Моя мама Елена Викторовна Горбачева имеет уникальное качественное образование – она окончила отделение структурной и прикладной лингвистики филологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Рассуждение на тему «Качество образования – качество жизни» начну с ее рассказа.
В советские времена в очередной раз комсомольцев нашего научного центра послали на овощную базу. Я была одна девушка в группе добровольно-принудительно трудящихся, нас разделили – ребят направили на погрузочно-разгрузочные работы, а я попала в споенную компанию габаритных тетенек в телогрейках, с громоподобными голосами и выразительной лексикой. Работа была впечатляющая: практически на улице в многоградусный мороз нужно было, закатав куртку до локтя, засовывать руку в ледяной рассол, на ощупь ловить там помидор, вытаскивать его на свет, рассматривать, совсем он сгнил или еще поживет, и по результатам этого анализа сортировать. Я успела пару раз слазить в бочку и уже начала задумываться о смысле жизни, но тут подошла бригадир и спросила, кто может сделать надпись на фанерной табличке. Я быстрее пискнула, что могу, взяла выданный мне чернильный карандаш и (спасибо опыту работы в стенгазете) ровно и без орфографических ошибок начертала: «Помидоры 2-й сорт» (какой уж там 2-й сорт…). Бригадирша остолбенела от такой красоты и, прижав к широкой груди, унесла мою табличку. Я вздохнула и приготовилась опять лезть в бочку. Но тут хозяйка вернулась и молча вывалила, наверное, годовой запас фанерок. Она выделила мне лучшее место – на горе ветоши, за уступом, где не было сквозняка. И я стала заниматься интеллектуальной деятельностью под уважительными взглядами ныряющих в рассол тетушек. Я долго лизала чернильный карандаш, став похожей на вурдалака, но потом сообразила макать стило в помидорный рассол… Так я в очередной раз убедилась в пользе образования».Этот рассказ – практическое подтверждение тезиса об улучшении качества жизни с повышением уровня и качества образования. Качество жизни человека определяется удовлетворением его потребностей. Потребности, как мы знаем, бывают материальные и духовные. Качественное образование, несомненно, связано с материальным благосостоянием, но не напрямую. К сожалению, на нынешнем этапе развития нашего общества отсутствие такой связи особенно заметно при сравнении зарплат высококвалифицированных кадров с доходами некоторых других слоев населения. Но все же образованный человек имеет гораздо больше возможностей добиться материального благосостояния, просто он не стремится получать его неприемлемыми для него способами. Спокойная совесть, несомненно, входит в характеристики качества жизни, как и отсутствие чрезмерной озабоченности и стрессов по поводу материального положения. Нелинейность зависимости между материальными условиями жизни индивида и их субъективной оценкой определяет образованного человека. Разнообразие потребностей – необходимое условие качества жизни. Ограничение их материальными благами – путь тупиковый. Всегда появится Вандербильдиха с большими материальными возможностями – и гонка продолжится, но количество накопленных вещей характеризует только малую часть качества жизни.Духовные потребности человека, определяющие качество его жизни, богатые коммуникации в социуме, высокий психологический и социальный статус, свобода деятельности и выбора, организованность досуга, широкий доступ к культурному наследию, социальное, психологическое и профессиональное самоутверждение, адекватность взаимоотношений. И здесь наблюдается уже прямая зависимость от качества образования. Каждый шаг в образовании расширяет горизонты человека в области духовных потребностей – увеличивается их число, но увеличиваются и возможности их удовлетворения, а вместе с этим повышается качество жизни.И самое важное – высокое качество жизни предполагает высокую степень достоинства и свободы личности человека, эти главные параметры напрямую зависят от качества образования.Если говорить о качестве жизни общества, то качество образования является главным условием его высокого уровня. Уровень духовности определяется по характеру, спектру и числу творческих инициатив, инновационных проектов, а качество образования предопределяет их появление и реализацию. Соблюдение общечеловеческих нравственных заповедей – условие существования здорового общества. Качественное образование повышает моральные общественные устои. Социальная удовлетворенность положением дел в государстве (справедливость власти, доступность образования и здравоохранения, безопасность существования, экологическое благополучие) зависит от наличия в обществе высокообразованных неравнодушных слоев населения.Высокое качество жизни человека и общества определяется гармоничностью потребностей и высокой степенью их реализации. И качество образования, будучи основополагающим условием этого качества, лежит в основе удовлетворенности жизнью, а значит, в конечном счете счастья. Игорь Агапов – Александре Струниной после мастер-классаПредставить раньше и не мог,Поскольку жил я днем вчерашним,Интерактивный есть клубок!От Струниной пришел, от Саши!Активно слушал, но молчалИ распахнул души калитку.Я втайне от нее мечтал,Как протянуть клубка ей нитку…
Комментарии