search
main
0

Счастливое детство в России или за ее пределами?

С тех пор как в США погиб российский мальчик, усыновленный американской семьей, ведется много разговоров о том, нужно ли вообще международное усыновление, или счастливое детство российских детей возможно лишь в России. При этом вдруг всерьез задумались о таком институте, как органы опеки и попечительства, которые призваны вовремя обнаружить осиротевшего ребенка и помочь ему. Но кому можно поручить такую работу и с кого спросить за ее невыполнение?

– Практика патронатной семьи в Ивановской области подтвердила, что заключение органами опеки и попечительства трехстороннего договора с патронатными воспитателями и учреждениями: детскими домами, школами-интернатами и так далее, востребовано самой жизнью. Мы видим, что именно в учреждение, где воспитывался ребенок, постоянно за советом обращаются патронатные воспитатели и получают квалифицированную помощь как от психолога, так и от воспитателей. очень органично вошла в нашу жизнь. И она действительно может помочь ребенку обрести настоящую семью.- В нашей многострадальной республике много детей-сирот, настоящих, а не социальных. Как таковой службы по опеке и попечительству у нас нет. над детьми-сиротами берут родственники друзья, однако никаких денежных выплат по опеке этих детей они не получают.

Законодательная власть

Екатерина ЛАХОВА, председатель Комитета по делам женщин, семьи и детей Госдумы РФ: Приоритет – стране происхождения

Обеспечить защиту детей, оказавшихся вне семьи призван институт опеки и попечительства. Однако сегодня он нуждается в существенном обновлении. Те положения об опеке и попечительстве, которые существуют в Гражданском и Семейном кодексах, не позволяют решить ряд весьма актуальных вопросов. Это касается и назначения опекунов, и осуществления опеки, и управления имуществом подопечных, а также ответственности опекунов за причиненный подопечному вред. Необходим федеральный закон об опеке и попечительстве, который четко установил бы права, обязанности и ответственность органов опеки и попечительства, опекунов и попечителей по отношению к детям и определил бы новые механизмы для осуществления опеки. Эти механизмы должны работать так, чтобы как можно меньше детей попадало в дома ребенка и в детские дома, чтобы малыши находили семью в России.

О каких механизмах идет речь? Обозначу лишь некоторые из них. Это введение договорной опеки, опеки за плату, что даст возможность привлечь к воспитанию детей-сирот в семье значительное число людей, которые имеют желание, но не имеют достаточных средств. Это возможность назначить временного опекуна. Это установление опеки на определенный срок, например, на срок командировки родителей или на период их стационарного лечения. Это назначение ребенку опекуна по просьбе самих родителей.

На законодательном уровне необходимо урегулировать все вопросы охраны и управления имуществом подопечного ребенка.

Согласно статье 124 Семейного кодекса приоритетной формой устройства детей-сирот в семью является усыновление. И здесь тенденция у нас неутешительная. Усыновление детей российскими гражданами за 10 лет сократилось вдвое, на фоне роста иностранного усыновления – почти в пять раз. Хотя нормы международного и российского права устанавливают приоритет усыновления ребенка в стране его происхождения. Если в 2003 году иностранцы в целом по России усыновили на 500 детей больше, чем россияне, то в 2004 году только по двум федеральным округам – Центральному и Сибирскому – это превышение составляет 1500 детей. То, что сегодня самая приоритетная форма семейного устройства в России развивается плохо, объясняется во многом пассивной работой органов опеки и попечительства.

Официально

Вести из министерства

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2005 года № 268 полномочия по выдаче разрешений на открытие представительств специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контролю за их деятельностью возложены на Министерство образования и науки РФ. В связи с тем, что до указанного постановления данные функции не были возложены ни на один федеральный орган исполнительной власти сложилась ситуация, при которой 85 организациям не была продлена аккредитация. Полномочий для приостановления их деятельности у Минобрнауки РФ не было.

В настоящее время министерство в соответствии с предоставленными полномочиями проводит работу по упорядочению деятельности иностранных организаций по усыновлению. 42 организации с правильно оформленной документацией представили отчеты об условиях жизни и воспитания детей, по которым получены положительные заключения от соответствующих министерств и ведомств (МВД, МИД, Минюст, Росмеднадзор). Соответственно Министерство образования и науки РФ выдало разрешения на продление их аккредитации. По остальным организациям вопрос будет решен только при выполнении ими требований законодательства.

Основное направление работы Министерства по вопросам усыновления – ужесточение требований к организациям по усыновлению в части выполнения ими требований российского законодательства, в том числе внесение соответствующих изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность представительств. По всем фактам нарушения в деятельности представительств по усыновлению на территории России министерство будет проводить тщательные, всесторонние проверки, а затем принимать меры в соответствии с действующим законодательством.

По материалам пресс-службы Минобрнауки РФ

От редакции

Однажды в «Учительскую газету» пришло письмо: дедушка и бабушка просили защитить от дочери, которая хотела отобрать внучку. Тогда, разбираясь с этим письмом, мы поняли, что мать, не занимавшаяся воспитанием дочери, хотела сделать свой бизнес на ее усыновлении. В какую страну отправилась бы девочка, если бы «Учительская» не обратила внимания областной власти на ее судьбу, сказать трудно. Эта история закончилась счастливо: судебный процесс был прекращен, и внучка по-прежнему живет в семье любящих ее людей.

Чтобы ребенок был счастлив, нужно, по сути дела, так немного. Нужно его любить. Не только отдельно взятым гражданам, не только школам, органам опеки и попечительства, а всем нам вместе взятым, всему государству. Тогда ему, государству, не придется краснеть за судьбы тех, кого оно раскидало по свету.

Территория «группы риска»

Патронатная семья

Наталья КОВАЛЕВА, уполномоченный по правам ребенка Ивановской области:

– Практика патронатной семьи в Ивановской области подтвердила, что заключение органами опеки и попечительства трехстороннего договора с патронатными воспитателями и учреждениями: детскими домами, школами-интернатами и так далее, востребовано самой жизнью. Мы видим, что именно в учреждение, где воспитывался ребенок, постоянно за советом обращаются патронатные воспитатели и получают квалифицированную помощь как от психолога, так и от воспитателей. Патронатная семья очень органично вошла в нашу жизнь. И она действительно может помочь ребенку обрести настоящую семью.

Нина КЛЕВАН, начальник отдела защиты прав детей и учащейся молодежи Департамента образования и науки администрации Липецкой области:

– Международное усыновление у нас в области рассматривается как исключение из правил. 64,5 процента детей, оставшихся без попечения родителей, передаются именно в семьи граждан Липецкой области. Я считаю, что это неплохой результат работы наших органов опеки и попечительства.

Опекунство

Напсат ЮСУПОВА, председатель постоянной Комиссии по делам женщин, семьи и молодежи Госсовета Чеченской Республики:

– В нашей многострадальной республике много детей-сирот, настоящих, а не социальных. Как таковой службы по опеке и попечительству у нас нет. Опекунство над детьми-сиротами берут родственники друзья, однако никаких денежных выплат по опеке этих детей они не получают.

Принципиально важно обратить внимание на проблему чеченских детей-сирот, которая в нынешних условиях не может решаться только лишь за счет доброты отдельных граждан, родственников или энтузиазма сотрудников учреждений, то есть без участия государства и его ведомств, а также активного привлечения негосударственных организаций. Снижение уровня жизни, изменение жизненного уклада, ухудшение психологического климата как в семье, так и в обществе привело к социальной незащищенности детей. Война наносит глубочайшие травмы и во многом изменила их психологию. Дети из так называемых групп риска, потерявшие родителей или испытавшие стресс, из малоимущих семей или дети-инвалиды, с трудом справляются с обычной школьной программой. У них вырабатывается комплекс неполноценности. Работать с ними надо индивидуально, учитывая их социальные и психологические особенности. Иными словами, мы видим, что решение проблем возможно лишь при развертывании государственной системы образовательных учреждений коррекционной реабилитационной направленности для детей.

Попечительство

Нина БОЛДЫРЕВА, ведущий специалист Комитета по образованию Волгоградской области:

– Нельзя сбрасывать со счетов ту систему работы общественных инспекторов, которая сложилась в образовании за десятилетия. Каждая школа в Волгоградской области, каждое дошкольное учреждение имеет своего общественного инспектора по охране прав детей. Это учителя, наделенные определенными полномочиями и функциями.

Кто, как не система образования, кто, как не наши школы, может своевременно выполнить те прописанные законодательством в отношении несовершеннолетних нормативы: в течение семи дней сообщить о ребенке, оставшемся без попечения, и направить инспектора по охране прав детей для обследования условий его жизни, в месячный срок найти родственников и так далее. Ни одна, я считаю, система с этим делом не справится так, как система образования.

Функции по опеке и попечительству несовершеннолетних должны выполнять органы управления образованием, потому что дети – это основной субъект системы образования, и возможностей проследить судьбу ребенка здесь больше, чем у любой другой – соцзащиты или здравоохранения.

Как вы считаете?

Какая из форм устройства детей-сирот наиболее приемлема в России?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте