Первостепенная задача современной школы – духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, государства.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности осуществляется через все виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную и общественно полезную. Я предлагаю вашему вниманию сценарий мероприятия «Деревенские посиделки», которые можно проводить как для учеников одного класса, так и среди учащихся разных классов. Большим плюсом будет, если мероприятие проводиться совместно с учителями Мировой Художественной культуры, литературы, музыки, географии, а так же с привлечением родителей. Учащиеся окунуться в мир прошлого, соприкоснуться с культурой и искусством. Это мероприятие – лишь часть программы по духовно-нравственному воспитанию. В дальнейшем я планирую провести классный час «Русские православные праздники». Эту разработку можно использовать не только классным руководителям, но и учителям-предметникам.
Задачи:
– Знакомство со старинными русскими песнями, пословицами, поговорками, обычаями и традициями русского народа.
– Формирование интереса и уважения к традициям на Руси.
– Активизацию интереса у учащихся к истокам и истории своего народа.
– Воспитание нравственных качеств личности.
– Развитие артистических и сценических способностей детей.
– Обучение коллективному взаимодействию.
Предварительная работа: ребята самостоятельно находят прибаутки, потешки, сказки. Знакомятся с предметами быта и домашней утвари. Разучивают народные песни, потешки, игры.
Оборудование: печь, ухват, горшок, платки, кокошники, самовар, домотканые дорожки, балалайка, сарафаны, рубахи, прялка.
Ход мероприятия «Деревенские посиделки»
1-ый ведущий: Здесь и красные девицы…
2-ой ведущий: Добры молодцы кругом.
Вместе: Все уселись за столом.
1-ый ведущий: Будет всем вам здесь приятно
Побывать у нас в гостях.
2-ой ведущий: Песни русские попеть,
В русский пляс с душой пуститься.
1-ый ведущий: Пирогов отведать вкусных
И чайку напиться всласть.
Вместе: Все мы рады видеть вас!
1-ый ведущий: А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.
2-ой ведущий: Будут вам и пироги, а сейчас посидим рядком, да поговорим ладком!
Учитель: А ведь поговорить нам есть о чём. Каждый из нас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого – с вашего дома, с вашей улицы, с вашего села. Отсюда открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Наша Родина – Россия, которая объединяет различные народы. На уроках истории, классных часах мы знакомимся с её далёким прошлым. Мы узнаем, как тяжела и опасна была жизнь предков, как тяжелая жизнь, войны опустошали нашу землю.
Но в часы горя и в часы радости они не теряли душевной теплоты, верили в свои силы, в своё светлое будущее — всё это находило отражение в творчестве. Каких только сказок легенд не создал народ!
Сегодня мы попробуем прикоснуться к далёкому прошлому русского народа. Давайте представим и воспроизведём некоторые картины далёкого прошлого.
Картина №1
Сцена оформлена в виде крестьянской избы. Девушки сидят за прялками. Некоторые шьют, вяжут, вышивают и тихо напевают русскую народную песню.
2-ой ведущий: Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе — и снова работа: кто прядёт, кто вывешивает, кто ткёт…
1-ый ведущий: Но какая работа без песни? А то и до пляски недалеко.
Девушки (делая вид, что прядут): Позолоченная прялица, мы прядём, а нитка тянется, мы прядём, а нитка тянется, нам работа наша нравится…
Картина №2
Быстро меняется мелодия, начинается хоровод под мелодию русской народной песни «А я по лугу»… Девушки разрывают круг, в него, танцуя под песню девушек, входит добрый молодец, а девушки поют.
Песня девушек:
Я за то люблю Ивана,
Что головушка кудрява
А бородушка кучерява,
Кудри вьются до лица
Люблю Ваню молодца.
Став полукругом, девушки и молодец начинают состязаться в исполнении частушек.
Эх, топни нога, топни правенькая,
Я плясать пойду, хоть и маленькая
Пойду плясать по соломушке,
Раздайся народ по сторонушке!
Ох, и звонки планочки
У твоей тальяночки!
Ты играй, играй звончей,
Чтобы стало веселей.
Не пошла бы я плясать,
Да надо выходку казать,
Вот и пляска, вот и я,
Вот и выходка моя.
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад –
Сапоги мои лежат.
Не хотела я плясать,
Стала и стеснялася.
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
На горе стоит телега
Слёзы капают с дуги.
Под горой стоит корова
Надевает сапоги.
Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
Под музыку проигрыша девушки садятся на свои места, снова прядут.
Учитель (после частушек): Ребята, а знаете ли вы частушки? Давайте посоревнуемся, кто кого перепоёт.
Проводится конкурс частушек.
2-ой ведущий: Устали девушки, присели, и снова замелькали руки в работе
1-ый ведущий: Остановились руки, замерли все… что же произошло?
Вместе: А вот что!
Выходят двое учащихся и по очереди рассказывают русские народные сказки. Ребята рассказывают любую одну волшебную сказку, другую – бытовую. Дети слушают сказки.
2-ой ведущий: Сказки не только слушали, но и определяли лучшего рассказчика.
Проводится конкурс среди учащихся.
1-ый ведущий: Кто же вам больше понравился из наших рассказчиков? Чем?
2-ой ведущий: А кто авторы этих сказок? Да, автора у этих сказок нет. Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имён их создателей. Поэтому мы и говорим, что творцом их был народ.
1-ый ведущий: Но сказки не только слушали, не редко их разыгрывали.
Начинается инсценировка сказки Высотской «Золотое яичко». Под песню «Сени», которую исполняют девушки, выносят стол для инсценировки, яичко, самовар, баранки. Выходят участники.
1-ая девушка: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?
2-ая девушка: Жили-были дед да баба, была у них курочка Ряба, снесла курочка яичко не простое, а золотое…
Баба: Эй, старик, проснись скорей!
Дед: Волки что ли у дверей, ты чего шумишь старуха?!
Баба: Да смотри, что я нашла: наша курочка-пеструха под кустом яйцо снесла!
Дед: Ну, снесла, какое дело! Что ты баба, обалдела?!
Баба: Да яйцо-то не простое! Ты гляди-ка, золотое!
Дед: Золотое, в самом деле? Мы с тобой разбогатели!
Баба: Погляди – горит как жар.
Дед: Не случился бы пожар
Баба: Ох, горит, слепит глаза!
Дед: Чудеса!
Баба: Чудеса!
Дед: Ты в сундук запри его.
Раздаётся стук в дверь.
Баба: Нету дома никого! Ишь, соседей, как на зло, ненароком принесло.
Дед: Ты поди запри засов. Да спустить бы надо псов.
Баба (возвратившись): В среду в город я поеду, там базар бывает в среду, богатеев много там, им яичко я продам, как дадут мне денег груду, накидают мне рублей, на сапог себе добуду я сибирских соболей, вот обновок накуплю, я разных юбок 40 штук, шаль в цветочках голубую, до краёв набью сундук.
Дед: Что ты мелишь небылицы, ишь сыскалась молодица, наряжаться в разный хлам… Нет, уж если мы богаты, я построю вместо хаты трёхэтажного палаты. И беседки по углам.
Баба: Наказанье с глупым мужем, что ты, старый, не блажи, мы живём других не хуже, ни к чему нам этажи! А за эти, за беседки, засмеют тебя соседки.
Дед: Пусть смеются, мне не жалко.
Баба: Да уймись ты, не кричи, вон упала на пол скалка, чугуны гремят в печи. Ох, не мил мне белый свет!
Дед: Я хозяин или нет?! (Стучит кулаком).
Баба: Ох, яичко покатилось, покатилось и разбилось, и скорлупки не осталось, всё куда-то подевалось!
Дед: Ну чего мы затужили, от чудес одна беда, будем жить, как прежде жили и работать, как всегда.
Баба: И шубёнку можно справить можно, и подправить можно дом.
Дед: Это то, видать, надёжно, что даётся нам трудом, открывай старуха дверь, что нам прятаться теперь. Эй, соседка!
Баба: Эй, сосед! Забывать друзей не след, заходите на часок, у меня хорош квасок, и варенья и соленья.
Дед и баба (вместе): Заходите без сомненья! Без стесненья!
Девушки исполняют песню «Сени».
2 -ой ведущий: А ещё с давних времён народ создавал не только сказки, но и другие произведения.
1-ый ведущий: Какие?
Учащиеся называют: пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, считалки, загадки.
1-ый ведущий: А какие посиделки без прибауток и небылиц? Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики-разговоры, но главное – они всегда веселые.
2-ой ведущий: И прибаутками, и небылицами запрещалось только одно: быть нескладёхами и неряхами. И звучат они красиво и запоминаются легко.
Девушки рассказывают прибаутки и небылицы.
Девушка первая: Шла торговка мимо рынка, споткнулась о корзинку
И упала в яму, бух, – проглотила сорок мух.
