В Санкт-Петербургском государственном университете традицию встреч с известными людьми продолжили балерина, хореограф Майя Плисецкая и композитор Родион Щедрин. Они ответили на многочисленные вопросы студентов и высказали своё мнение о Петербурге, балете, моде, состоянии современного музыкального и театрального искусства. Причём, знаменитые гости сразу предложили студентам задавать вопросы и вести беседу в интересующем их русле.
Как оказалось, молодых людей особенно интересовал процесс поиска своего призвания, своего пути, выбора профессии. Майя Плисецкая рассказала, что она ничего не выбирала. «Мне всегда очень нравились драма и кино. Моя мама была актрисой немого кино. Я часто ходила смотреть ленты с ее участием. В одной из сцен лошади затаптывали маму ногами. Я всегда рыдала в этот момент. Мама поворачивалась и говорила: «Я же здесь – рядом. Я живая». На что я сердито отмахивалась и отвечала: «Не мешай мне плакать!». Однако так сложилось, что в восемь лет меня отдали в балет, ведь восьмилетние ничего не выбирают».
Родион Щедрин в свою очередь признался, что мечтал стать моряком и даже собирался поступать в Нахимовское училище в Ленинграде. Однако в Москве открыли хоровое училище, и его отправили учиться туда. И уже там он начал сочинять музыку.
Декан факультета искусств СПбГУ Валерий Гергиев, по приглашению которого приехали прославленные деятели искусства, тоже предался воспоминаниям. С восьми лет он начал посещать симфонические концерты.
– Было забавно наблюдать за дирижером, который был очень маленьким, стоял всегда на подставке и отчаянно жестикулировал. Сам я тогда больше увлекался футболом. Мы с приятелями гоняли консервные банки по переулку Вахтангова – там было очень удобно играть в футбол. Били стекла. Однако где-то со второго класса музыкальной школы мой педагог начала говорить, что я должен стать дирижером. Я ее внимательно слушал, не возражал, но, вспоминая дирижера из филармонии, совершенно не понимал, почему это относится ко мне. Но «нет» я тогда не сказал.
Затрагивая тему творчества, Родион Щедрин признался студентам, что, как и несколько веков назад, современные композиторы часто пишут на заказ. «
– Мир бы не увидел множества великолепных произведений, если бы композиторам не надо было их написать хотя бы ради куска хлеба. Лично меня заказы всегда дисциплинируют. Иногда они бывают удивительными, увлекательными и очень неожиданными. Например, не так давно меня попросили написать произведение для одной из церквей в Нюрнберге. В ней три органа. Заказ показался странным. Я вспомнил про великолепных трубачей в оркестре Валерия Гергиева. И предложил к трем органам добавить три трубы. Заказчик в свою очередь удивился, но согласился.
В итоге получилось произведение «Судный день». А однажды японцы заказали мне написать произведение для 1000 виолончелей. Написал. Во время премьеры его исполняли 1068 виолончелей во главе с Мстиславом Ростроповичем». Родион Щедрин также посетовал, что в общественных местах нас всюду окружает «принудительная» музыка. Уровень ее влияния на человека, по его мнению, высок и агрессивен.
В конце беседы со студентами Майя Плисецкая и Родион Щедрин призвали студентов максимально использовать те шансы и возможности, которые им предоставляет действительность. На их взгляд, сегодняшние студенты живут в более счастливое время: запретов намного меньше, а возможностей несравненно больше!
Санкт-Петербург
Фото с сайта www.antrakt.ng.ru
Комментарии