Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Интервью

Счетная палата будет разбираться со школьной неуспешностью детей

Дата: 01 сентября 2020, 00:44
Автор:

В каждой школе есть ребята, которым сложнее дается программа, и они учатся хуже других. Отчего зависит эта неуспешность и что ней делать? К поискам ответов на эти вопросы присоединилась Счетная палата – высший орган финансового контроля страны. О подробностях нового направления деятельности “Учительской газете” рассказала директор Департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты Светлана Меркушина.

Отметки детей оказались в центре внимания Счетной палаты

– Светлана, почему Счетная палата, которая обычно проверяет расходование бюджетных средств, заинтересовалась проблемой неуспешных детей?

– На самом деле, все закономерно. Два года назад Счетная палата приняла новую Стратегию развития и определила своей миссией содействие справедливому и ответственному госуправлению как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека. Поэтому, выбрав для анализа проблему неуспешных детей, мы действуем как раз в векторе нашей стратегии.

Я думаю, всем очевидно, что качественное образование – это одно из необходимых условий достойной жизни человека. Более того, это одна из основ конкурентоспособности государства. К сожалению, в последние годы в России мы наблюдаем негативный тренд роста количества функционально неграмотных школьников. Это и стало одной из главных причин, почему мы инициировали проект по анализу школьной неуспешности. Проблема действительно очень серьезная. По данным Всемирного банка, Россия демонстрирует примерно средние или ниже среднего результаты в исследовании грамотности пятнадцатилетних учащихся PISA*: более 25% молодежи не обладают минимальным уровнем функциональной грамотности. А что такое функциональная грамотность? Это не просто умение читать и писать, это способность человека контактировать с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. То есть эти 25% молодежи с большой вероятностью не смогут полноценно встроиться в экономику. При этом по экспертным оценкам Высшей школы экономики, сокращение доли функционально неграмотных с 25% хотя бы до 13-15% в перспективе может привести к дополнительным 4-6% роста ВВП в год. Это должно стать дополнительной мотивацией для государства по преодолению неравенства и образовательной неуспешности в стране. Для нас же это стало дополнительной мотиваций для реализации проекта.

– Новость об очередных проверках может вызвать беспокойство среди педагогов: не сделают ли их виноватыми в случае каких-то отрицательных результатов. На ваш взгляд, отразится ли этот аудит на положении учителей?

– У нас нет цели искать виноватых, и уж точно мы не хотим, чтобы педагоги каким-то образом пострадали. Наоборот, мы хотим им помочь. Ведь зачастую учитель остается один на один с проблемой неуспешности учеников. А проблема-то комплексная и непростая. Поэтому мы и хотим в ней разобраться и на основе полученных результатов предложить пути решения, включая конкретные меры поддержки. При этом мы понимаем, что точечными мерами проблему не решить. Здесь нужна комплексная система профилактики и коррекции проблем в обучении, которая будет предусматривать и новые методики, и современную нормативную базу, и эффективные инструменты финансовой поддержки. Помочь в создании такой системы – вот наша основная задача и именно на это нацелен наш аудит.

– Какие конкретно цели вы поставили перед собой: выявить причины неуспешности, выработать рекомендации по ее преодолению?

– И то, и другое, и даже больше. В первую очередь, мы хотим оценить масштаб проблемы и определить основные факторы, которые способствуют школьной неуспешности. Следующая задача – посмотреть, какие меры сейчас принимает государство для решения этой проблемы, оценить их эффективность и понять, почему они не работают или недостаточно работают. И, наконец, уже на основе полученных результатов мы выработаем свои рекомендации.

– Цели амбициозные. Как вы будете их реализовывать? Как, например, измерить успешность и неуспешность?

– В ходе подготовки проекта мы хорошо изучили тему, и надо отметить, что в целом данных для анализа достаточно. И в России и за рубежом проведено много исследований на эту тему, которые мы будем изучать и использовать в своем анализе.

Наиболее целостно к этой проблеме в России подходит коллектив авторов ВШЭ. Они анализируют зарубежный опыт профилактики и преодоления школьной неуспеваемости. Создан и функционирует портал “Мониторинг экономики образования”, в 2019 году выпущена совместно с Центром стратегических разработок “Белая книга” “Российская школа: начало XXI века”. Это серия коллективных монографий, акцентирующих внимание на вызовах, преодоление которых является важнейшим условием для поступательного развития системы общего образования.

Если говорить о зарубежных исследованиях, то здесь наибольший интерес представляет применение эконометрических методов анализа данных – влияния отдельных факторов школьной неуспешности на те или иные критерии, выбранные как показатели неуспешности, и построение однофакторных или многофакторных моделей.

Также в качестве источников будем использовать данные федерального статнаблюдения и международной статистики, сборники Росстата, показатели госпрограммы “Развитие образования”, данные тематических мониторингов и социологических исследований по предмету мероприятия.

Какие-то данные будем запрашивать у профильных министерств и ведомств. Например, сейчас в открытом доступе не размещены данные Рособрнадзора о значениях ОГЭ и ЕГЭ в разрезе образовательных организаций и в территориальном разрезе, а они необходимы для оценки уровня школьной неуспешности. Будем налаживать взаимодействие с информационными системами Рособрнадзором для получения этих данных.

Также есть недостаток данных о социально-экономическом развитии территорий, необходимых для оценки масштаба проблемы школьной неуспешности и установления зависимостей. Поэтому здесь нам предстоит большая работа по сбору информации, в том числе в территориальном разрезе. Будем направлять соответствующие запросы в регионы для получения информации, например, нам понадобятся своды по результатам самообследования школ.

Конечно, само понятие “школьной неуспешности” включает много факторов. И, действительно, есть такие факторы, которые практически невозможно оценить. Например, социальные навыки ребенка, мотивация ребенка к обучению; взаимоотношения внутри семьи и т.п. Но все-таки большинство факторов, которые влияют на успешность ученика, достаточно легко поддаются измерению. И главный вопрос здесь в доступности данных.

– Можно ли уже говорить о промежуточных выводах?

– На данный момент мы можем уже констатировать, что проблема школьной неуспешности пока выпадает из фокуса государственной политики в сфере образования. Меры, принимаемые в отношении детей со сложностями в освоении школьной программы, носят несистемный, точечный характер. Нет сложившейся системы анализа и мониторинга этого явления, а многие данные, характеризующие проблему, закрыты и системно не агрегируются.

– Когда приблизительно будут обнародованы окончательные результаты?

– Продолжительность приоритетного проекта Счетной палаты рассчитана с марта 2020 по апрель 2021 года. Непосредственно сам анализ планируем завершить уже в январе 2021 года. Так что, если все пойдет по плану, в первой половине следующего годы мы выйдем со своими результатами и предложениями по решению этой проблемы.

 

* Программа международных исследований PISA (Programmer for International Student Assessment) — это система оценки навыков 15-летних учащихся. В рамках нее оценивается не только степень усвоения учебного материала, но и способность использовать полученные навыки и знания для решения самых разных жизненных задач, то есть функциональная грамотность учащихся. Проверяются три вида такой грамотности: читательская, математическая и естественно-научная.


Комментарии

  • 03.09.2020 в 07:41

    Это шутка?…Российская академия образования наблюдает со стороны, как:
    “Товарищи учёные, не сумлевайтесь, милые:
    Коль что у вас не ладится — ну, там, не тот аффект, —
    Мы мигом к вам заявимся с лопатами и с вилами,
    Денёчек покумекаем — и выправим дефект!”

Нужен ли обязательный ЕГЭ по истории?
  • Нет, выпускникам необходимо сконцентрироваться на профильных для них предметах 54%
    142 голоса 54%
    142 голоса - 54% из всех голосов
  • Нет, система образования ещё не готова к обязательному ЕГЭ по истории 26%
    69 голосов 26%
    69 голосов - 26% из всех голосов
  • Да, история формирует мировоззрение 14%
    38 голосов 14%
    38 голосов - 14% из всех голосов
  • Да, это мотивирует школьников активно изучать этот предмет 4%
    10 голосов 4%
    10 голосов - 4% из всех голосов
  • Затрудняюсь ответить 2%
    4 голоса 2%
    4 голоса - 2% из всех голосов
Всего проголосовало: 263
20.10.2020 - 26.10.2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt