search
Топ 10
В российском регионе вводят всеобщий карантин для школ – младшие классы отправят на каникулы Закроют ли школы на дистанционное обучение в 2022 году – студентов и учеников Тувы перевели на удаленку Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Москва отказалась от локдауна и длительного дистанционного обучения для школьников и студентов В Госдуме предложили доплачивать учителям за работу в классах, где выявлен ковид Низкий поклон: в Санкт-Петербурге открыли памятник учителям, работавшим в блокаду Урок на «удаленке»: полезные советы педагогам от Учителей года России

Счастье пробуждения Работа с художественным текстом В. Ладыжского “Христос воскрес. Скворцы поют”…

Цели:
Частные – учить проникновению в содержание текста, осмыслению лингвистических средств создания образности художественного текста; воспитывать бережное и внимательное отношение к слову.
Общие – подвести учеников к пониманию того, что Воскресение Христово – великое событие, благодаря которому происходит пробуждение всего на земле.
Оборудование:
1. Тексты стихотворения В. Ладыжского.
2. Библия.
3. Оформление на доске:
а) тема;
б) “Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками”. (Р. 5:11);
в) Христос воскресе из мертвых,
Смертию смерть поправ –
И сущим во гробех
Живот даровав!
(Из пасхальной Заутрени).
4. Словарь Ожегова.

I. Сообщение темы и целей урока.
II. Чтение стихотворения В. Ладыжского.
***
ХРИСТОС ВОСКРЕС. Скворцы поют
И, пробудясь, минуют степи,
В снегах, журча, ручьи бегут
И с звонким смехом быстро рвут
Зимою скованные цепи.
Еще задумчив темный лес,
Не веря счастью пробужденья,
Проснись! Пой песню воскресенья –
ХРИСТОС ВОСКРЕС!
ХРИСТОС ВОСКРЕС! В любви лучах
исчезнет скорби мрачный холод.
Пусть радость царствует в сердцах
И тех, кто стар, и тех, кто молод.
Заветом благостных небес
Звучит нам песня воскресенья,
Любви, и счастья, и прощенья –
ХРИСТОС ВОСКРЕС!
III. Аналитическая работа по тексту.
– Какова тема стихотворения, его основная мысль?
(Воскресение Христа и пробуждение всего в связи с воскресением).
– Почему, как вы думаете, автор не озаглавил стихотворение?
(По-видимому, автор дает право читателю уловить основную мысль стихотворения: что же дает воскресение Христа природе и человеку, как происходит “пробужденье” в природе – Божьем творении и в человеке – вершине Божьего творения).
– Какова роль рефрена “Христос воскрес”? Что достигается благодаря этому?
(Автор этим как бы дает понять, что воскресение – самое важное событие на земле для людей, как важно было и Рождество Христово. Это самое значимое событие, и об этом нельзя забывать…)
– Да, не случайно автор начинает с этого свое стихотворение и заканчивает им же. Кольцевая композиция как и в Библии: “Я есмь Альфа и Омега”. Начало и конец – Бог, и это истина. Недаром и год цикличен, все живем от Рождества до Рождества: Рождество – Крещение – Благовещение – Воскресение – … Рождество.
Какой же главный образ присутствует в стихотворении?
На сколько частей можно разделить текст?
(1-я часть – пробуждение природы в связи с воскресением Христовым, 2-я часть – пробуждение человека).
– Какой смысл вкладывает автор в слово “пробужденье”? (Это возрождение).
– Рассмотрим 1-ю часть стихотворения.
Тот же самый прием – кольцевое построение: Альфа и Омега. “Христос воскрес… Христос воскрес!”
Можем ли мы сказать, что действительно происходит “пробужденье” природы? Докажите текстом.
(Глаголы движения – “бегут”, “рвут”… – передают стремительность действий).
– В каком значении здесь употреблено слово “миновать”?
Работа со словарем Ожегова:
Миновать – 1. Пройти мимо чего-нибудь (миновать деревню).
2. Освободиться, избавиться от чего-нибудь (чему быть, того не миновать).
3. Пройти, окончиться (опасность миновала).
Ученики отметят, что слово “миновать” здесь употреблено во 2-м значении (минуют степи – т.е. степи освобождаются от снега, льда, оживают).
– Как это связано с главным образом в стихотворении?
(Как степи “минуют”, т.е. освобождаются, оживают весной, так и “Христос воскрес”. Освобожденные степи дали жизнь растениям, а “Христос сущим во гробех живот” даровав (см. запись на доске).
– Что же происходит в природе? Что пробуждается? Нарисуйте систему образов:
“скворцы” – “поют”
“степи” – “минуют”
“ручьи” – “рвут”
“лес” – “еще задумчив”.
С какой антитезой мы встретились здесь?
– Можем ли мы провести связь с миром людей?
(Мир людей тоже полон противоречий: кто-то пробуждается, а кто и “не верит счастью пробужденья”).
– Это система образов: скворцы, степи, ручьи, лес. А какой единый образ видится нам? (Весна).
– Да, автор рисует образ весны, “пробужденье”, хотя “еще задумчив темный лес”, но кажется, что вот-вот наступит то время, что он тоже поверит в “счастье пробужденья”.
– К каким же приемам прибегает автор, чтобы доказать, что все, что происходит сейчас в природе, – “счастье”?
(Для этого автор использует различные средства художественной выразительности: олицетворения, метафоры, сравнения).
– Найдите в тексте примеры использования таких средств выразительности.
Олицетворения: “ручьи бегут”, “звонкий смех” издают ручьи, “рвут… цепи”, “лес не верит…” – “очеловечивание”.
Метафоры: “зимою скованные цепи”.
Сравнения: звон ручьев сравнивается со “звонким смехом”.
– К каким еще приемам прибегает автор, чтобы показать “пробужденье” природы?
Это прием звукописи для усиления выразительности художественной речи:
а) звукопись как звукоподражание (пение скворцов, журчание ручьев);
б) созвучие-аллитерация (шипящие – свистящие: ч-ж-ш, с-з).
– К кому обращается автор, восклицая: “Проснись!”?
(Это обращение и к лесу, который “еще задумчив” и “не верит счастью пробужденья”. Но это и обращение к человеку – венцу Божьего творения, к тому, из-за кого пострадал Христос на кресте, для кого и воскрес из мертвых. И это обращение – как бы мостик ко II части стихотворения).
– Рассмотрим II часть.
Какой прием вновь использует автор?
(Кольцевое построение: “Христос воскрес!”).
– Какова главная мысль этой части?
(По воскресении Христа – освобождение человека, очищение, огромные изменения в душах).
– Под воздействием чего должны они произойти? (Под воздействием “любви лучей”).
– Воскресение Христа из мертвых сопровождалось сиянием, блеском, подобным молнии, который озарил тьму, мрак. О каких же изменениях нам поведал автор? Приведите примеры из текста.
(“Исчезнет скорби мрачный холод”, появится “радость… в сердцах” всех людей…).
– Вспомните библейские сюжеты. Так ли произошло с воскресением Иисуса?
Как вы понимаете выражение “благостные небеса”?
(Небо – план вечности. Райская жизнь на небе – для тех, кто уверовал. “Блаженны не видевшие и уверовавшие” во Христа, как в своего Спасителя; блаженны те, кто живет в соответствии с заветом, что нам был дан).
Работа со словарем:
Благостный – приятный, умиротворяющий, приносящий благо.
Благо – добро, благополучие. Недаром в русском языке так много “добрых” слов с корнем “благо”: Евангелие – Благая весть, благодарение, благоденствие и др.
(Эти слова дети могут привести в качестве примеров).
– И как же это благо должно проявиться в человеке?
(Исчезнет скорбь, все будут радоваться, любить друг друга…)
– С чем же сравнивает В. Ладыжский “песню воскресенья” и почему?
(Он называет ее “песнью любви, и счастья, и прощенья”).
Это “прощеное воскресенье”, когда (как Иисус прощает людям их грехи) все должны забыть обиды и простить друг друга, как “кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха” (1 Иоан – 1:7).
Дома: подготовиться к выразительному чтению стихотворения.

Людмила РАДИОНОВА,
учитель средней школы N 2
Окуловка,
Новгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте