search
main
0

Сценарии в лидерах. Профессиональное образование

На Всероссийский конкурс методических разработок «Сто друзей» в «Учительскую газету» присылают работы не только школьные учителя, но и преподаватели колледжей. Очередной – девятнадцатый по счету – не стал исключением.

Как обычно, самой популярной стала номинация «Сценарии уроков», и лишь единственная работа представлена в номинации «Материалы по внеурочной деятельности (сценарий внеклассного занятия по предмету, разработка проекта, исследования, спектакля, идея дискуссии и так далее)». Ее автор – заместитель директора по учебно-методической работе ресурсного центра Техникума нефтехимии и нефтепереработки Гузелия Ямалиева из Нижнекамска Республики Татарстан – поделилась опытом организации и проведения республиканского фестиваля рабочих профессий «Промышленный навигатор». Программа фестиваля была весьма обширна и разнообразна: со школьниками проводились мастер-классы по реализации профессиональных проб; заместители директора по учебно-воспитательной работе участвовали в работе круглого стола «Профориентация: новые модели профессионального самоопределения школьников»; прошла презентация профориентационного кабинета, а также работала интерактивная профориентационная площадка, на которой проводились креативные викторины и конкурсы, например, «траеКТОриЯ» и «Карьерометр». Для студентов 1-3-го курсов был организован конкурс проектов «Моя профессия –  мое будущее». Очень жаль, что заявленный формат мероприятия ограничивал количество участников: не более одного от каждого учебного заведения. Возможно, немало молодых людей Республики Татарстан были бы рады принять участие в этом фестивале.Воистину дружной и сплоченной командой выступили педагоги Промышленно-экономического колледжа и Социально-технологического техникума города Орехово-Зуево (оба входят в состав подмосковного Государственного гуманитарно-технологического университета), представившие коллекцию бинарных уроков. Не исключено, что эти разработки были выполнены в рамках единой методической темы. Авторы представили урок-спектакль, урок-конференцию, занятие по контролю знаний в форме игры «Морской бой» по дисциплине «Основы экономической теории» и два комбинированных практико-теоретических занятия по профессиональным модулям в рамках программы на основе ФГОС СПО 262019.01 «Художник по костюму». На последних двух примерах хотелось бы остановиться подробнее.Татьяна Печенникова в соавторстве с коллегами Мариной Морозовой и Ниной Голышевой разработали бинарные занятия, сочетающие и теорию, и практику. Командное соревнование по обработке прорезных карманов в изделиях пальтово-костюмной группы названо «Бинарный урок теоретического обучения и учебной практики», а занятие построения чертежей основных деталей кроя плечевого изделия на ткани именуется «Бинарный урок закрепления и развития знаний, умений, навыков  выполнения простых комплексных работ». Возможно, и во втором случае речь идет о практике, судя по продолжительности занятия, но авторы не используют этот термин.Представленные методические разработки существенно отличаются от привычных теоретических занятий и уже поэтому заслуживают как минимум внимания. Некоторые сомнения, правда, вызывает применение термина «урок» к элементам профессиональной образовательной программы, но не станем придираться к словам. Гораздо важнее, что в обилии презентаций, табличек, карточек, описаний ситуаций маскируется основная цель, ради которой и существует профессиональное образование: подготовка квалифицированного рабочего или специалиста. В каждом из планов-конспектов перечислены важные результаты – профессиональные и общие компетенции, но основной упор по-прежнему сделан на проверке полученных знаний (будь то термины, правила, последовательность обработки карманов или алгоритм проектирования платья) и умений. Авторы не детализировали, каким образом в ходе описанных занятий происходит формирование перечисленных компетенций, и тем более не описали, с помощью каких оценочных средств это можно проверить. Не сомневаюсь, что студенты получают достаточно практического опыта в конструировании и изготовлении одежды, но этот вид результатов освоения программы ПМ даже не упомянут в конкурсных разработках. Еще немного удивляет жесткое планирование времени: 8 минут на «мозговой штурм» и 16 минут на «выбор единственного решения всей группой, проверку правильности решения проблемы». Если это действительно удается – можно рекомендовать распространять такой опыт. Но, кажется, все же реальность вносит поправки в самые выверенные планы.Всем участникам – счастья и радости в наступающем новом году!​Елена ЗАЧЕСОВА, преподаватель, методист, эксперт «Учительской газеты», член авторского коллектива по разработке нормативных и правовых актов в области образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте