search
main
0

Счастлив тот, у кого развито воображение

Зинаида БАКАЕВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №597: – В начальной школе воображение становится той базой, на основе которой в начальном школьном возрасте возможно развитие теоретического мышления. В первую очередь эта способность формируется и проявляется у ребенка в игре, но это не единственно возможный вид деятельности, воображение востребуют самые разные продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, конструирование), художественно-эстетическая деятельность (пластическое движение, музыка, живопись, театр). Воображение чаще всего связывают с игрой по той причине, что именно в этой, отграниченной от жизни деятельности, у ребенка есть возможность проявлять себя в полной мере.

Развитие воображения, как и любой другой способности, конечно же, не результат естественного созревания, все зависит от того, в какие отношения, в какое взаимодействие и в какой функции включает ребенка детско-взрослое сообщество, какие виды деятельности и с какой степенью свободы становятся для него доступными и поощряемыми. Это означает, что не у каждого ребенка с возрастом происходит развитие способности воображения, совершенно не обязательно у всех первоклассников или даже четвероклассников воображение есть только в силу того, что они пришли учиться в школу и их признали готовыми к обучению.

Очень часто воображение отождествляют с фантазированием или с визуализацией образа, иногда воображение приписывают детям, склонным к общению, хорошо рисующим, обожающим играть разные роли и выступать на концертах. Поэтому, на мой взгляд, важно диагностировать воображение как способность сознания создавать идеальный образ возможного или реализуемого будущего. Собственно, в создании возможного будущего я и вижу назначение воображения.

Образ, полученный с помощью воображения, отличается от образа памяти или восприятия, так как его содержание еще не существующее новое, которое нельзя пока увидеть с помощью восприятия. Но, с другой стороны, воображение отличается от фантазирования, так как фантазия не предполагает реализации и может не относиться к будущему. Фантазия просто переконструирует настоящее, соединяя элементы (или конструкты) случайным образом. То есть с помощью фантазии появляется еще не существующее новое, но оно никогда и не будет существовать, никто не рассматривает вероятность претворения этого образа в жизнь.

Отличается воображение и от визуализации образа, так как создает будущее в отличие от образов прошлого и настоящего. С этой точки зрения, визуализация образа только часть проделываемой сознанием работы, необходимой для того, чтобы что-то визуализировать, но тут надо сначала заиметь это что-то, то есть идею. Начинающая проявляться в детском возрасте способность сознания не просто отражать реальность, а создавать ее, становится революционным шагом изменения организации сознания, так как впервые сознание начинает различать идеальное и реальное, прошлое и будущее. Не случайно в немецкой классической философии воображение полагалось как идеальное видение, в этом воображение приближается к мышлению. В отличие от способности мышления воображение работает в идеальном плане на материале образов сознания, не опираясь на такие средства мыслительной работы, как построение идеального объекта, понятийную и категориальную работу, рефлексию формы нового получаемого знания.

Имея дело с результатами деятельности другого человека, достаточно сложно определить, за счет какой способности эта деятельность была проделана. Тем более если мы имеем дело с ребенком, который не может дать самоанализ тех средств, с помощью которых он достиг необходимого результата. Диагносту при анализе чужого образа достаточно трудно определить, получился ли он в результате мышления, воображения или стал результатом понимания некоторой идеи третьего человека. Особую сложность представляет еще и то, что, кроме диагностики наличия или отсутствия способности к воображению, педагогу важно получить диагностическое суждение о стадии или степени развития этой способности у конкретного ребенка. Создание средств диагностики воображения – интересная и важная задача сегодняшней педагогики и психологии.

Для диагностики наличия воображения у ребенка нам приходится конструировать специальные задания, разрешить которые ребенок сможет только в том случае, если проявит работу воображения. То есть при диагностировании предполагается, что ребенок не сможет использовать мышление, память, восприятие, фантазию. Их использование по результату будет отличаться от того случая, когда работает именно воображение. Для получения достоверных данных необходимо использовать несколько подобных заданий, особенно в том случае, если ребенок с заданием не справился. Это связано с такой спецификой воображения, как особенность материала, который может «захватить» ребенка, а может оставить его равнодушным. Только у детей с развитой способностью воображения оно включается независимо от материала и даже само ищет возможность проявить себя даже в тех ситуациях, где, в общем-то, воображение и не требуется.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте