С подачи администрации Владимира Кулакова в Воронежской области запущен процесс оптимизации, а фактически – ликвидации сети сельских школ. Под кризисную шумиху, под громкие заявления о выполнении властью всех социальных обязательств, в тиши чиновничьих кабинетов началась работа по сбрасыванию социалки. В начале марта в Воронежском обкоме Профсоюза работников народного образования и науки РФ стали раздаваться звонки председателей райкомов, которые рассказывали о планируемом сокращении классов-комплектов и работников школ уже в конце этого учебного года. Цифры назывались беспрецедентные. Например, только по Семилукскому району речь шла о закрытии 95 классов-комплектов, в том числе 77 – в сельской местности. Сокращение 77 классов-комплектов – это закрытие 10 сельских школ! Обком профсоюза обратился к новому губернатору области Алексею Гордееву с просьбой пересмотреть подходы к вопросу оптимизации образовательной сети.
Пресс-центр областной администрации работает на всю катушку: до рядовых воронежцев доводят информацию о том, что в кризис тяжело не только им. Чиновникам тоже тяжело – их даже собираются сократить. Жителям сообщается, что власти о них постоянно думают: как бы создать дополнительные рабочие места, как бы переобучить безработных, упоминается адресная поддержка. В общем, все ради людей. Чего стоит только такой заголовок пресс-релиза обладминистрации: «Социальные обязательства бюджета будут выполнены в первую очередь за счет сокращения расходов на госслужащих».
Пока, правда, о реальных финансовых потерях местного чиновничества никто не слыхивал. Да и социальные гарантии у этой группы работников такие, что чувствуют они себя прямо «как в танке». А вот работники социальной сферы уже начали нести ощутимые потери. В сфере образования самый сильный удар направлен по сельским малокомплектным школам. Они давно у областных чиновников как бельмо на глазу, и вот появился повод устроить им тотальную «зачистку». О том, что дальше делать детям, родителям, жителям «неперспективных» сел, горе-управленцы даже не побеспокоились – они оперируют только усредненными цифрами, нормативами, в которых нет места конкретной человеческой судьбе.
Следует заметить, что «в последний и решительный бой» на сельскую школу пошло еще правительство Владимира Кулакова. Однако смена губернатора не умерила пыл ретивых «ликвидаторов». Еще один весьма примечательный момент: операция по массовой ликвидации школ в Воронежской области проводится чуть ли не под грифом «Секретно». У районных профлидеров на то, чтобы раздобыть предписания обладминистрации, ушли многие дни – первые копии документов в обком профсоюза попали аж в середине марта. Это при том, что соответствующие письма бывшего заместителя председателя правительства области – руководителя Департамента образования, спорта и молодежной политики Юрия Савинкова «О мерах по сокращению неэффективных расходов местного бюджета в социально-культурной сфере» главам муниципальных районов и городских округов были направлены еще 20 февраля.
Все письма начинались одинаково: «Во исполнение решения заседания Координационного совета по разработке механизма государственного регулирования, направленного на предупреждение и минимизацию возможных негативных последствий мирового финансового кризиса для социально-экономического развития области, необходимо безотлагательно принять исчерпывающие меры по оптимизации местных бюджетов». Далее следовала уникальная для каждого района часть.
В частности, Острогожскому району предписали следующее: «Для обеспеченности сбалансированности областного бюджета принято решение о сокращении расходов на сумму неэффективных расходов в социально-культурной сфере, которая по Острогожскому муниципальному району по итогам 2008 года составила 46,0 млн. рублей. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года №607 сумма неэффективных расходов в сфере образования складывается из трех основных показателей.
1. Наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях района, расположенных в городской местности. По состоянию на 01.01.2009 г. в Острогожском районе этот показатель составил 20 человек (при федеральном нормативе наполняемости по городу – 25 человек). Таким образом, при существующем количестве учеников в городских поселениях района должно быть сформировано 122 класса-комплекта (148 по факту).
2. Наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях района, расположенных в сельской местности. По состоянию на 01.01.2009 г. в Острогожском районе этот показатель составил 9 человек (при федеральном нормативе наполняемости по селу – 14 человек). Таким образом, при существующем количестве учеников в сельской местности района должно быть сформировано 148 классов-комплектов (231 по факту).
3. Соотношение административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала к штатным должностям учителей в общеобразовательных учреждениях района. В 2008 году этот показатель по Острогожскому району составил 66% (при нормативной численности иных работников общеобразовательных учреждений от штатных должностей учителей – 53%)».
Заканчивались письма Савинкова одинаково жизнеутверждающе: «Исходя из вышесказанного, предлагаю привести указанные выше показатели в соответствие с установленными нормативами. О планируемых мероприятиях по сокращению неэффективных расходов местного бюджета в социально-культурной сфере прошу проинформировать в срок до 01.03.2009 года».
Заметьте, как просто высокопоставленный чиновник жонглирует цифрами. Нигде нет и слова о местной специфике, об особенностях конкретных сел. Как будто речь идет о перекладывании спичек на полированном столе – можно сделать так, можно сяк, а можно вообще сдвинуть все в одну кучу и переделить…
В Богучарском районе областные чиновники насчитали 49,6 миллиона рублей неэффективных расходов на образование, в Аннинском – 48,5 миллиона, в Грибановском – 47,9, в Таловском – 46,7, в Эртильском – 44,2, в Панинском – 38,7, в Новоусманском – 23,8 миллиона рублей и так далее.
В письме Савинкова делается ссылка на Указ Президента РФ от 28.04.2008 года №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», дается задание довести наполняемость классов в сельских школах до якобы федерального норматива в 14 человек. Но дело в том, что в приложении к Распоряжению Правительства РФ от 11 сентября 2008 года №1313-р, изданном в целях реализации президентского указа, речь идет лишь о рекомендуемом значении наполняемости классов в 14 человек в сельских школах. В соответствие же с Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года №141 конкретные значения целевых показателей, в том числе и наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях сельской местности, устанавливаются Министерством регионального развития РФ. На сегодня указанный норматив министерством не утвержден.
Еще больше возмутил обком профсоюза тот факт, что «помуниципальный» расчет неэффективных расходов в социально-культурной сфере департаментом господина Савинкова был произведен с учетом малокомплектных школ, что является прямым нарушением статьи 41 Закона РФ «Об образовании»!
А в нарушение статьи 32 того же закона, которая относит формирование штатного расписания к компетенции образовательного учреждения, департамент потребовал от глав муниципальных районов установить в школах определенное соотношение между административно-управленческим, учебно-вспомогательным, обслуживающим персоналом и штатными должностями учителей (53%). Хотя в указе президента говорится только о том, что такое соотношение является оптимальным.
После того как ситуация начала разрастаться до уровня публичного скандала, в департаменте стали предпринимать попытки «замять дело». Так, в беседе с сотрудником аппарата обкома ведущий консультант отдела дошкольного и общего образования и воспитания Владимир Степин (он является исполнителем писем департамента от 20.02.2009 г. №36-02/И-0200) уже сообщил, что приведенные в письмах показатели отнюдь не являются плановыми. Те несколько районов, главы которых отказались им следовать, в будущем сохранят сложившуюся наполняемость в классах-комплектах сельских школ. Оптимизацию будут проводить только те районы, где главы усмотрели для этого резервы.
Меж тем среди «ликвидаторов» уже появились «стахановцы». Например, глава Павловского муниципального района Николай Пришутов, которому Савинков «намекнул» на необходимость сокращения 30 классов-комплектов, решил перевыполнить «план» более чем в два раза. В первых числах марта Николай Иванович представил на согласование в Павловский райком профсоюза информацию о сокращении… 68 классов-комплектов! Разумеется, никакого согласования Пришутов так и не дождался.
И вот теперь по версии чиновников обладминистрации выходит, что в «силки оптимизации», расставленные Департаментом образования, спорта и молодежной политики в феврале этого года, большинство районов угодило исключительно по собственной вине… В эту версию можно было бы и поверить, если бы подобная история случилась впервые. К сожалению, в Воронежской области уже давно сложился определенный ритуал: если областные чиновники не хотят за свои странные «инновации» нести ответственность (перед прокуратурой, судом, государственной инспекцией труда), они оформляют их в виде «безобидных» рекомендаций. При этом в муниципалитетах ясно себе представляют: это советы из разряда жестких приказов.
20 марта председатель обкома профсоюза Тамара Бирюкова направила на имя губернатора письмо, где сообщается, что в ряде муниципалитетов рекомендации Савинкова уже привели к запуску процессов по массовому сокращению классов-комплектов и, как следствие, персонала (200 штатных единиц только в Павловском районе). «На наш взгляд, это не только скажется на качестве образования, но и нанесет смертельный удар по селу, – подчеркивает Тамара Андреевна. – Считаем, что в условиях разразившегося в России экономического кризиса такой подход просто недопустим. Убедительно просим пересмотреть требования, изложенные в письме от 20.02.2009 г. №36-02/И-0200 Департамента образования, спорта и молодежной политики в адрес глав муниципальных районов. В противном случае волна массовых акций протеста уже в самое ближайшее время может захлестнуть Воронежскую область. О принятых мерах просим сообщить в обком профсоюза».
Спустя месяц ответ от губернатора так и не пришел. 15 апреля проблема обсуждалась на пленуме областного комитета профсоюза с участием нового главы Департамента образования Олега Мосолова. Профлидеры рассказали ему, до чего доходит сокращение кадров в сельских школах: в образовательном учреждении оставляют одного повара, который должен готовить обеды на 50 учеников, и одного сторожа, который должен дежурить каждую ночь. Оставшиеся учителя вынуждены совмещать свои прямые обязанности с работой вахтера, повара, гардеробщика… Олег Николаевич заявил, что оптимизация школьной сети неизбежна, но согласился с тем, что подходить к ней следует очень осторожно, не доводя ситуацию до абсурда.
Сегодня обком профсоюза продолжает собирать информацию о положении дел в районах и после ее обобщения намерен добиться встречи с губернатором для обсуждения острых проблем сельской школы.
Комментарии