search
main
0

Счет на миллионы. или Как построить школу

Школа №102 начала свою работу меньше года назад: акт о приемке объекта был подписан 31 августа 2009 года, и уже на следующий день коллектив, состоявший из почти не знакомых друг другу педагогов, принял классы, в которых все без исключения ученики были новичками. И вот первый учебный год позади, можно вздохнуть с облегчением и, оглянувшись назад, подвести итоги. Свой разговор с Еленой ГРАНЕВОЙ, директором 102-й школы, я начала с вопроса, казалось бы, несущественного: когда она узнала, что ей предстоит возглавить новую школу, строящуюся не где-то на выселках, а в центре престижного жилого микрорайона?

Комментарий «УГ»Татьяна ТРАМБИЦКАЯ, начальник технического отдела Департамента образования и социально-правовой защиты детства администрации Нижнего Новгорода:- В прошлом году в Нижнем Новгороде были построены 3 новые школы, рассчитанные в общей сложности на 2800 детей. Учиться в них приятно – все они возводились с учетом современных норм и требований, несмотря на то что все три были долгостроями. Срок сдачи объекта зависит от возможностей городского бюджета, поскольку все объекты сферы образования финансируются городом. Как только деньги в бюджете появились, их направили на достройку начатых школ.В основном все работы были закончены в течение года, ведь проблем нет, когда есть средства. Но трудности были. Они связаны с тем, что за время, которое прошло с момента сдачи проектов школьных зданий, изменились требования и нормы СанПиНов. Изменения в проект пришлось вносить в рабочем порядке, а это непросто и небыстро, ведь их нужно проводить через экспертизу.В будущем учебном году планируется сдача двух объектов сферы образования – это пристройка к школе №151 Советского района и детский сад в Автозаводском районе, рассчитанный на 220 детей. Это позволит сократить существующую очередь в дошкольные учреждения.

Вера КОСТРОВА, Нижний Новгород

– Меня назначили директором строящейся школы в конце сентября 2008 года, то есть у меня был почти год на то, чтобы достроить и сдать объект в эксплуатацию, привести в порядок всю необходимую документацию, набрать педагогов и учеников. Кажется, что год – это так много. На самом же деле все приходилось делать в ускоренном режиме. Тем более что я помимо своей новой должности некоторое время исполняла прежнюю – продолжала руководить старой школой и, кроме того, еще пыталась вести свой предмет – физику. По специальности я физик. Совмещать было трудно.

Бывают странные сближения. Я руководила одной из самых старых школ Нижнего Новгорода, открытой в 1903 году. А теперь мне предстояло возглавить коллектив новой, которая (если формально судить по дате приемки) – последняя из введенных в строй и будет таковой еще лет пять (строительство школ на этот период город не планирует).

Когда пришла на новостройку, я бы даже не сказала, что объект был на стадии завершения строительства. Стены, крыша – это я обнаружила, но предстояло выполнить огромный объем внутренних работ. При этом вносились изменения в проект, проводилась перепланировка помещений, вплоть до устройства дополнительных перекрытий. Можете представить, сколько требовалось согласований по каждому пункту. Объект был на стадии бетонной коробки: ни окон, ни дверей, все это предстояло сделать. Совмещать должность директора-прораба с учительской должностью я продолжала еще около месяца, но потом поняла, что это просто невозможно.

– Елена Анатольевна, что было в тот подготовительный период для вас самым трудным, что требовало больше всего сил и нервов?

– Мне приходилось очень быстро принимать решения. Времени на долгое обдумывание не было, впрочем, и сейчас тоже нет. Непросто было разговаривать со строителями – настаивать на том, чтобы работы были выполнены в полном объеме и качественно. Не забывайте, что школа открывалась в разгар кризиса: смета, выделенная на закупку оборудования, дважды сокращалась. Поэтому документы для конкурсов приходилось переделывать. Кроме того, мне нужно было готовить пакет учредительных документов, писать устав.

– Вам помогали юристы?

– Как правило, у школы юристов нет. Директора разрабатывают учредительные документы сами и передают на проверку специалистам городского Департамента образования. Мне они очень помогли. Но повторяю: их функция – проверка. Если бы не мой опыт – а мне не единожды доводилось регистрировать школьные уставы и общаться с налоговыми службами – не уверена, что смогла бы справиться со всем объемом работы. Все нужно было делать очень быстро – время не ждало. Ведь уже на этом этапе должна существовать концепция школы, определены ее особенности, пользуясь привычным ныне языком – конкурентные преимущества. На этой основе можно было составлять конкретные планы и проекты, чтобы получить финансирование для закупки оборудования. Был уже ноябрь. А до этого в октябре мне пришлось не только готовить документы, но и разбираться, что к чему: знакомиться с работниками, начиная от начальника строительства до проектировщика и прораба. Генподрядчиком, как правило, выступает управление капитального строительства, потому что заказчик – городская администрация.

– Вы находили общий язык со строителями? Они вас слушали?

– Скажем мягче, прислушивались. Ведь проект школы был сделан давно и, разумеется, без моего участия. Что-то приходилось менять по ходу дела.

– На этом этапе у вас, наверное, были помощники?

– В том-то и дело… Принять в штат помощников, пока школа строится, невозможно. Поэтому все пришлось делать самой. Ни бухгалтера рядом, ни завхоза, как это обычно бывает в школе. И цифры-то шли совсем не те, к которым мы привыкли, – в смете были миллионы. Кстати, это первое, что меня встряхнуло. Огромная финансовая ответственность за средства, которые я должна правильно потратить. Формально закупочные аукционы проводила городская администрация, но вся подготовка к ним – определение того, что и в каких объемах необходимо школе – лежала на мне. Правда, помогали специалисты централизованной бухгалтерии районного управления, и все же большую часть работы пришлось делать самой. Штат мне открыли только первого июня, и я смогла принять двух человек, моих ближайших помощников.

– А вам не было страшно? Вам не хотелось отказаться?

– Когда я поняла, какой гигантский объем работы мне предстоит, отказываться было уже поздно… К счастью, рядом оказались единомышленники, которые меня поддержали – в первую очередь люди, которые видели себя в новой школе в будущем, планировали перейти сюда вместе со мной. Все свободное от основной работы время они проводили здесь.

– А многие ли из ваших коллег захотели работать в новой школе?

– Не могу сказать, что их много: завуч и несколько учителей. Честно скажу, некоторым я отказала. В основном педагоги пришли сюда по конкурсу. У меня был хороший выбор, и дефицита учительских кадров я не испытала. Наоборот, из самых хороших выбирала лучших. Была другая проблема – набирать штат трудно, когда ты не знаешь, сколько к тебе придет детей, сколько классов будет в параллели, а без этого невозможно говорить о расчасовках и нагрузках для педагогов. Поэтому параллельно с конкурсом педагогов я объявила предварительную запись учеников. Многие пришли, а кто-то не решался до конца лета, колебался до последнего. Поэтому учителя были в неведении: точного числа учеников мы не знали до начала учебного года.

Из-за этого некоторые педагоги просто побоялись бросать свои школы и идти к нам, не зная ни нагрузки, ни перспектив. Кто-то мог потерять в зарплате. Однако с будущего учебного года мы начнем расширяться, и нагрузки хватит всем. По плану школа должна иметь по четыре класса в параллели, в первый год было по два в среднем звене, три – самое большое, и только с первыми классами мы превысили норму – у нас их пять…

– Мне приходилось слышать от многих директоров школ, что сегодня дефицит учителей начальной школы. Вы с этим не столкнулись?

– Нет, но столкнулась с другим: так как педагоги начальной школы – люди гиперответственные, многие из них говорили о том, что перейдут к нам в школу только тогда, когда выпустят свои классы в среднее звено. Оставлять детей до выпуска практически никто из пришедших не захотел. Но это лишний раз свидетельствует об их профессионализме и нравственных качествах. И я их за это уважаю. Уходить тоже нужно по-человечески.

– А если все же вернуться к конкурсу учителей, среднего звена в частности, что было главным при отборе? Вы подбирали команду или личностей?

– Конечно, личностей. Команда сформируется со временем, она уже формируется, а детям нужны личности. С самого начала мы поставили высокую планку перед учителями – наша школа должна стать необыкновенной. А это возможно только тогда, когда в ней работают необыкновенные учителя, которые смогут так подойти к ученику, что он сможет выдать максимум того, на что способен. Поэтому я со всеми беседовала лично. Главную роль для меня играли три критерия. Первое – возраст. Я старалась подобрать коллектив так, чтобы его можно было разбить на три группы: молодые, средний возраст и старшие. У меня есть несколько очень опытных педагогов, имеющих силы и желание работать. Именно они смогут передать свое мастерство молодежи. У нас существует школа молодого учителя. Молодежь без опыта, стажа и категорий тоже нужна, иначе вся школа одновременно уйдет на пенсию. Второй критерий – специальное образование, третий – категория.

– Не могу не спросить, пользуясь случаем: категория, на ваш взгляд, действительно отражает степень владения профессией?

– Да, отражает. Особенно высшая. Как ни критикуют сегодня аттестацию педагогов, но все-таки высшую категорию просто так не получить. Это серьезный показатель. Вообще считаю, что аттестация заставляет учителей совершенствоваться, двигаться вперед. Образование должно продолжаться в течение всей жизни – это мое убеждение. Но вернусь к конкурсному отбору педагогов. Я обращала внимание на личные достижения. Обычно учителя в возрасте сорока лет или около того уже имеют весомые результаты и наработки. Это и подготовка победителей в различных олимпиадах и конкурсах, и участие в конференциях, и разработка собственных программ и проектов. Молодые педагоги, не имеющие опыта и каких-то достижений, приносили свои портфолио. Некоторых я просила написать эссе, в которых они старались раскрыться. Ну и последнее, что определяло выбор, – личное впечатление. В беседе проявлялось, насколько человек контактен, активен, отзывчив, как оценивает школу, в которой работал, о детях, которых учил. По возможности я и сама наводила справки о педагогах, используя свои контакты.

– Вы набирали коллектив, беседуя с каждым в отдельности. А когда впервые на него взглянули в целом – не разочаровались, увидев «полотно» не в деталях, а целиком?

– Нет, мне нравятся мои учителя – я ни в ком не разочаровалась. Они все очень разные, но при этом взаимодействуют друг с другом очень гармонично. Кстати, увидела всех сразу действительно очень поздно, перед самым учебным годом. Надо сказать, что многие из них принимали весьма деятельное участие в подготовке классов к приему детей. Ведь родительского комитета как такового не было, поэтому привлечь, как это обычно делается в школах, родителей к подготовке школы к новому учебному году мы не могли. Пришлось мобилизоваться всем. Педагоги – люди отзывчивые, ответственные. Все с первого дня проявили себя с самой лучшей стороны. И в течение года коллектив работал с желанием.

– Я знаю, что вы сотрудничаете с Высшей школой экономики. Чему вас учат специалисты ВШЭ?

– Основное внимание уделяется методологии, философии преподавания, методике в самом широком смысле, структуре современного урока. На мой взгляд, все это необходимо знать каждому учителю, и только освоив этот уровень, можно идти дальше, специализироваться. Изучаем современные технологии проведения урока. Скажем, у нас почти все классные комнаты оборудованы интерактивными досками, и некоторые педагоги, придя к нам, уже умели ими пользоваться. Но все же нужно, чтобы их освоили все. Задача следующего года – чтобы все без исключения научились делать презентации урока. Сегодня предлагаются разнообразные компьютерные материалы по всем предметам, однако мы настаиваем, что это инструмент, а не готовый продукт, и только учитель сам может спланировать свой урок в соответствии с задачами обучения в конкретном классе.

– Елена Анатольевна, на ваш взгляд, директору удобнее формировать коллектив заново или входить в уже сработавшийся?

– Однозначно трудно ответить. В каждом случае есть свои плюсы и минусы. Тринадцать лет назад я пришла директором в школу с уже сформировавшимся коллективом, и потребовалось время, чтобы утвердить себя. Там я некоторое время была противопоставлена коллективу. Здесь такого нет. Мы все вместе. Но есть другая сложность. Многие из тех, кто пришел сюда, надеялись что-то сменить в своей жизни. Может быть, на прежнем месте их все устраивало, но они все же решились на смелый шаг. Значит, и директор должен соответствовать – предложить людям что-то новое, лучшее, открыть новые перспективы. Словом, оправдать ожидания. Ответственность директора в данном случае выше.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте