Зал празднично украшен цветами, лентами, шарами, гирляндами. У стен – кресла, диваны, стулья, столики, стилизованные под XIX век.
На столиках – свечи, фрукты, напитки.
На сцене, украшенной цветами, – небольшой оркестр, состоящий из музыкантов, которые играют на скрипке, гитаре, фортепиано. Это ученики 10-11-х классов.
Зал постепенно заполняется гостями и участниками бала: ребятами из 9-10-11-х классов. Участники бала одеты в костюмы стиля ампир, романтик, модерн XIX века. Юные дамы красиво причесаны, в перчатках и с веерами. Кавалеры одеты в смокинги, фраки, белые сорочки и бабочки. Участники могут выбрать себе “псевдоним” – титул или звание, фамилию, принадлежавшую русским аристократам, дворянам.
Под этим именем их представляют ведущим, гостям, этот образ они сохраняют до конца бала.
Когда войдут все участники, ведущие – юноша и девушка – обращаются к присутствующим, которые удобно расположились вокруг столиков, на диванах и в креслах, со словами:
Первый ведущий:
Мы вас приветствуем, друзья!
Здесь, в этом светлом зале,
Грустить и хмуриться нельзя
На нашем карнавале!
Второй ведущий: По традиции, заведенной Петром I, бал начинаем с торжественного и чинного полонеза. Кавалеры приглашают дам!
Звучит полонез Глазунова из балета “Раймонда”.
Первый ведущий:
Открылся бал! Кружась, летели
Четы младые за четой.
Одежды роскошью блестели,
А лица – свежей красотой!
Второй ведущий: Именно так мы и представляем себе бал XIX века – века “романтизма, ярких личностей, героев”. “Свобода” – написано на знамени романтизма. Это мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим. Бурный порыв и отчаяние слышатся в этюдах Шопена; лиризм и торжество над силами зла звучат в музыке Чайковского; одушевление, легкая поступь, воздушность – в музыке Штрауса.
В глазах у женщин – загадочность, таинственность, разочарование, любовь…
Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты…
И вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.
Первый ведущий: Приглашаем вас на легкий танец падеграс!
Второй ведущий:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Четы мелькают за четой.
Первый ведущий: Прекрасная мелодия вальса зовет в круг. Просим на танец фигурный вальс.
Звучит вальс Р.Паулса.
Второй ведущий: А как же танцевали вальс в XIX веке? Оказывается, в два па, повторяя однообразные движения. Несмотря на всеобщее распространение, вальс в первые годы прошлого века пользовался репутацией непристойного или излишне вольного танца. “Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности, чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличия”. При Павле I офицеров, виноватых в танцевании “пляски, именуемой вальсеном”, прямо с бала препровождали на гауптвахту.
Первый ведущий (игриво): “Молодая особа, легко одетая, бросается в руки молодого человека, который ее прижимает к своей груди, который ее увлекает с такой стремительностью, что сердце ее невольно начинает стучать, а голова идет кругом! Вот что такое вальс!” – писал Н.В.Гоголь.
Второй ведущий: Как далеки мы от этих норм старинного этикета! В старину обучение танцам было мучительным и напоминало жесткую тренировку спортсмена или обучение рекрута усердным фельдфебелем.
Инсценирование урока танца несколькими ребятами.
“Чтобы ученик держал ноги вбок, в параллельной линии; а если ученик имел 22 года, рост довольно порядочный, ноги немалые, притом неисправные, но учитель не мог ничего сделать, почел за долг употреблять четырех человек, из коих два выворачивали ноги, а два держали колена. Сколько он ни кричал, те лишь смеялись и о боли слышать не хотели, пока, наконец, не треснуло в ноге, и мучители оставили его”.
Первый ведущий: Такие трудности приходилось испытывать при обучении танцам. Но длительная тренировка давала легкость, свободу, уверенность движений. Человек чувствовал себя, как актер на сцене. Известно, что Лев Николаевич Толстой и в восемьдесят лет танцевал легко и изящно.
Второй ведущий: Вы тоже будете красиво и легко исполнять такой грациозный танец, который получил название “балета двоих”.
Приглашаем всех на вальс-гавот.
Первый ведущий:
В чаду веселий городских,
На легких играх Терпсихоры,
Уж к вам красавиц молодых
Летят задумчивые взоры.
Второй ведущий: Давайте поиграем! Игра в “Ручеек” нас познакомит и подружит. Главное условие – не брать знакомого человека.
Игра проходит под музыку – польку “Трик-трак” Штрауса.
Первый ведущий: Продолжим знакомство в следующем танце-игре. Вставайте в круг парами, лицом друг к другу. Представьтесь друг другу. Разучим “Польку знакомств”.
Второй ведущий: А теперь отдохнем и поиграем в “Комплименты” с новыми знакомыми.
Искусству комплимента специально обучали, и молодой человек умел за вечер разным дамам сказать не менее двадцати комплиментов. А сколько и каких комплиментов сможете сказать вы?
Первый ведущий вручает розу гостю, тот говорит комплимент понравившейся даме, передает розу ей и т.д. Лучший комплимент награждается призом.
Второй ведущий: После таких прекрасных слов хочется послушать замечательную музыку. (Звучит романс А.Шишкина на стихи М.Ю.Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю” в исполнении старшеклассников).
Первый ведущий:
Она поет, и звуки тают,
Как поцелуи на устах.
Глядит – и небеса играют
В ее божественных глазах.
Идет ли – все ее движенье
Иль молвит слово – все черты
Так полны чувства, выраженья,
Так полны дивной простоты.
Первый ведущий: Вы знаете, что на балу существовали свой церемониал, свои порядки. У входа в зал каждая дама получала карточку с программой, где указывался порядок танцев, куда записывали фамилии кавалеров, с которыми они танцевали. Новый танец полагалось танцевать с другим кавалером. Несколько танцев подряд танцевали только с женихом. Бдительные мамаши зорко следили за своими дочерьми. Если девушка два раза танцевала с одним кавалером, то на следующий день его могли назвать женихом, просватать.
Второй ведущий: Вот и посмотрим, сколько у нас женихов и невест сегодня.
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума,
Верней нет места для
признаний
и для вручения письма.
А письмо или записку легче всего было передать во время вальса. Попробуйте! Звучит мелодия вальса-бостона. Все танцуют.
Первый ведущий: “Русские – прирожденные танцоры”, – говорила Анна Павлова. Видимо, поэтому большинство бальных танцев Запада прижились в русском обществе, но приобрели национальные черты.
“Нельзя себе вообразить, насколько русские любят танцы, которые танцуют очень хорошо. Русские дамы мало уступают немкам и француженкам в тонкости обращения, светскости”, – писал французский посол.
Второй ведущий:
Как неразгаданная тайна,
Живая прелесть дышит в ней –
Мы смотрим с трепетом
тревожным
На тихий свет ее очей.
Земное ль в ней очарованье
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать…
Второй ведущий: Русские балы отличались своеобразием и великолепием. Иностранцы называли их “сказочными”. Огромная великолепная зала среди зимы превращается в сад, журчит фонтан. Тысячи огней, странные мелодические звуки огромного оркестра, толпы изящных кавалеров, очаровательных дам в праздничных нарядах. Все заставляет думать, что находишься в стране фей, вспоминал иностранный гость. Русские танцы, хороводы, пляски исполняли во время маскарадов, костюмированных балов. Развлекаться русскими танцами любила дочь Петра I Елизавета, а Екатерина II “в русском сарафане и кокошнике на виду у всех плясать изволила”.
Первый ведущий: Следуя русской традиции, танцуем и мы кадриль.
Второй ведущий:
Минувших дней очарованье,
Зачем опять воскресло ты?
Кто разбудил воспоминанье
И замолчавшие мечты?
Шепнул мечте привет бывалый,
Душе блеснул знакомый взор,
И зримо ей в минуту стало
Незримое с далеких пор.
Первый ведущий: К балу готовились тщательно и дамы, и кавалеры. Особенно трепетно собирались на бал девушки, которых вывозили в свет впервые. Вспомните Наташу Ростову, а Н.В.Гоголь подсмотрел и описал вот такую сценку. (Исполняют два старшеклассника – “чтец” и “молодой человек”).
“От самого создания света не было употреблено столько времени на туалет. Целый час был посвящен только на одно рассматривание лица в зеркале. Пробовалось сообщить ему множество разных выражений: то важное и степенное, то с некоторой улыбкою, то просто почтительное без улыбки; отпущено было в зеркало несколько поклонов в сопровождении неясных звуков, отчасти похожих на французские. Он сделал даже самому себе множество приятных сюрпризов: подмигнул бровью и губами и сделал кое-что языком, чувствуя притом, что хорош, да к тому же будучи уверен, что никто не заглядывает в щелку. Наконец он слегка трепнул себя по подбородку, сказавши: “Ах ты мордашка этакой!” – и стал одеваться. Самое довольное расположение сопровождало его во все время одевания: надевая подтяжки или повязывая галстук, он рассматривался и кланялся с особенною ловкостью и хотя никогда не танцевал, но сделал антраша, отчего упала щетка с комода и зашатался шкаф”. (Гоголь “Мертвые души”).
Второй ведущий: Интересно было бы подсмотреть за нашими молодыми людьми во время их подготовки к балу или дискотеке!
Первый ведущий: Да, любопытно! А знаете ли вы…
…вид сценического искусства, который, по словам Белинского, напоминает “ожившую скульптуру, сошедшую с пьедестала”? (Балет).
…в каких произведениях Лев Толстой прекрасно описал сцены бала? (“Анна Каренина”, “Война и мир”, “После бала”).
…каков возраст вальса? Как он назывался? (Родился в XV веке. Возрождение. Италия. Вольта).
…как танцевали в платье со шлейфом? (Брали в руку).
…какие танцы родились в Польше? (Полонез, мазурка).
Второй ведущий: Есть танцы, судьба которых удивительна. Им, может быть, не одна сотня лет, но выглядят они прекрасно, современно, имеют массу поклонников и еще больше тех, кто хотел бы с ними познакомиться.
Первый ведущий: Конечно, мы говорим о танго. Удивительна его судьба: из страстного, темпераментного мавританского танца XVIII века, перехваченного цыганами, которые перевезли его в Аргентину, он стал почти национальным танцем. В XIX веке танго возвращается в Европу, но уже томным, грациозным, приобретает чувствительность, что, конечно, не понравилось нравственно сдержанной Европе. Танго запрещают, но, следуя правилу, что “запретный плод сладок”, танго постепенно отвоевывает место под солнцем, становится любимым танцем. Уже можно сказать, что танго – самый лирический танец нашего века. Может быть, со временем он завоюет место вальса.
Гремело танго весело и чинно,
Причудливо смеялся
вальс-гавот.
И вновь за силуэтом силуэт
Скользят и тают в сумерке
гостином.
Пожалуйста, танцуйте танго!
Звучит мелодия Оскара Строка.
Первый ведущий предлагает игру с яблоком. Правила игры: Танцующие пары должны лбами держать яблоко во время исполнения быстрого танца – польки, квикстепа. Пары, теряющие яблоко, отходят в сторону. Победители получают приз.
Второй ведущий: Какой веселый получился конкурс! А главное, настроил нас на следующий танец бала. Время мчится все быстрей и быстрей, требуя смены ритмов, скорости. “Фокстрот” – завораживающее слово, но мало кто понимал, а тем более умел исполнять танец под таким названием. А фокстроты стали неуловимыми: быстрый, медленный, квикстеп! Как в них разобраться? Но разве можно остановить человека в стремлении совершенствоваться, развиваться, изучать новое, незнакомое?!
“Квикстеп” – “быстрый шаг”. “Ну какой же русский не любит быстрой езды?” Освоим! И вот квикстеп покоряет сердца многих русских людей; начиная с 30-х годов и до нашего времени наблюдается интерес к этому танцу, элегантному, строгих линий, но вместе с тем очень веселому.
Пары выстраиваются в круг для исполнения танца квикстеп.
Первый ведущий:
Летают и кружатся пары,
Глаза их восторгом горят,
Танцуют нарядные дамы,
Мужчины им счастье сулят.
Пусть кружит вас прекрасный,
То медленный, то быстрый
вальс.
И пусть продолжается счастье
Хоть месяц, но только для вас!
Второй ведущий: Заканчивается бал. Грустно расставаться. Но еще звучит вечный, старый, юный, неунывающий вальс.
Под музыку вальса Хачатуряна пары кружатся в прощальном вальсе.
Первый ведущий:
До свиданья, друзья,
до свиданья!
Ведь не все еще прожиты дни.
Предназначенное расставанье –
Будет встреча еще впереди.
Второй ведущий:
До свиданья, друзья,
до свиданья!
Не грустите, не хмурьте бровей.
И заветное сердца желанье
Сохраните до новых затей!
Под звуки грустной мелодии Чайковского все покидают зал…
Людмила КАРАЧЕВЦЕВА,
учитель труда, МХК, хореографии гимназии # 38
Белгород
Комментарии