Девушка вторая: Бегал заяц по болоту, он искал себе работу.
До работы не дошел сам заплакал и пошел.
Девушка третья: Чепуха-чепуха – это только враки,
Куры съели петуха – говорят собаки.
Девушка четвертая: Рано утром вечерком, поздно на рассвете
Баба ехала пешком в ситцевой карете.
Инсценировка про «Фому и про Ерему»
На переднем плане сцены, прижавшись, друг к другу спиной, стоят Фома и Ерема. С обеих сторон девочки (5-6 человек), они поочередно читают слова.
1-ая: Уж как жили-то два брата – Ерема да Фома.
2-ая: Что Ерема, что Фома – два удалых молодца.
Фома и Ерема поворачиваются друг к другу.
Ерема: Пора брат Фома – землю пахать! Рожь засевать.
Обходят один слева, другой справа за спинами девочек, встают по центру на заднем плане. Во время исполнения частушек отбивают ритм на ложках.
3-ая: Ерема простота купил лошадь без хвоста.
4-ая: А Фома-то волокита купил лошадь без копыта.
5-ая: У Еремы-то гнедая, у Фомы-то вороная.
6-ая: Вот Еремина не едет, у Фомы-то не везет.
Фома и Ерема изображают понукание лошадей, повернутых спиной друг к другу.
Фома: Эх, бросим-ка, Ерема, с тобой это ремесло.
Ерема: Давай-ка, брат Фома, лучше деньги ковать!
Изображают, как куют на наковальне.
1-ая: Вот Ерема стал ковать, а Фома-то поддувать.
2-ая: У Фомы то не дует, у Еремы не куёт.
Все девочки: Ах, Фома, да Ерема, сидели бы дома,
Смотрели бы стружки, ребячьи игрушки.
Фома: Эх, бросим-ка, Ерема, с тобой это ремесло!
Ерема: А давай-ка брат Фома по селеньям ходить, да народ веселить!
Выходят на передний план.
Фома: (приговаривает)
Вы послушайте ребята, моей сказки небогатой
От конька-горбунка, от медведя-плясуна
Поет частушки.
По Заволжской улицы едет кот на курице,
А лиса на петухе, а Ерема на свинье.
Ерема: Кто? Кто? Кто?
Фома: Дедушка Пихто – да бабушка Никто!
Девочки поют: Чепуха, чепуха – это просто враки.
И Ерема, и Фома – мастера на враки.
Ерема (приговаривает):
Ехала деревня середь мужика,
Глядь из-под собаки лают ворота.
(поет)
Доктор едет на свинье, балалайка на спине
А по Волге по реке плывет Маша в решете.
Говорит, кланяется.
Тебе поклон послала.
Фома: Кто?
Ерема: Маша.
Фома: Какая Маша?
Ерема: Маша да не ваша.
Вместе: Чепуха-чепуха это просто враки
И Ерема, и Фома – мастера на враки.
Ерема: Полно красны девицы попусту болтать.
Надо красны девицы выйти и сплясать.
Фома и Ерема отходят на задний план. Выходит группа девушек.
1-й ведущий: Желанными гостями на таких посиделках были и скороговорки.
2-й ведущий: Вот тут и начиналось настоящее состязание! Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и чисто и красиво. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки. Итак, состязание начинается: кто первый?
1-ая девушка: Говорит попугай попугаю «Я тебя попугаю».
2-ая девушка: Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Учитель: Ребята, а вы знаете скороговорки? Расскажите нам.
1-й ведущий: Долог зимний вечер. Горит, потрескивает берёзовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печки…
Раздаётся стук в дверь – входит Лесовик.
Лесовик: Здравствуйте, люди добрые! Я пришёл к вам издалека. Угадайте, где я живу, откуда пришёл. Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт, заходи в зелёный дом – чудеса увидишь в нём. Что это за дом? Правильно, пришёл к вам из лесу. В моём заповедном лесу каких только подарков нет. Там, где в травах ветер сладкий, где за полем бор стеной, собираю я загадки в кузовик берестяной. Что в нём лежит, вы узнаете, коль загадки отгадайте. Иду я ельником после дождя, смотрю:
В лесу под ёлкой крошка-
Только шапка да ножка.
(Достаёт из кузовка крохотный грибок).
В моём лесу растёт кустарник, а в нём мальчик-крошка в костяной одёжке, у этого мальчика шапочка зелёная до ушей надвинута. Что это за мальчик?
(Дети отгадывают, и он достаёт и называет лесные орехи).
В моём лесу под деревом Андрейки – всё в тюбетейках. Что такое?
(Достаёт жёлуди).
Вот какой мой лес.
Полон загадок и чудес!
Девушка: Устали вы, наверное, Лесовичёк, издалека пришли. Отдохните немного у нас, чайку попейте.
А вы ребята загадки знаете? Очень хочется послушать. Кто сумеет загадать сложную, а кто окажется самым сообразительным? Сделаем так: посчитаемся. На ком закончится считалочка, тот и загадывает.
Считалки:
На мосту сидит кукушка.
Скуковала раза три.
Кто вышел? Это, верно, ты.
Под горою у реки живут гномы-старики
У них колокол висит, рассеребряный звонит
Дини-дини-дини-дон! Выходи из круга вон!
После каждой считалки дети загадывают загадки. Вдруг девушка-берёзка обнаруживает, что у неё пропал кокошник, ищет, не может найти.
Девушка-берёзка: Кто взял мой кокошник? Что же мне делать?
Другая девушка: Я знаю волшебное слово, и мы сейчас найдём у кого он. Смотрите: на воре и шапка горит.
Один мальчик хватается за голову, чем и выдаёт себя, возвращает кокошник хозяйке.
Конкурс пословиц.
Девушка-берёзка: А кто угадает, какое волшебное слово помогло мне отыскать кокошник? (Пословица).
А что это такое? (Ответы учащихся).
Отгадайте пословицу по одному слову: …не воин (один в поле не воин).
А теперь закончите пословицу: На Москву идти…(головы не снести).
Пусто…(словно Мамай прошёл).
За правое дело… (стой смело).
А теперь посоревнуемся. Разделимся на две команды, сначала одна команда называет пословицу, а другая объясняет её прямой и переносный смысл и придумываем ситуацию, в которой уместно её употребить, затем то же делает другая команда.
Идёт соревнование команд.
1-й ведущие: Быстро летит время… Пора по домам расходиться. А на прощание расскажу одну сказочку. Согласны?
Жил-был царь, у царя был двор… Как вы думаете, интересную я вам расскажу сказку? Только какую? Про журавля и овцу хотите ли? Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца. А не сказать ли с конца? Сказать?
2-й ведущий: Нет уж! Давайте я вам расскажу другую… Слушайте! В одном болоте жила-была лягушка по имени, по отчеству Квакушка, вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязала в тину хвост! Дёргала, дёргала, дёргала – выдернула хвост, да завязила нос. Дёргала, дёргала – выдернула нос, да завязила хвост.
1-й ведущий: Что же ты рассказываешь? Совсем как испорченная пластинка.
2-й ведущий: Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Дразнили долго, пока любители сказок не догадывались, что их разыгрывают. Это докучные сказки от лова «докучать»: слушатели докучали сказочнику, а сказочник – слушателям.
Выходят старшеклассницы с пирогами и блинами.
Старшеклассницы: А вот и блины, пироги поспели, вкусные да пышные Угощайтесь гости дорогие!
1-й ведущий: И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир.
2-й ведущий: Вам сказка, а нам бубликов вязка.
1-й ведущий: Вам – сказки, а нам пироги да сладости.
Инсценировка «У самовара»
Дети стоят свободно, лицом к зрителям, на передний план выходит девочка с самоваром.
Девочка с самоваром: Я иду, иду, иду самовар в руках несу, прибауточки пою.
Все: Ой, чай, крепкий чай, пейте чай-чаёчек,
Чтобы радость приносил каждый день-денёчек.
1-й мальчик: Чай пить – не дрова рубить!
2-й мальчик: У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем!
Солистка: Если б не было воды, не было б и кружки.
Девочки: Если б не было девчат, кто бы пел частушки?
Дети разными движениями в стиле русского народного танца становятся в полукруг: с одной стороны девочки, с другой – мальчики. Поют по очереди.
Девочки: Чай с вареньем и с малиной с кренделями и поклоном.
Мальчики: После бани свежий чай русским удальцам подай!
Девочки: Он бальзам от всех болезней, и напитка нет полезней.
Мальчики: Кто здоровым хочет быть, больше чая надо пить.
Девочки: Мы за чаем не скучаем – вместе песни сочиняем.
Все: Рады всех вас пригласить, вволю чаем напоить.
Людмила Цомкало, учитель истории и обществознания средней школы №101 города Челябинска
Иллюстрация: http://femalemagicplus.ucoz.ru/publ/magija/6
Комментарии