search
main
0

Счастье – в созидании

От чего внутри дзынькает?

Вот уже одиннадцать лет Алина КУБАТИЕВА преподает английский язык. Наш разговор с учителем, вошедшим в число участников Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2022, начался с признания в любви к профессии и ученикам.

 

– Могу с уверенностью сказать, что очень люблю то, чем занимаюсь. Мне нравится работать с детьми. Наверное, самый любимый возраст – подростковый, – признается учитель. – Знаете, они очень многогранные и потому привлекают к себе столько внимания. Часто замечаю, что ребята находят такие оригинальные решения задачи, которые мне не приходили на ум. Конечно, многие сейчас возразят, что подростки инертные и ничем не интересующиеся, но я точно знаю, что можно найти подход ко многим из них, и тогда они покажут свои самые прекрасные стороны. Как и взрослые, они разные, но при этом все еще непосредственные, как дети. На мой взгляд, подростковый период – один из самых трудных. Когда взрослеющему человеку, не имеющему жизненного опыта, было легко? Важно понимать, что в это время идет серьезная гормональная перестройка. Многие процессы обусловлены физиологией, и это нужно учитывать. Если возникает конфликт, ребенок не всегда может контролировать эмоции и слова. Нельзя поддаваться на провокации, если они есть, вы старше, а значит, мудрее, разговор стоит перенести на более спокойное время. Важно стать другом и наставником ребенку. Любите его любым и будьте примером, ведь воспитание начинается с себя!

Алина Кубатиева очень гордится профессией учителя, искренне считая ее одной из самых важных на Земле. Рассказывает, что повезло вдвойне, так как муж Александр Валерьевич – коллега, прекрасный учитель математики и информатики, и у них всегда много тем для обсуждения. Вечерние чаепития часто превращаются в педсовет, но в этом тоже есть своя романтика. А чтобы семейные разговоры за чаем были еще и сладким времяпрепровождением, Алина Кубатиева готовит мужу и себе угощения. В их семье есть и такая традиция – приготовленный своими руками торт на дни рождения.

– Я очень люблю печь по праздникам, в особенности на дни рождения. Моя фирменная выпечка – песочный пирог с яблоками и взбитыми белками. Также в Венгрии я научилась печь популярный десерт – шоколадно-миндальный торт «Эстерхази», названный в честь министра иностранных дел.

Внимательный читатель спросит: «А при чем здесь Венгрия?» Рассказываю. В Будапешт семья учителей уехала в 2019 году, командировка длилась четыре года. В июле этого года они вернулись домой, в город Волжский Волгоградской области. Алина Виталиевна делится сокровенным:

– Спасибо моему любимому мужу за идею, которая его однажды осенила. После семи лет работы в школе предложил нам попробовать подать документы на конкурсный отбор для семейных пар учителей по линии МИД для посольских школ. Четыре года мы работали вместе в школе при посольстве России в Венгрии. Сразу скажу, что нам очень понравилась эта загранкомандировка. Но, чтобы уехать работать в другую страну, мы прошли конкурсный отбор. Наши кандидатуры рассмотрела комиссия, меня пригласили сдать экзамен по английскому языку. Было, конечно, очень волнительно, но мне удалось сдать на «отлично». А еще состоялась серьезная медицинская комиссия. Все это совершенно новый опыт, хоть мы и поехали в российскую общеобразовательную школу. Было много именно психологических трудностей: нахождение в чужой стране, где говорят на одном из сложнейших языков в Европе, разлука с родственниками и друзьями. Но, несмотря на все, это был еще и незабываемый прекрасный опыт. Теперь у нас есть друзья и ученики, не только из разных городов нашей страны, но из разных уголков мира. Наша командировка подошла к концу, и сразу после отпуска мы будем работать в родном крае.

Важным событием в жизни Алины Виталиевны стала победа в конкурсе «Учитель года заграншкол МИД России», который впервые проводился среди посольских школ в 2022 году. Значок, полученный как подарок за победу, стал знаковой и важной наградой.

– Участие в заключительном этапе конкурса «Учитель года России» – редкий опыт. Мне довелось подружиться с лучшими учителями страны. Рада, что наше общение спустя почти год все такое же теплое. Хотелось бы сказать и о моей семье. У любимых родителей я и брат, он еще школьник, и пока неизвестно, кем станет в будущем. На конкурсе «Учитель года России» на закрытие в Кремль можно было пригласить кого-то из своих гостей, и я решила сделать брату неожиданный подарок на день рождения, – отмечает учитель.

Продолжая разговор о профессии, узнаю, что за четыре года преподавания в посольской школе ученики Алины Кубатиевой стали призерами и победителями заключительных этапов олимпиад по английскому языку разного уровня в РФ. А зачем, спрашивается, педагогу надо было усложнять себе жизнь, зачем задействовать школьников в олимпиадах?

– Среди тех детей, с кем мне довелось работать, оказалось немало увлеченных английским языком. Кстати, это не всегда дети, получающие только пятерки по предмету. Олимпиады дают уникальную возможность еще глубже изучить особенности иностранного языка и воспитать лучшие качества характера, соревнуясь не только с другими талантливыми учениками, но и с собой. Конечно, можно прожить и без участия в олимпиадах, но это все-таки лингвистическое развитие, расширение кругозора, а также возможность в будущем получить льготы при поступлении в вузы. Еще олимпиады позволяют вый­ти за пределы школьной программы. К слову, во всероссийских олимпиадах принимали активное участие иностранные ученики, которые обучались в посольской школе. Так они могли понять, на каком языковом уровне находятся.

Алина Виталиевна знает, что олимпиады развивают творческий потенциал учеников, раскрывают новые возможности при изучении не только иностранного, но и родного языка.

– Это очень интересно. Материал для олимпиад затрагивает разные темы. В этом году на региональном этапе ВОШ ребятам нужно было рассказать о русских композиторах, что, конечно же, позволяет пополнить знания учеников не только в области устной речи, но и родной культуры. Есть задания, когда необходимо подобрать эквиваленты к английским пословицам или идиомам, – рассказывает учитель. – Здесь необходимо либо точно знать, как я их называю, жемчужины языка, либо совершенствовать лингвистическое чутье. Считаю, что многие вещи в мире взаимосвязаны, это легко можно проследить на примере школьных предметов. Все-таки олимпиады развивают системное и логическое мышление.

От размышлений о профессии плавно переходим к досугу: чем занята красивая молодая женщина в свободное время, что ей особенно нравится, что вдохновляет?

– Помимо работы, которая занимает значительное время, я люблю гулять, читать. Еще меня интересует искусство, не скажу, что очень разбираюсь в нем, но, если в месте, где я нахожусь, есть галерея или музей, постараюсь обязательно туда попасть. Одними из самых потрясающих культурных событий в жизни могу назвать «встречу» с фреской Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» в Милане и «Рождением Венеры» Сандро Боттичелли в музее Флоренции.

Также Алина Виталиевна когда-то мечтала стать хореографом, но танец не стал профессией. И это не сильно огорчило будущего учителя. Сейчас она может смело выступать на школьных мероприятиях, удивляя учеников своими навыками. Другое ее увлечение – психология.

– Да, психология, ведь это то, без чего нельзя представить работу с людьми, – уточняет педагог. – Я стараюсь что-то читать по теме, а в особенности анализировать то, что происходит в жизни, пытаюсь найти причины того или иного поведения учеников и их родителей, да и своего тоже. Осознание приводит к правильному решению, к глубинному пониманию.

Один из главных жизненных принципов Кубатиевой звучит так: «Быть, а не казаться!» Интересуюсь: о чем вы, дорогой учитель?

– В последнее время я стала чаще замечать, что люди пытаются создать определенный образ вокруг себя, который, скорее всего, не очень совпадает с их внутренним миром. Причины могут быть разные. Для меня важно оставаться таким человеком, которым я являюсь. Если я учу детей, то мне важно быть порядочным, отзывчивым человеком. Нужно быть честной с самой собой и уважать других людей, даже если они в чем-то неправы. Другими словами, внутреннее должно совпадать с внешним образом. Фраза «Быть, а не казаться!» коротка, но для достижения ее содержания у кого-то могут уйти годы. Строго спрашивая с себя, стараюсь следовать этому простому и важному принципу. Знаете, большое влияние на меня оказала моя семья, в особенности мама. Моральные принципы – те нравственные контуры, за которые ты не выйдешь ни при каких обстоятельствах. Человеколюбие и порядочность – важные качества для меня. И вообще, человек всю жизнь должен учиться, искоренять худшие черты характера, как сорняки, для того чтобы посеять хорошие зерна лучших душевных качеств. В плане моего взросления как будущего учителя я благодарна, конечно же, и преподавателям моего вуза – Волгоградского государственного социально-педагогического университета, где получила прекрасное образование и смогла стать тем учителем, каким я сейчас являюсь, – отвечает учительница.

Общаясь с педагогом иностранного языка, мне подумалось, что один из важных вопросов, на который хочется получить ответ здесь и сейчас, – вопрос о том, когда можно начинать обучать свое чадо английскому языку.

– Мне кажется, что торопиться с изучением иностранных языков не стоит. Существует много взглядов, но для меня идеальное время для начала знакомства с английским – 5-6 лет, и обязательно в игровой форме. Меня так учили, и я до сих пор помню игрушки, которые педагог использовала как наглядное пособие, и сами занятия в дружелюбной обстановке. Я очень благодарна своему первому учителю английского Мире Антоновне, к сожалению, я не знаю ее фамилию, но то, с какой радостью я шла на эти занятия в детском саду, помню до сих пор. Конечно, все индивидуально, и если ребенок сам проявляет интерес, то почему бы и нет? Но, если первые уроки ребенка состоятся в начальной школе, это не значит, что вы что-то упустили и уже никогда не догоните тех, кто учил английский, например, с трех лет. Самое главное – увлеченный учитель и желание ребенка, – говорит Алина Виталиевна.

У меня остается незаданным еще один, на мой взгляд, очень важный вопрос. Спрашиваю учителя о чувстве юмора:

– Вы шутите на уроках, на совещаниях, Алина Виталиевна?

– Шучу довольно часто на уроках, да и на совещаниях, если это уместно в конкретной ситуации. Конечно, урок не должен превращаться в сцены из фильма «Республика ШКИД». Во всем важна золотая середина. Вообще юмор и доброжелательность помогают сглаживать углы в разных ситуациях. Главное, чтобы юмор был добрым. Интересно, что последним мероприятием, на которое я сходила перед отъездом из Будапешта, стало «Снежное шоу» известного во всем мире клоуна Славы Полунина. Это представление потрясло меня глубиной, легкостью, юмором и детской непосредственностью. Позже я посмотрела одно из выступлений Полунина, где он сказал: «Нужно заниматься тем, от чего внутри дзынькает». Да, от преподавания у меня именно такие эмоции… Я думаю, что мир изменить глобально нельзя, но можно менять к лучшему пространство, где ты работаешь и живешь. Счастье в созидании, поэтому, создавая что-то доброе и гармоничное, возможно изменить к лучшему мир вокруг тебя.

 

Вероника ТЮРЕНКОВА, МИД РФ, Венгрия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте