Михаил Бутяев, лидер олимпиады «Мой первый учитель», которую Общероссийский Профсоюз образования с партнерами в очередной раз провел в 2021 году, всем интересен. Еще бы, питерский педагог, победитель всероссийского конкурса, мужчина – учитель начальных классов! А у меня свой интерес – хочу услышать личную историю: почему человек выбрал педагогику делом жизни? Именно с этого я начала наше общение в уютном кабинете директора школы №300 Санкт-Петербурга, где работает Михаил Александрович.
Как стать учителем
Итак, учился в Санкт-Петербурге мальчик в 90‑е годы, школа у него была отличная – гимназия №116. Образовательному сообществу она хорошо известна. Здесь работает абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2017 Илья Демаков. А историю Михаилу Бутяеву преподавал Сергей Букинич, победитель конкурса «Учитель года России»-2006. И в целом педагогический состав очень сильный.
– Мысль стать педагогом пришла, когда вы еще в школе учились?
– Да. Был любимый преподаватель русского языка и литературы Дмитрий Владимирович Орлов. Умнейший человек! Захотелось стать учителем, как он. После 11‑го класса поступал сразу в три вуза и еще в индустриальный техникум. Прошел по баллам в техникум и Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. Пошел в Герценовский, причем сначала хотел на филфак, но испугался экзамена по английскому. А ближе всего к филологическому факультет начального образования. Вступительные испытания – русский язык, литература, история и конкурс аттестатов.
– Мужчины редко идут на такую специальность…
– Я в тот момент не думал об этом. Я тогда даже не задумывался особо, буду ли работать учителем. Пошел ради высшего образования. Учился нормально, но из-за того, что начал работать, пропускал занятия, возникла академическая задолженность. Ну и с 4‑го курса меня отчислили… Ушел на 8 лет в другую отрасль.
– Что вернуло?
– Необходимость получить высшее образование. Сдал 12 предметов академической разницы, у меня ведь сохранились все лекции. И сейчас их храню, перечитываю иногда… Восстановился. Три года проучился, причем программа была уже новая – ФГОС, так что я захватил и старое, и новое время в педагогическом образовании. Потом еще два года в магистратуре, окончил ее с красным дипломом, потому что учился осознанно, с желанием и уже работал в школе. Школа на окраине, недалеко от дома. Там, к сожалению, не сложились отношения с администрацией…
Были непонятные претензии, хотя работал я хорошо, родители, чтобы записать детей в мой класс, очередь по ночам занимали. Пришлось уволиться. Но в том же 2016 году узнал от знакомой, что требуются учителя в начальной школе №300 Центрального района Санкт-Петербурга. И вот с тех пор здесь тружусь. Благодарен руководству, коллективу, что приняли, если что-то не получалось, подсказывали. Во всех конкурсах районных, городских стал участвовать. Спасибо Ирине Альбертовне: направляет, настаивает…
Олимпиада: равные среди равных
Ирина Альбертовна – это лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2002 Ирина Липатова, блестящий учитель истории, ныне руководитель информационно-методического центра Центрального района Санкт‑Петербурга. Именно благодаря тому, что Ирина Альбертовна вовремя рассказала Михаилу Александровичу об олимпиаде, он подал на нее документы и в итоге выиграл! И еще раз о дружественном конкурсе «Учитель года»: Бутяев в нем участвовал, это состязание стало трамплином к будущим победам.
– Как бы вы оценили олимпиаду «Мой первый учитель»?
– Здесь ты равный среди равных. Ты представляешь свой опыт в своей среде учителей начальных классов. Еще мне очень понравилось, что на олимпиаде не чувствовалось жесткой конкуренции. Все поддерживали друг друга. Мы слушали коллег из разных регионов – каждый по-своему говорит, держится, кто-то увереннее, кто-то скромнее. Важно, что не было обид: а почему именно этот победил? Прекрасная идея: когда выбраны победители, все остальные участники, жюри пишут на бумажках имя лидера, кто больше бумажек наберет, тот и первый. Сами выбрали – какие могут быть претензии?
– Проект, с которым вы выступали на олимпиаде, продолжается? (Мы рассказали о нем в 45‑м выпуске «МП» от 11 ноября 2021 года: https://ug.ru/po-gamburgskomu-schetu-2. – Прим. авт.)
– Да, продолжается. Собираемся выпускать методичку. Хотим отдать ее музею Исаакиевского собора, они выложат на сайт. Любая школа может воспользоваться и сделать свой проект.
– Проект выходит за стены класса, школы, становится городским?
– Конечно. И более того, в любом городе можно взять за основу нашу идею и сделать по своему культурному объекту свой проект. О Красной площади или Казанском Кремле.
– Михаил Александрович, расскажите, как вас встретили коллеги после победы?
– Все были рады за меня в школе, у нас ведь здесь как семья. Ездил к и. о. ректора РГПУ имени Герцена Сергею Валентиновичу Тарасову, он поздравил меня с победой и предложил быть советником ректора по развитию проектов университета, связанных со студенчеством. Фактически наставником. Один из проектов мне очень понравился – «Команда школьных педагогов «под ключ». В Герценовском готовят команду – 70-80% педагогического состава для школ-новостроек Санкт-Петербурга и Ленобласти.
Классный папа
О школе №300, «трехсотке» (так между собой называют ее родители, мечтающие, чтобы их дети здесь учились), можно говорить долго и красноречиво, ведь она расположена в историческом здании в сердце Питера, с просторными коридорами, с умопомрачительными видами из окон. Да что говорить… Посмотрите сами, проситесь в гости! Обстановка не блещет шикарным ремонтом, но это потому, что по требованию закона такие дома нельзя ремонтировать дешево, им требуется реставрация. А это весьма дорого. Однако здесь идеально чисто и уютно.
Согласно исторической справке когда-то здесь было два дома. Один – особняк Миллера, построенный в XIX веке по проекту архитектора Эммануила Юргенса. Во втором здании, которое объединили в начале века с особняком, до революции была гимназия.
Но это внешний антураж, а главное – в «трехсотке» не просто дают начальное образование, здесь умудряются индивидуально работать с каждым ребенком, помогают ему определиться с выбором будущего направления. Кстати, любая средняя школа рада оторвать выпускника школы №300 с руками – ребята много знают, умеют и любят учиться. Обычно их забирают целыми классами, так решается вечная проблема адаптации.
– Есть ли взаимодействие учителей и детей друг с другом в школе, где только начальные классы? – спрашиваю директора Юлию Борисовну Ильину.
– У нас есть методические объединения по параллелям. Они обмениваются опытом. Дети всегда вовлечены в подготовку общих праздников. Ребята у нас не разобщены. Например, старшеклассники – так мы называем учеников 4‑го класса – занимаются шефской работой с первоклассниками. Приходят малыши в начале года, их много, 150 человек. Родители волнуются: «Как мой справится? Куда пойдет?» Наши старшеклассники дежурят, помогают раздеться детям, провожают в классы опоздавших.
Все классы в школе красиво оформлены, каждый по-своему. В классе Михаила Бутяева стоит стилизованное дерево. Михаил Александрович поясняет:
– Сделали родители, с 1‑го класса тут живет. Используем как артобъект и для проектной деятельности. Вешаем на него поздравления с днями рождения, с Новым годом.
Во время перемены прошу ребят рассказать об их учителе: какой он? Горохом посыпались эпитеты:
– Хороший, добрый, умный, красивый, веселый. Самый лучший! Сильный. Чудесный.
А теперь вопрос к «умному и красивому»:
– Учитель начальных классов выступает в роли второй мамы (в вашем случае папы). Как с этим? Это было просто?
– Для меня просто. Дети подбежали: холодно, можно прижаться? Постояли рядом. В прошлом году был в моем классе любовный треугольник: «Михаил Александрович, девочка играет все время с этим мальчиком, а я хочу, чтобы она со мной играла…» Дал ученику несколько советов, как привлечь внимание дамы. Он приходит: «Получилось! Она теперь со мной играет».
– Я заметила: у вас сочетание строгости и нежности, когда с детьми общаетесь.
– Иногда с ними надо строго. А иногда даешь слабину, шутишь. Понимают, что добряк. В строгость не верят, особенно в 4‑м классе, уже взрослые…
– А сейчас у вас какой класс?
– Третий. С ними легко. Они уже научились учиться. Многие уроки даю в таком формате: смотрим на страницу, я спрашиваю ребят: «Какие задания для вас трудные?» За них беремся. Если нужна помощь, подойду, помогу. Самостоятельно работают.
– А у вас есть традиции в классе?
– Недавно появилась традиция заканчивать учебный год на Финском заливе. Ездим в Комарово, на экотропу, вместе с родителями. Я рассказываю про растения, животных, птичек. А потом на берегу Финского залива устраиваем пикник. Дети счастливы.
Еще бы!
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии