search
main
0

Сценарии родительских собраний в 7 классе.

В седьмом классе очень часто начинаются проблемы, это трудный возраст. Подростки меньше уделяют внимания собственно учебной деятельности, стараются любыми возможными средствами заявить о себе: проявлением агрессивности и грубости, уходом в свой мир, в мир интересов своих друзей.

форум детей и родителей.   : Затем классный руководитель знакомит всех участников форума с сочинениями ребят о тех людях, чьи имена в семьях чтят и любят. В честь этих людей ребята зажигают маленькие свечи. просит родителей и детей вспомнить те библейские законы нравственности, о которых шла речь на форуме, и озвучить их.     №1 №2

На родительских собраниях учитель должен привлечь родителей к пониманию данной проблемы, помочь преодолеть трудности взросления детей с наименьшими потерями. Собрания посвящены проблемам саморазвития интеллекта учащихся, преодоления в себе агрессивности, проблеме школьной отметки и т.д. Эти темы наиболее актуальны для семиклассников.

Сценарии собраний №1 и №2 опубликованы в «Учительской газете» №16 от 16 апреля 2013 года.

Собрание №3 на тему «О родительском авторитете»

«Истинный авторитет есть не что иное, как истина, изысканная силой разума.» (Иоанн С. Эриугена).

Задачи собрания:

1. Познакомить родителей с методами воспитания детей в семье.

2. Формировать у родителей значимость данной проблемы в жизни, семьи.

Форма проведения собрания: лекция.

Вопросы для обсуждения:

1. Крайности воспитательных систем. Из истории вопроса.

2. Методы воспитания детей в семье.

Подготовительная работа к собранию:

1. Анкетирование учащихся.

2. Подготовка материалов для лекции.

Отметьте знаком «+» или « — » данные высказывания:

Я имею право:

– высказывать дома свое мнение;

– участвовать в решениях, которые принимают родители;

– доказывать свою правоту;

– не соглашаться с мнением своих родителей;

– объяснять свои поступки;

– самостоятельно принимать некоторые решения.

Я не имею права:

– говорить неправду;

– уходить куда-либо без разрешения;

– совершать покупки без разрешения родителей;

– иметь свои карманные деньги;

– общаться с тем, с кем я хочу;

– приводить тех, с кем дружу, в свой дом;

– делать что-либо без разрешения родителей.

Ход собрания

Классный руководитель: Уважаемые папы и мамы! Наше родительское собрание мы посвятим сегодня родительскому авторитету.

На доске перед вами четыре фразы.

Выберите ту фразу, которой вы чаще всего пользуетесь в воспитании своих детей:

«Делай так, как тебе говорю я, или вообще не делай!»

«Можешь делать, что хочешь».

«Мне все равно, что ты делаешь».

«Я хочу понять, почему ты так делаешь».

Каждая из этих выбранных вами фраз отражает ваше отношение к использованию родительского авторитета. Родители по степени выраженности своего авторитета делятся на несколько групп.

Родители-автократы — властная своевольная личность. Примером проявления авторитета такой личности может быть ситуация, рассказанная мне недавно. Молодые люди поженились и решили жить самостоятельно. Отец молодой женщины сказал, что жить молодая семья должна только с родителями жены. В противном случае молодые должны забыть родительский дом. Вскоре молодожены расстались. Авторитет властности и эгоизма сделал свое дело. В такой семье отношения с детьми строятся на тотальном контроле и ограничениях. Дети в таких семьях реагируют на ситуацию двумя способами: борьбой или бегством. Борьба может выражаться по-разному: в одних случаях открыто, в других — скрыто. Открытая борьба ведется уже подросшими детьми. В таких случаях гнев выливается наружу, дети пускают в ход угрозы и даже шантаж. Если дети малы, они ведут скрытую борьбу: уходят в себя, внешне проявляют покладистость, но в душе у них все кипит, они ищут повод, чтобы включиться в борьбу.

Другая крайность — вседозволенность. В таких семьях родители напоминают дорожные знаки: они безучастно смотрят на то, как растет их ребенок, лишь созерцая, что он творит. Такие родители считают, что ребенок подрастет и поумнеет, но зачастую паспортное взросление в таких семьях радости не приносит, а огорчения родителей становятся все масштабнее.

Исторически сложилось так, что поколение сегодняшних родителей действует по схеме родителей послевоенных. Родители 50-х считали своим долгом дать детям все то, чего они сами не имели. Благодаря этому целое поколение детей выросло в системе воспитания  вседозволенностью. Эти дети сами стали родителями. Они — порождение лозунга «Все лучшее — детям», который в наши дни нередко сводится лишь к понятию изобилия материального. Родительский гипертрофированный авторитет в этой ситуации может сыграть плохую роль и привести к моральным потерям, которые нельзя восполнить.

Анализ анкет учащихся

Авторитет родителей — это баланс между любовью к детям и ограничениями. Если для того, чтобы привлечь к себе внимание родителей, ребенок должен совершить проступок, что может быть безобразнее и страшнее?

Авторитет настоящий — это авторитет, исключающий авторитаризм, вседозволенность и безразличие родителей к своему ребенку.

Наверное, родители должны помнить одну простую вещь: ребенок вовсе не должен вести себя хорошо всегда, ибо так он никогда не приобретет опыт понимания, что хорошо, а что плохо.

Значение родительского авторитета состоит в том, чтобы ребенок понял в результате совершенного проступка, как можно поступать и как поступать нельзя. Для этого нужен авторитет контакта и принятия.

Родителям необходимо уйти от установки: «я говорю — ты делаешь». Всеми своими действиями они обязаны научить ребенка понимать, что он должен выбирать путь, по которому проживет свою жизнь. Авторитет родителей заключается лишь в том, чтобы разъяснить трудности выбранного пути и его последствия.

Итог собрания

Обсуждение с родителями проблемных вопросов по теме собрания.

Литература для подготовки к собранию

1. Система работы классного руководителя с семьями учащихся. Справочное пособие. Минск, 2000.

2. Рожков М. Н. Классному руководителю. М., 2001.

3. Буркова Н. Е. Работа педагога с группой. Новое воспитание. М., 2001.

Собрание №4 на тему «Нравственные уроки моей семьи».

«Нравственность — это разум сердца»

«Нравственность — это склад души, выражающийся в страстях и поступках» (Аристотель)

1. Показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье.

2. Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные

моменты в воспитании собственных детей.

Форма проведения собрания: форум детей и родителей.

Решение нравственных проблем в классе — одно из направлений деятельности классного руководителя. От того, как будет построено и организовано такое родительское собрание, зависит во многом успешность работы с классным коллективом. Очень здорово, если в подготовке собрания активное участие примут родители учащихся. Этопозволит сделать собрание взрослых и детей ярким и значимым с педагогической точки зрения.

1. Анализ мнений детей и родителей по теме собрания.

2. Ситуации для решения в ходе собрания.

3. Сочинение учащихся «О тех, кого в нашей семье помнят и любят».

4. Конкурс рисунков «Дерево дружбы и любви».

5. Написание рассказа по заданной теме.

Учащимся предлагается набор прилагательных. Для ответа на поставленные вопросы они выбирают те прилагательные, которые больше подходят:

добрый, красивый, злой, умный, талантливый, жадный, плаксивый, великодушный, умеющий прощать, грубый, несправедливый, крикливый, сдержанный, спокойный, непоседливый, говорливый, ответственный, беспечный врун, обидчивый, жертвенный, соглашающийся мстительный, добродушный, черствый

1. Дома я…

2. В классе я…

3. С друзьями

Тест для учащихся

Учащимся предлагается начало рассказа. Они должны его продолжить.

«Эта история произошла в маленьком городке. Она повергла многих горожан в шок. Но спустя некоторое время страсти поутихли, события того дня перестали волновать жителей. Произошло это в ноябре, глубокой осенью. Девушка возвращалась от подруги, с которой они вместе готовились к контрольной по математике. Она шла по мостику через речку, когда услышала детский крик. Какое-то время девушка не обращала на него внимания: мало ли почему кричит ребенок? Но что-то ее встревожило… Крик то исчезал, то появлялся, но все реже и реже. Девушка глянула внимательно в сторону реки и в одно мгновение поняла: кто-то тонет. Еще она поняла, что времени на раздумья нет. Девушка бросилась в воду, вода была ледяная. Сколько пробыла она в воде, никто так толком и не узнал. Мальчик, которому она бросилась на помощь, был спасен. А вот девушка… С того самого времени она лежала неподвижно в своей кровати у окна. Врачи объяснили, что всему виной переохлаждение. Жизнь ее становилась все труднее, но с некоторых пор на своем подоконнике она находила то букетик цветов, то конфету, то открытку — не к празднику, просто так. «Кто бы это мог быть?» — терялась она в догадках».

Анкетирование родителей

Родителям предлагается сформулировать нравственные законы своей семьи.

Уважаемые папы и мамы! С точки зрения морали, назовите «можно» и «нельзя» для вашего ребенка. К примеру, в нашем доме нельзя: лгать; ябедничать и т. д.

Ситуации для совместного решения детьми и родителями

Нравственные ситуации решаются в ходе собрания следующим образом. Учащиеся и их родители делятся на группы: дети объединяются в детскую группу, родители — во взрослую группу. Каждая группа получает задание в конверте и решает нравственную ситуацию. Ситуации в конвертах одинаковые. Важно, какой вердикт вынесут дети и родители, совпадут ли их нравственные позиции.

Ситуация 1

Один мальчик увидел у своего сверстника игрушечную машину, которую ему давно хотелось иметь. Использовав удобный случай, он забрал ее и принес домой. Машина ему очень нравилась, Родители спросили у мальчика, откуда у него игрушка. Мальчик ответил, что машинку дал на время друг.

Ситуация 2

Ребята подрались, в результате драки одному мальчику стало очень плохо, пришлось вызывать врача. Тот, кто затеял драку, не признался, что он виноват, и сбежал домой. Ребята долго думали, как поступить в такой ситуации, и решили рассказать обо всем родителям мальчика, затеявшего драку. Родители ответили ребятам: «Сами подрались, сами разберутся».

Ситуация 3

Ребята решили прогулять урок, но в последний момент один из тех, кто собирался прогулять, пришел в школу и рассказал учителю о прогуле остальных. Ребята были наказаны, получили неудовлетворительную отметку по поведению. Родители тоже наказали участников прогула.

Ситуация 4

Мальчишка лет 13 — 14 идет по улице. Рядом с ним идет его мама и несет две большие сумки. Чувствуется, что для нее это совсем непросто. Мальчик невозмутимо идет рядом. Проходящие мимо люди недоуменно смотрят на него, сочувствующе смотрят на его маму, но мальчик на взгляды людей не реагирует.

Ситуация 5

Бабушка и дедушка очень хотят видеть внуков, но внуки любят только получать от дедушки и бабушки подарки. Ехать же к ним не хотят, объясняя это тем, что им некогда, много уроков и т. д.

Сочинения учащихся

Учащимся предлагается написать сочинение о тех людях, которыми семья очень дорожит, Это могут быть люди, уже ушедшие из жизни и даже не родственники, но с именами этих людей связаны в семьях добрые воспоминания.

Каждый ученик класса оформляет свое «дерево дружбы и любви». На ветки «дерева» он вешает сердечки с вписанными в них именами дорогих и значимых для него и его семьи людей. «Деревья» выставляются в помещении, где проходит форум.

Полезная информация

Послушание — одна из черт характера, которую надо прививать с детства. Подчинение установленным законам общества, соблюдение нравственных и моральных норм — все эти понятия должны быть естественными в жизни ребенка. Дети должны научиться быть дисциплинированными, привыкнуть слушаться, уважать старших и придерживаться определенных правил общения в коллективе. Основной метод развития нравственности, который могут использовать родители, — беседы. На них с помощью жизненных примеров, басен, пословиц, притч надо объяснять необходимые для формирования ребенка нравственные принципы, нормы поведения в обществе.

Учащиеся и их родители усаживаются в зале, подготовленном для проведения собрания. Они садятся по группам. В группах по пять-шесть человек. Группы образуют взрослые и дети отдельно.

На доске — плакаты с эпиграфом собрания, на сцене вывешены плакаты, сделанные ребятами, оформлена выставка их сочинений.

Классный руководитель: Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку. Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие. Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги… Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни, уважаемые взрослые и дети! Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарит нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем.

Давайте сегодня поговорим о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца.

В старинные времена был красивый обычай — каждому роду, племени каждой семье иметь свой герб. А что бы вы поместили на герб своего дома, какие бы слова на нем написали, если бы имели такую возможность?

Ребята дают ответы, при этом советуясь с родителями.

Следующее задание — решение проблемных ситуаций

Одновременно в каждой группе детей и родителей решают одну и ту же ситуацию. В начале ответ дает группа детей, а затем группа взрослых. Затем представители других групп могут предложить свое мнение по решению той или иной ситуации. После решения ситуаций ребята знакомят всех присутствующих с описанием своего «дерева дружбы и любви» (по желанию).

Затем классный руководитель знакомит всех участников форума с сочинениями ребят о тех людях, чьи имена в семьях чтят и любят. В честь этих людей ребята зажигают маленькие свечи. Классный руководитель просит родителей и детей вспомнить те библейские законы нравственности, о которых шла речь на форуме, и озвучить их.

Учитель зачитывает рассказы детей, которые они писали по заданной ситуации. Ребята определяют лучший рассказ, Автор лучшего рассказа награждается золотым писательским пером (ручкой для написания новых рассказов).

В конце собрания родители и дети составляют свод нравственных законов семьи и класса. Они работают в группах, каждая группа вносит свои предложения и записывает их на лист бумаги. Лист пускается по кругу, пока каждая группа не внесет свои предложения. Затем группа экспертов из числа детей и родителей определяет те положения, которые чаще всего встречаются, записывает их и зачитывает всем. Эти положения и станут отправной точкой нравственных поступков класса.

После этого учащиеся покидают форум, а родители обсуждают результаты анкетирования детей и родителей по проблеме собрания.

В конце собрания родители делятся впечатлениями от увиденного и услышанного в ходе собрания. Исходя из результатов обмена мнением взрослых и детей, родители определяют первостепенные меры по предупреждению безнравственного поведения и совершения безнравственных поступков учащимися класса.

Литература по подготовке к собранию

1. Мой мир и я. Учебное пособие. М., 1993.

2. Сонин В. А. Психологический, практикум. М., 1998.

3. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. М., 2002.

Собрание №5 на тему «Книга в жизни школьника. Отношение ученика к учебной и художественной литературе».

«Все, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге». (Ричард Бах).

1. Познакомить родителей с результатами развития читательских способностей учащихся класса, умением работать со школьным учебником.

2. Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.

Форма проведения: круглый стол.

1. Значение книги в жизни школьника.

2. Как работать со школьным учебником.

3. Культура чтения школьника. В чем она заключается.

1. Анализ читательских интересов семиклассников (по результатам исследования школьных библиотекарей, результатам исследования старшеклассников).

2. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.

3. Конкурс на самое лучшее знание школьного учебника.

4. Памятки для родителей по развитию читательских умений детей, по работе со школьным учебником.

5. Статистика собрания.

6. Посещение классным руководителем и родительским комитетом класса уроков литературы, истории и географии с целью изучения читательских способностей учащихся.

7. Конкурс среди учащихся «Каким я вижу учебник 21-го века».

Исследование читательских способностей учащихся:

– фамилия и имя ученика;

– количество прочитанных книг на момент исследования;

– читательские интересы ученика;

– эффективность читательских способностей ученика (способность рассказать о прочитанной книге, способность делать собственный вывод о прочитанном);

– соотношение читательских способностей с учебными результатами по литературе, истории, географии и другим предметам.

Анкетирование учащихся №1

1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?

2. Нравится ли тебе читать книги?

3. Какие книги ты читаешь с удовольствием?

4. Нравится ли тебе получать книги в подарок?

5. Какую книгу ты теперь читаешь?

6. Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке?

7. У вас дома много книг?

8. Какие книги предпочитают твои родители?

9. Назови книгу, которую ты считаешь главной книгой своего времени?

10. Что бы ты пожелал начинающему читателю?

Анкетирование учащихся №2

Вопросы конкурса на лучшего знатока школьного учебника

Сколько учебников у семиклассника?

Какой из учебников самый интересный?

Какой из учебников самый неинтересный?

Назови фамилии авторов школьных учебников по тем предметам, которые тебе нравятся.

Оформление какого учебника тебе нравится больше всего?

В каких учебниках есть интересные рубрики и задания?

Сколько страниц в учебнике математики, русского языка, истории, географии, физики?

Какой период времени охватывает учебник истории, по которому вы учитесь?

О каких странах и континентах рассказывает учебник географии?

О каких ученых-физиках вы узнали из своего учебника физики.

– Является ли чтение одним из увлечений вашего ребенка?

– Сколько времени он проводит за книгой?

– Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения?

– Какие книги он предпочитает?

– Как вы поощряете его читательские стремления?

– Дарите ли вы своему ребенку книги?

– Есть ли у вас на этот счет какие-то свои убеждения?

– Обсуждаете ли вы прочитанные книги в семье?

– Советуете ли вы ребенку книги своего детства и юности?

– Считаете ли вы себя активным читателем?

– Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?

Памятка №1

Правила чтения для учащихся

1. Если хочешь развить свой интеллект, кругозор, старайся читать не менее получаса в день.

2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.

3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.

4. Читая, не торопись, обращай внимание на детали текста, интересные фразы, сравнения. Они помогут лучше запомнить содержание книги.

5. Если будешь обращать внимание на время при чтении, скоро забудешь смысл читаемого текста.

6. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, а затем продолжи чтение.

7. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.

8. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.

9. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.

10. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.

11. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя или по собственному желанию.

Памятка №2.

Как готовиться к сочинению по художественному произведению:

– Никогда не пиши сочинение накануне его сдачи.

– Готовясь к написанию сочинения, прочти еще раз названия предложенных учителем тем и определись с выбором.

– Прочти текст и обрати внимание на его особенности с учетом выбранной темы.

– Выпиши цитаты из текста произведения, которые тебе понадобятся при написании сочинения.

– Прочти биографию автора, обрати внимание на ее детали. Они могут стать подсказкой к пониманию главной идеи произведения.

– Используй различные высказывания и мнения других людей о произведении для сравнительного анализа и выводов.

– Не пользуйся различными шпаргалками по произведению. Они тебе ума и знаний не прибавят.

– Пиши искренне, не страшись высказывать свое мнение и отношение к произведению.

– Прочти свое сочинение родителям, выслушай их мнение о своей работе.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей

Уважаемые папы и мамы! Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь читали? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

– Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

– Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.

– Систематически читайте сами. Это сформирует у ребенка привычку видеть в доме книгу ежедневно.

– Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, если произведение вам не понравилось.

– Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной им книги.

– Если вы сами о нем ничего не знаете, поинтересуйтесь, никогда не поздно получить новые знания и впечатления.

– Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст.

– Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

– Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

– Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

– Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

– Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Классный руководитель: Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому-восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность чтения, отсутствие интереса к чтению приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Статистика собрания. Мнение учителей о читательских способностях учащихся класса по различным предметам.

Классный руководитель: Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его — привычка ребенка читать. Анализ ответов анкет родительского коллектива нашего класса это подтверждает.

Анализ анкет родителей

Как же обстоят дела с чтением ребят на школьных уроках и после них? Выступление членов родительского комитета по анализу посещенных ими уроков литературы, истории, географии.

Цель посещения уроков:

1. Подготовка учащихся к урокам.

2. Умение учащихся читать на уроке, пересказывать прочитанное на уроке и дома.

3. Анализ техники чтения учащихся класса (по таблице).

Ф. И. ученика

Количество слов в тексте…

Количество незнакомых слов…

Количество прочитанных слов в минуту…

Количество терминов…

Выступление школьного библиотекаря (по результатам исследования читательских интересов по классу).

Знакомство родителей класса с выставкой рекомендуемой литературы, которую надо иметь в доме.

Вручение родителям списка обязательной и рекомендуемой литературы для внеклассного чтения по различным предметам.

Вручение поздравительных писем родителям за победу их детей в конкурсе «Каким я вижу учебник 21-го века».

Копилка родительского опыта. Обмен мнением родителей по развитию читательского интереса и читательских умений в семье.

Работа с памятками, подготовленными классным руководителем к собранию. Их обсуждение и анализ.

1, Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка. СПб, 1996.

2. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 2003.

3. Сонин В.А. Психологический практикум: Задачи, этюды, решения. М., 1998.

Людмила Рябенко, учитель математики и информатики негосударственной общеобразовательной средней школы «Разум-Л» Москвы, победитель VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте