search
main
0

Счастливчиков совсем немного,. или Почему официальные данные так далеки от истины

Повысилась ли зарплата педагогов и вузовских преподавателей Нижегородского региона? Чтобы ответить на этот вопрос, бесполезно обращаться в областное Министерство образования – там могут дать лишь красивые и круглые усредненные цифры по каждому из районов. Они, кстати, опубликованы на сайте. Правда, для умильной статистики взяты почему-то только показатели за октябрь-ноябрь прошедшего года, когда учителя многих школ получили квартальные или праздничные (в честь Дня учителя) премии.

Вероятно, выплата этих самых премий (явившаяся, по признанию многих директоров школ, результатом жесткой экономии стимулирующего фонда в весенние и летние месяцы) и позволила министерству радостно отрапортовать федеральному правительству, что в нашем регионе учителя получают в среднем от 17 до 25 тысяч. Те, кто в СМИ увидел опубликованные официальные суммы, искренне удивлялись и спрашивали друг у друга: «Где работают эти много получающие учителя, можно ли на них посмотреть?» В педколлективах таких (с круглыми суммами) счастливчиков было совсем немного, да и те старались скрывать свое «финансовое благополучие», дабы не вызывать зависти у менее благополучных коллег.   Словом, чтобы узнать об истинном положении дел с зарплатами, к официальным цифрам лучше не обращаться – они далеки от истины так же, как уровень жизни чиновников от материальных возможностей работников образования.  Поэтому ради объективного и независимого анализа я решила опросить  многих педагогов и преподавателей, в том числе воспитателей детских садов, учителей, завучей и директоров школ, доцентов и профессоров вузов. Каждого я попросила поделиться конкретными суммами своих зарплат за последние три месяца. Понимая, что интересоваться содержимым чужого кошелька по меньшей мере неэтично, а публиковать данные конкретных граждан в газете к тому же и незаконно (кроме тех случаев, когда сам человек декларирует свои доходы), я торжественно обещала каждому из своих респондентов не называть фамилий и полных названий учреждений, иначе никто из них не поделился бы со мной конфиденциальной информацией. Кроме того, мой журналистский опыт научил меня осторожности. Выяснилось, что наши чиновники очень болезненно реагируют на любые высказывания педагогов, считая их чуть ли не собственными бесправными и безгласными холопами, и каждое, даже невинное, их выступление в печати становится поводом к неприятным и некрасивым разборкам в педагогических коллективах. Итак, мой опрос показал следующее. Первое – все педагоги склонны к занижению своих доходов, большинство из них неохотно говорят о премиях и доплатах, ссылаясь на то, что все это нерегулярные, а иногда и разовые выплаты, не определяющие финансового климата семьи. В том, что бонусы выпадают редко и неожиданно, можно не сомневаться – бюджет наших школ постоянно штормит, приливы и отливы денежных средств наблюдаются слишком часто в последние полтора года. К тому же далеко не все руководители умеют правильно планировать бюджет, отсюда и постоянные задержки выплат стимулирующих надбавок и премий за достижения и особые условия труда. Педагоги ряда образовательных учреждений даже за классное руководство получали в минувшем году с огромным опозданием. Но это тоже можно понять и объяснить: руководители тоже учатся грамотному менеджменту и управлению, в том числе на собственных ошибках. Дело житейское. Второе, с чем пришлось столкнуться при опросе: далеко не все учителя знают, сколько и за что они получают. Лишь небольшой процент респондентов четко знают раскладку своей зарплаты и могут уверенно прокомментировать статьи дохода. Остальные говорят о получке весьма путано и неуверенно. Вероятно, это  следствие многолетней привычки не интересоваться зарплатой, проистекающей от ложного педагогического стыда – «мы работаем не за деньги» – или полной юридической и финансовой безграмотности. Обычай расписываться в ведомости возле одной конкретной суммы приучил многих педагогов не вдаваться в детали, не интересоваться ее составляющими, хотя сегодня большинство получают на руки листочек с множеством циферок.  Но разбираться в них, тратить время на беседы с бухгалтером – на это не многие готовы.Третий, и, пожалуй, самый основной, вывод моего опроса – доходы учителей и преподавателей в нашем регионе настолько различные, что говорить о средних показателях просто бессмысленно. Чтобы не быть голословной, приведу несколько конкретных примеров. Начну с максимальных сумм. Профессор одной из кафедр наиболее престижного факультета Государственного университета имени Лобачевского при стандартной аудиторной нагрузке (200 часов в год) и активном участии в коммерческих университетских проектах имеет в среднем доход в 40 тысяч рублей (в летние месяцы меньше, зато в зимние  значительно больше, вплоть до 60 тысяч).  Зато его коллега,   профессор того же университета, к тому же заведующий кафедрой, но только  другого факультета (скажем, не самого престижного), при той же аудиторной нагрузке имеет зарплату всего в 23 тысячи рублей. Чтобы обеспечить сносное существование своей семье, он должен работать на полставки в соседнем вузе, где как совместитель получает скромные 8 тысяч рублей. Общий итог подсчитать нетрудно. Конечно, открытым остается еще один источник заработка – репетиторство, но на него нужно отрывать время от научной работы, к тому же давать уроки школьникам или писать дипломы для студентов  для профессора и заведующего кафедрой  занятия, мягко говоря, не очень соответствующие статусу. Возьмем примеры из школы. Опять же начну с положительных. Учитель С., работающая в обычной общеобразовательной школе Нижнего Новгорода с хорошей численностью учащихся (около 1000 человек), имея первую категорию, педстаж в 28 лет, доплату за выслугу лет, нагрузку в 28 часов плюс пять надомников и три часа факультатива, получила на руки за январь 21640 рублей. В эту сумму вошло все: и оплата классного руководства (1144 рубля), и заведование кабинетом (572 рубля), и  проверка тетрадей (970 рублей), и доплата за руководство школьным методобъединением (572 рубля).  Много это или мало, пусть судят читатели. Ее коллега  учитель Л., работающая в одном из самых престижных лицеев областного центра, имея высшую категорию, стаж 36 лет, заслуги и награды регионального министерства, классное руководство и нагрузку в 18 часов, получает на руки 11 тысяч рублей. В течение пяти месяцев в учебном году она преподает на платных факультативах в том же лицее и за это получает  на руки от 3,5 до 5 тысяч рублей.  Если «размазать» эту доплату на 12 месяцев, то совокупный доход выльется в 13 с половиной тысяч рублей. Естественно, у учителя Л. есть еще и никем не учитываемое репетиторство, иначе как прожить? Другой пример возьмем из школы, расположенной в райцентре (немаленьком), с численностью учащихся до 600 человек. Учитель Т., имеющий высшую категорию, педагогический стаж 21 год, награды и заслуги, являющийся руководителем районного методобъединения, при нагрузке в 28 часов (в нее входят и два надомника) плюс один час факультатива получает на руки всего 16 тысяч рублей. Учитель Т. призналась, что три раза в год им даются премии в размере 2 тысяч рублей. А один раз за все время работы она удостоилась премии в 5 тысяч рублей за успешное выступление учеников на олимпиаде районного уровня. Учитель первой категории одной из престижных гимназий Нижнего Новгорода, работающий на полставки учителем, а еще на полставки педагогом дополнительного образования в этой же гимназии (ведя тот же предмет в качестве кружка для желающих), получает последние три месяца на руки 8 тысяч рублей. В сентябре и октябре его зарплата была меньше – 6 и 6,5 тысячи рублей.  Возьмем зарплату учителя небольшой школы в сельской местности. Такие школы, как правило, практически не имеют надтарифного стимулирующего фонда, поэтому и доходы учителей оставляют желать лучшего. Учитель И. при второй категории, имеющий педагогический стаж 16 лет, классное руководство и нагрузку 20 часов, получает на руки 10 тысяч рублей. В прошлом году его зарплата составляла около 8 тысяч рублей. Повысилась ли зарплата?  Формально,  да. Существенно ли при этом изменился уровень жизни педагога?  Вопрос, думаю, риторический. Из вышесказанного следует один вывод. Если педагогу повезло и он попал в хорошую школу, которую возглавляет талантливый менеджер, умеющий приумножать бюджет, а также грамотно и справедливо распределять средства между своими работниками, то его жизнь по сравнению с другими учителями и преподавателями будет очень даже безбедной. Говорят, что есть в нашей области единичные экземпляры учительства, получающие по белой ведомости до 27 тысяч ежемесячно. Как правило, это те, кто готовит учеников к победам в олимпиадах всероссийского уровня. Но таких мало, и мне в моем опросе они не встретились, хотя я и искала их среди уважаемых и заслуженных преподавателей, внесших большой вклад в победы наших школьников на международных олимпиадах. Так, с горечью узнала, что Анатолий Павлович Порошин, заслуженный учитель России, доцент кафедры астрономии Нижегородского государственного педагогического университета имени Минина, директор Нижегородской учебной обсерватории, много лет готовящий наших школьников к всероссийским и международным олимпиадам (ежегодно несколько из них становятся победителями), имеет зарплату всего в 7,5  тысячи рублей.  Недавно он получил благодарность самого президента за выдающиеся достижения, но ни одним рублем эта красивая бумага в рамке не была подкреплена. Вероятно, чиновники полагают, что моральное удовлетворение для таких энтузиастов дороже всяких премий. Может, они и правы…N.B. Уважаемые читатели, напоминаем вам, что рубрика «Зарплата» в этом году стала еженедельной. Мы ждем ваших откликов по адресу rudenkosa@mail.ru, пишите нам, стали ли получать педагоги больше в вашем регионе. Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте