: А вот и блины, пироги поспели, вкусные да пышные Угощайтесь гости дорогие!

1-й ведущий: И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир.

2-й ведущий: Вам сказка, а нам бубликов вязка.

1-й ведущий: Вам – сказки, а нам пироги да сладости.

Инсценировка «У самовара»

Дети стоят свободно, лицом к зрителям, на передний план выходит девочка с самоваром.

Девочка с самоваром: Я иду, иду, иду самовар в руках несу, прибауточки пою.

Все: Ой, чай, крепкий чай, пейте чай-чаёчек,

Чтобы радость приносил каждый день-денёчек.

1-й мальчик: Чай пить – не дрова рубить!

2-й мальчик: У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем!

Солистка: Если б не было воды, не было б и кружки.

Девочки: Если б не было девчат, кто бы пел частушки?

Дети разными движениями в стиле русского народного танца становятся в полукруг: с одной стороны девочки, с другой – мальчики. Поют по очереди.

Девочки: Чай с вареньем и с малиной с кренделями и поклоном.

Мальчики: После бани свежий чай русским удальцам подай!

Девочки: Он бальзам от всех болезней, и напитка нет полезней.

Мальчики: Кто здоровым хочет быть, больше чая надо пить.

Девочки: Мы за чаем не скучаем – вместе песни сочиняем.

Все: Рады всех вас пригласить, вволю чаем напоить.

Людмила Цомкало, учитель истории и обществознания средней школы №101 города Челябинска

Иллюстрация: http://femalemagicplus.ucoz.ru/publ/magija/6


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt