search
main
0

считает директор ГосНИИ

“Информика” Александр ТИХОНОВ

– Два бывших министра образования – вы и Владимир Георгиевич Кинелев – занимаются сейчас новыми информационными технологиями. Это случайность или веление времени?

– В вашем вопросе содержится ответ: и то, и другое. В большей степени, конечно, веление времени. Мы с Кинелевым работали вместе много лет, еще в Госкомитете по высшей школе, Министерстве науки и высшей школы, Минобразовании. Одно из приоритетных направлений деятельности этих ведомств было развитие информационных технологий, телекоммуникаций, интеграция в культурное и образовательное мировое пространство. И как средство – вхождение образовательной сети России в Интернет.

Начиналось все, конечно, с высших учебных заведений. В процессе работы у нас с Кинелевым сложилась некоторая специализация, если можно так сказать. Владимир Георгиевич занимался вопросами развития международных проектов дистанционного образования, в частности с ЮНЕСКО, американскими фондами. Я больше интересовался технологическим направлением, методикой, содержанием дистанционного образования, но ориентированным в основном на внутрироссийские проблемы.

Использование компьютерной техники, новейших средств доставки информации, глобальных сетей – абсолютно объективная тенденция в образовании не только у нас в стране, но и в мире. Видимо, это станет основным стержнем методики образования в XXI веке. Любой министр будет вынужден или же заинтересован в акценте внимания на эти проблемы.

Что касается Института ЮНЕСКО по новым информационным технологиям, который возглавляет Владимир Георгиевич Кинелев, у нас есть соглашение о взаимообмене научными результатами. При схожести задач – разные цели. ГосНИИ “Информика” продвигает компьютерные технологии в России, а структура ЮНЕСКО – по всему миру.

– Сегодня журналисты трубят о наступлении века Интернета. Вы согласны?

– Интернет – это технология, средство. Фигурально выражаясь, колоссальная библиотека, куда легко зайти, или дорога, объединяющая мир, на которую можно въехать с любой проселочной. А что есть в этой библиотеке и куда нас заведет эта дорога? Если взять общий поток информации, то 70% – мусор. “Полки” библиотеки заполнены чем угодно, но только не серьезными образовательными ресурсами. Там есть справочная информация, порнография, различные рекламные ролики и т.д. Конечно, в Интернете широко представлен обмен ученых по научной проблематике. Но серьезных программ, по которым можно, сидя дома у компьютера, в удаленном доступе получить образование, очень мало. Дистанционные курсы есть в первую очередь для дополнительного образования в области менеджмента, финансов и кредита. Гораздо меньше по инженерным и естественно-научным направлениям. Практически нет программ для средней школы

( я имею в виду не только российскую !). Можно найти отдельные курсы по истории, биологии, географии отдельных стран, но не более.

Вообще качественный электронный курс дистанционного образования для вуза по любому предмету, скажем, по химии, на Западе стоит порядка 50 тысяч долларов. У нас – 20 тысяч, просто труд дешевле, хотя российский курс не только не уступит, но и, возможно, будет превосходить зарубежный аналог. Вот поэтому можно по пальцам пересчитать высшие учебные заведения, располагающие наборами дистанционных программ по ряду дисциплин. Это МГУ, МЭСИ, РГГУ, Томский, Санкт-Петербургский, Ростовский, Новосибирский университеты и еще немного других. Я говорю не о прожектах, когда какой-нибудь ректор заявляет о том, что у него теперь есть дистанционное образование, а о проектах, которые реально функционируют: можно зайти на сервер в Интернет, получить информацию, протестироваться и начать обучение.

Что касается средней школы, здесь курсы будут стоить дороже, да и деньги на них труднее найти. Причем электронное пособие не может написать сам программист, ему в помощь нужен профессор, который всю жизнь работает со школой, а еще лучше – учитель-предметник.

Министерство, конечно, сейчас предпринимает попытку разработать программу научно-педагогических основ дистанционного образования. Нужны универсальные оболочки для учебников, важно провести все экспертизы и выработать общие методические подходы. Когда разработана технология, продукцию выпускать легче!

– Говорят, что в основном внедрению телекоммуникаций в образование России деньгами помогает Фонд Джорджа Сороса?

– Все государственные вузы связаны магистральной телекоммуникационной системой, которая называется сеть науки и образования РБНЕТ. Это совместный проект Минобразования, Миннауки, Минсвязи, Российского фонда фундаментальных исследований и Российской академии наук. Если бы не эта сеть, то не было и проекта Сороса, потому что 33 соросовских центра Интернета в вузах используют именно в РБНЕТ. Фонд “Открытое общество”, которому, конечно же, большое спасибо, поставил оборудование, а Российское правительство финансировало телекоммуникационную связь и продолжает ее дальнейшую оплату. Так что весь проект ведется на паритетных основаниях. Нам при этом приходится очень нелегко. За каналы на Запад платим долларами, а в федеральном бюджете заложены неиндексированные рубли. Поэтому надо искать способы окупаемости сети, привлечения внебюджетных средств тех же вузов. Бюджет не выдерживает, тем более что объемы возросли, количество участников сети постоянно увеличивается. Ведь, помимо вузов, в нее входят академические институты РАН, библиотеки, государственные научные центры (Обнинск, Дубна и т.д.). В РБНЕТ свыше 1500 коллективных и более 700 тысяч индивидуальных пользователей – студенты, аспиранты, преподаватели, научные работники. А ведь в первые годы сеть использовали всего 15-20 тысяч человек!

– Школы подключены к вашей сети?

– Конечно. Обычно это происходит опять же через вузы. Например, в Москве в Юго-Западном и Центральном округах, Ярославле, Переславле-Залесском, Кемерове, Тамбове, Новосибирске, на Алтае. В Воронежской и Челябинской областях подключены даже сельские школы. Очень здорово поставлена работа с образовательными телекоммуникациями и в Кабардино-Балкарии. В рамках займа Всемирного банка, который начал готовиться, еще когда я был министром, предполагается включение в мировое телекоммуникационное пространство многих сельских школ. Это тоже будет шаг вперед. Но надо понимать, что далеко не все учебные заведения могут быть в принципе подключены. Есть такой технологический термин “последняя миля” – как бы соединение от квартиры до сети или от школы до сети. Ведь в некоторых местностях даже телефон есть только в одном месте – на почте. Куда уж тут с нашим высокотехнологичным оборудованием!

Впрочем, наверное, эту проблему все же постепенно удастся решить. Но что дальше? Школа, класс вошли в Интернет, и…? Сегодня задача намного сложнее, чем просто дать учебному заведению доступ в мировое информационное пространство. Надо помочь ему извлечь из Интернета как можно больше полезного для образования.

Нельзя представить себе виртуальную мать, и виртуального учителя трудно будет изобрести. Педагог остается, но Интернет может оказаться для него хорошим подспорьем. Правда, для этого там должны присутствовать хорошие образовательные программы.

Масса школьников сегодня пользуются глобальной сетью или, как говорят, елозят по Интернету, смотрят, что там есть, играют. Но они же не ищут учебную информацию! Причем в этом нельзя упрекать конкретного ребенка. Просто он естественно тянется ко всему новому, оригинальному, что часто отсутствует в нашем образовании. Сейчас ученые-педагоги пытаются в своих разработках конкурировать с играми, но все-таки должна быть комплексная программа, направленная на то, чтобы через Интернет школьник мог получить дополнительные знания и делал бы это с удовольствием. Получается как с хорошим красивым учебником – он привлекает ребенка, а значит, с его помощью легче обучать.

Запрещать пользоваться Интернетом глупо – школьнику надо будет поступать в институт, определяться с профессией, большинство из которых уже сейчас “завязаны” на использование информационных технологий. Да и вообще через десять-пятнадцать лет он будет заказывать билеты, пользоваться библиотекой, смотреть на красоты Венеции, слушать живые концерты самых выдающихся исполнителей – все через Интернет. Запрещать нельзя, но нужно исследовать проблему, собрать медицинские показания: когда и в какое время школьников разумно допускать в виртуальный мир. Ясно же, что быстро сменяемая и сложно усвояемая видеоинформация воздействует на психику отрицательно. Значит, нужны адекватные меры по снятию психического напряжения, комбинации Интернета с другими учебными приемами и т.д.

– Школьники уже в Интернете, а когда там появятся учителя?

– Все зависит снова от информационного сервиса. Во-первых, полезного для любого взрослого человека. Когда педагогу станет удобнее использовать Интернет одновременно как телефон, телевизор для получения или передачи информации, когда он сможет осуществлять заказ и услуги не только информационного характера, продажу, покупку, тогда он освоит виртуальное пространство. Во-вторых, учитель заинтересуется Интернетом, когда найдет там что-то полезное для своей работы. Например, опыт своих коллег. В-третьих, когда Интернет поможет не замыкаться в какой-то одной школе, с помощью теле- и видеоконференций проводить семинары повышения квалификации, общение с зарубежными коллегами.

Вообще хочу заметить, что Интернет уже сейчас содержит информацию, полезную для учителя. Кто ищет, здесь найдет. Например, в рамках РБНЕТ функционирует свыше 300 взаимодействующих информационных веб-серверов. Если в 1992 году 80% запросов пользователей нашей сети уходили за рубеж и только 20 – к российским ресурсам, то в прошлом году соотношение стало 50 на 50. Значит, у нас появилось больше интересной информации. Это очень приятная тенденция. Сейчас в сети создаются специализированные образовательные серверы, открывают свои странички органы управления образованием. Появляются компании, своеобразные сталкеры, которые создают путеводители по Интернету, подбирают под индивидуальные запросы любую информацию.

Первым этапом нашей деятельности было обеспечение как можно большего числа пользователей в Интернете. В рамках РБНЕТ в этом году их количество дойдет до миллиона. Хотя этот этап, наверное, не имеет какого-то временного предела, сейчас деятельность и Миннауки, и Минобразования, и, конечно, нашего института должна быть направлена на информационное наполнение сети и развитие сервиса. Когда соотношение запросов пользователей достигнет 60 на 40, можно будет говорить о первой победе.

Сергей АЛЕКСАНДРОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте