Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Счастливая деревня. Именно о таком будущем села мечтают юные фермеры

Учительская газета, №20 от 15 мая 2012. Читать номер
Автор:

Не секрет, что сегодня работа в сельском хозяйстве не прельщает молодых людей. Кризис деревни сказывается во всем. Пустеют села, люди в поисках лучшей доли покидают родные места. И тем удивительнее, что есть школы, которые выбирают себе нелегкий путь – воспитывать в детях любовь к сельскохозяйственному труду. Директор Новороссийской школы Светлана Свиридова считает, что направление развития коллектив выбрал самое верное и современное.

– Светлана Николаевна, как у вас зародилась мысль о создании школы с фермерским уклоном? Не секрет, что при реформировании образования трудовое воспитание и производственная деятельность выпали из числа приоритетов.- Действительно, реформы начала 90-х прошлого века нанесли селу большой ущерб. Развалился колхоз, с ним школа потеряла базовое хозяйство и союзника в организации производственной и начальной профессиональной подготовки школьников. И мы вынуждены были искать новые пути обеспечения нормальной жизнедеятельности в изменившемся социуме. Коллектив школы решил строить «новую школу», не разрушая старого. С 1992 года наша школа начала работу в режиме эксперимента, основная идея которого – развитие личности сельского школьника с помощью практико-ориентированных активных методов обучения, через организацию профессионально-трудовой деятельности.Мы разработали новый устав и перешли на полную финансово-хозяйственную самостоятельность со счетом в банке и собственной бухгалтерией. Оформили в собственность имеющуюся технику (2 трактора), получили в бессрочное пользование земельный участок площадью 80 га, организовали учебно-производственную бригаду «Росток».Возникла необходимость в изменении структуры управления. В штатное расписание ввели должности бухгалтера, заместителя директора по учебно-производственной работе, в обязанности которого входит непосредственное руководство УПБ «Росток», ставку мастера производственного обучения.- Изменился ли учебный план?- Конечно. В основной и средней школе преподавание физики, биологии и химии дополнили прикладным материалом, ориентированным на сельское хозяйство.Девочки стали изучать основы ведения домашнего хозяйства, швейное дело и кулинарию.Для мальчиков 5-7-х классов организовали «Технический труд», где они получают навыки работы со столярно-плотницкими инструментами, знакомятся с основными хозяйственными работами в сельском доме. В восьмом классе ввели предмет «Машиноведение и агротехника», в 9-11-х классах – «Сельхозмашины», «Трактор». Для старшеклассников ввели спецкурсы и факультативы «Растениеводство и земледеление», «Народная агрокультура», «Основы экономики и маркетинг», для учеников 5-7-х классов – «Сельскохозяйственный труд». После завершения изучения курсов выпускники сдают экзамены и получают права машиниста-тракториста категорий В, С, Е.Производственная бригада действует в течение всего календарного года, создается из ребят 8-11-х классов. Основные виды деятельности бригады «Росток» – возделывание зерновых и технических культур (сегодня их площадь 400 га), выращивание овощей – 0,5 га, уход за плодово-ягодным садом – 0,5 га.Естественно, для всех работ мы закупили нужное количество техники (трактор, комбайн, грузовик и так далее). Для работы на пришкольном опытном участке и в саду приобрели мини-культиваторы, рыхлитель, газонокосилку.«Росток» находится на полном хозрасчете. Используя полученные знания при изучении основ агрономии и экономики, школьники разрабатывают технологические карты возделывания сельскохозяйственных культур, бизнес-планы, ведут дневники опытнической работы, выполняют хозяйственно-экономический анализ бригады, тем самым применяют теорию на практике.- Конечно, судя по всему, вам есть чем гордиться? – Наша бригада ежегодный победитель конкурса трудовых объединений школьников «Молодые хозяева Земли» и трудового соревнования по показателям производственной деятельности среди ученических бригад Алтайского края. Кроме того, юные фермеры успешно участвуют во всех краевых и российских слетах. В 2010 году школа стала победителем Международного конкурса имени А.С. Макаренко (презентация социального проекта «Модель сельской общеобразовательной школы, в основе которой «Педагогика дела»).Двое ребят из «Ростка» по итогам конкурса «Я – профессионал» стали обладателями премии по поддержке талантливой молодежи Президента РФ «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи». Это Александр Столбырев в номинации «Полеводы» и Антон Лобов в номинации «Бригадир».Деятельность УПБ «Росток» очень тесно связана с научным обществом учащихся. Они выполняют единую задачу – воспитание сельского школьника, адаптированного к новым экономическим условиям. Производственники выдвигают проблему, исследователи ее изучают и дают рекомендации по ее решению, т. е. соединяют науку с практикой. Ребята с удовольствием ведут исследовательскую работу, уже не только по биологии, экологии, основам агрономии, но и по химии, экономике, литературе, краеведению, окружающему миру. Проектной и исследовательской работой ребята начинают заниматься с дошкольной группы и продолжают на всех ступенях обучения. По окончании исследований каждой проблемы юные ученые делают выводы, оформляют проекты, выступают с публичными докладами на конференциях различного уровня (муниципального, регионального, федерального). Они стали победителями краевых конкурсов: «Первые шаги в науку», «Я – исследователь», «Будущее Алтая»; всероссийских: «Юность. Наука. Культура», «Национальное достояние России», «Молодежь России исследует окружающую среду», «Первые шаги». Трое ребят стали обладателями премии президента по программе «Одаренные дети России». – А финансирование школы? Есть ли проблемы у вас, Светлана Николаевна?- Благодаря успешной деятельности бригады и общества «Росток» наряду с учебными задачами нам удается решить не менее важную проблему поиска дополнительных финансовых средств.Не секрет, что родителям и детям сегодня нужна «хорошая школа», чтобы получить качественное образование. В понимании родителей и учащихся хорошая школа – это когда тепло, чисто, уютно, психологически комфортно, физически безопасно; много кружков, секций, клубов; чтобы детей не учили тому, что никому не нужно, а значит, нужны самые лучшие программы и учебники, оборудованные кабинеты.Потому средства, полученные от реализации произведенной продукции, расходуются на развитие школы. (См. таблицу.)В селе нет детского сада, на базе школы работает дошкольная группа неполного дня. С этой целью оборудован кабинет дошкольного образования, отвечающий современным требованиям, на что потрачено более 100 тысяч внебюджетных средств.- Светлана Николаевна, чем еще вы по праву гордитесь?- Наша гордость – историко-краеведческий музей: выставочный зал, «Русская изба», музейная комната, сейчас готовим к открытию в этом году экспозицию «Алтаю – 75».У нас создана ученическая организация «Счастливая деревня» со всеми атрибутами: гимном, флагом, галстуками, президентом и министерствами. Жизнь детской организации очень насыщенна и интересна. Радует, что для наших воспитанников труд не тяжелая повинность, а основа преодоления трудностей в жизни, основа развития личности. А главное, наши выпускники успешны. Они продолжают обучение в техникумах и вузах, благополучно устраивают свою дальнейшую жизнь.​Надежда ТУМОВА, пос. Новороссийский, Рубцовский район, Алтайский край


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту