Мы, классные руководители, выстроили систему работы от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотизма, любви и гордости за свою Родину. Одним из направлений нашей работы стала музейная педагогика.
Начали мы со школьных музеев. А их у нас четыре – «Память», «Суворовское наследие», «Колесо истории: вперед к истокам» и «Театральная гостиная». Именно здесь дети не только рассматривают выставленные экспонаты, знакомятся с подлинными вещами, слушают рассказы экскурсовода, но и сами пробуют свои силы в экскурсионной работе.
Каждое посещение музея начинается с подготовки. Мы знакомимся с тематикой предстоящей экскурсии, делаем предположения, что мы увидим там.
Музей «Память» знакомит с подлинными свидетельствами Великой Отечественной войны. Частыми гостями этого музея являются ветераны. Их с каждым днем становится меньше, и тем ценнее общение малышей с ними. Музейная экспозиция пополняется семейными реликвиями учащихся.
Музей «Суворовское наследие» знакомит с доблестной историей русского оружия.
Музей «Колесо истории» наполнен предметами быта и воссоздает колорит традиций русского народа.
Музей «Театральная гостиная» позволяет окунуться в атмосферу театра и приобщиться к творчеству.
Итогом посещения становятся сочинения, поделки, рисунки, мини-проекты.
И обязательно свои отзывы и впечатления дети оставляют на тематической страничке в интернете.
Своим опытом работы в этом направлении мы и хотим поделиться. Представляем сценарии занятий из курса «Музей и культура».
Первый сценарий на тему «Музей – азбука прекрасного», опубликован в №4 \”Учительской газеты\” от 27 января 2015 года. Презентация к занятию доступна для скачивания здесь.
Ниже – второй сценарий
Бабушкин сундук
Занятие в школьном музее «Колесо истории: вперед к истокам».
Цели занятия: приобщение молодого поколения к красоте духовного мира и наследию русского народа, выявление характерных для нации черт и признаков материальной культуры народа, воспитание любви и уважения к народному творчеству русского народа.
Оборудование: русские народные костюмы (12 штук); сундук, утюг, самовар, посуда, ложки, салфетки, скатерть, половик, горшки, чайник, рубель, корыто, полотенце, лампа.
Ход занятия:
Учитель (в народном костюме): Что за город-то такой?
Ученик: Так то Москва, Марьюшка.
Учитель: Что за терем расписной?
Ученик: Здесь по Москве много таких, Марьюшка.
Учитель: Ой, а люду-то сколько!
Ученик: На то она и Москва-матушка.
Учитель: А детки какие, с какого веку-то будут?
Ученик: А, да то племя молодое… современная молодёжь то будет!
Учитель: А одежда не такая, как у нас.
Ученик: Так это мы исправим!
Учитель: Но чувствую я, что общее что-то между нами, объединяет нас сила какая-то! Какая, знаешь, Андрейка?!
Ученик: Знаю-знаю, Марьюшка! Сила та Русью зовётся. Из одной страны мы – из матушки России! Эх, запевай!
Звучит хороводная песня «Ой, сад во дворе…».
Учитель: Да в гости мы к вам пожаловали, парни и девушки, не с пустыми руками. Поведать хотим вам, как мы жили-не тужили много лет тому назад. А чтобы вы так не выделялись одеждой-то такой, давайте-ка сейчас быстренько переоденемся!
Исполняется песня «Пчёлочка», в этот момент дети переодеваются. Учитель помогает ребятам.
Учитель: А начнём мы с вами со знакомства-приветствия.
Деление детей на пары: мальчик-девочка. Поклон, произносятся имена.
Учитель: Здравствуйте, гости дорогие! А зовут меня Марьюшка.
Аналогично представляются дети.
Учитель: Ну вот мы и представились! Ребята, сегодня мы поближе и с вами познакомимся, и с традициями нашей Родины – Руси-матушки, а ещё поведаю вам о тех вещах, которыми пользовались наши прапрабабушки и прапрадедушки. А поможет нам в этом (снимаю накидку). Что это?
Ребята видят сундук. Одновременно загорается слайд «Бабушкин сундук».
Учитель: Ребята, это тема нашего занятия. А что такое СУНДУК? Кто его видел? А где он вам встречался? (Ответы учеников).
Издавна Русь наша славилась своими мастерами и мастерицами. Всё тогда изготавливалось своими руками. Отсюда и выражение пошло: ЗОЛОТЫЕ РУКИ. А что оно означает? (Ответы учеников).
Покажите и вы мне свои руки. Вижу я, что руки ваши тоже умелые, а, значит, ими вы прославите нашу родину.
Подойдите ближе к нашему сундуку. Приложите руки к нему. Давно умелец смастерил его. Закройте глаза. Как вы думаете: старинные аль современные вещи в нём хранятся? А что такое старинные вещи? Так интересно вам узнать, что в сундуке хранится? (Ответы учеников).
В сундуке: утюг, лампа, корыто-сечка, самовар, посуда, скатерть, салфетки, полотенце.
Ученик: Как много вещей хранит в себе сундук!
Ученица: Да, о многом сегодня ребята узнали.
Ученица: Сундук-то наш полон, а вот стол пуст.
Ученик: Да быть такого не может. Русь всегда славилась хлебом-солью.
Учитель: А давайте и мы с вами попробуем стол наш накрыть. А для этого быстренько возьмите вот эти салфетки расписные, их расписывали для вас ваши ровесники. Там вы и прочитаете: кому что подносить к столу.
Накрывается стол.
На стол: скатерть, самовар, салфетки, посуда, ложки, баранки, крынка под мёд, пряники, хлеб.
Учитель: Вот молодцы, ребята. А для чего накрывают стол? (Ответы учеников). Да, собирались всей семьёй или ждали в гости. А вы вечером любите собираться всей семьёй?
А место у вас у каждого своё? (Ответы учеников). Вот так и раньше было: каждый занимал своё место.
Рассказ о посадке. Сели за стол.
Учитель: Наша встреча подходит к концу. Интересно вам было узнать, что хранится в сундуке? А что нового вы узнали на нашем занятии? (Ответы учеников).
Ребята, наверняка и в ваших семьях тоже есть старинные вещи. Поговорите о них, узнайте, как ваши родные их использовали.
А что за русский стол без каравая? Каравай всегда на Руси был символом благополучия и здравия. У меня для вас, ребята, есть ещё один сюрприз
Вручение каравая.
Учитель: Хлеб да соль вашему дому! А после посиделок за столом на Руси водились, что?.. (Хороводы).
Вот и мы с вами давайте заведём хоровод!
Хоровод под исполнение русской народной песни.
Оксана Канчина, Ольга Полищук, учителя начальных классов Центра образования №2006 Москвы, обладатели спецприза VIII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»Фото из архива авторов
Комментарии