Казалось бы, так просто написать эссе о своей работе. Ведь ты, как и все остальные участники конкурса, неслучайный человек в дошкольном образовании, любящий свою работу, открытый всем сердцем и душой замечательному миру под названием «дошкольное детство». Но когда свое сердце нужно уложить в пять тысяч печатных знаков, ловишь себя на мысли, что не знаешь с чего начать. Сказать, что я, как и многие другие, попала в детский сад, потому что моему сыну нужна была путевка? Или, наоборот, что с детства мечтала, играя с куклами, быть воспитателем? Или приводить цитаты великих педагогов о том, каким важным периодом в жизни каждого человека является дошкольное детство? Все вроде бы верно, но это не то, что я хотела бы сказать на самом деле.
Мне кажется, как ни странно это прозвучит, не я нашла свое призвание, а оно меня нашло. В школе моим любимым пионерским поручением была подшефная помощь октябрятам, с которыми мы делали уроки, вели кружки, ставили театральные постановки. Кто-то мечтал быть врачом, инженером. Я же мечтала стать пионервожатой. Не учителем, нет, именно пионервожатой! Смотря на это сквозь призму лет, теперь я понимаю, почему долго не могла определиться с факультетом при поступлении в педагогический вуз и пошла на химфак. Просто не было «пионервожатского» факультета! Я, видимо, тогда еще не отчетливо слышала сигналы, подаваемые призванием – работать с маленькими детьми, и теперь благодарна судьбе за то, что мы с ним все-таки встретились и я, казалось бы, случайно попала из школы в детский сад. Но я считаю, что ничего случайного в этом мире не бывает. Нет таких слов, чтобы рассказать, как я люблю своих маленьких подопечных! Не передашь на бумаге, как гордостью и счастьем переполняется сердце, когда твои воспитанники занимают призовые места в различных конкурсах – какие они любознательные, дружные, открытые миру! Как слезы наворачиваются на глаза, когда вся твоя большая семья из 32 воспитанников и их родителей говорит тебе: «Мы вас любим, Татьяна Васильевна!» И крылья вырастают за спиной! Потому что можно много говорить о педагогических принципах и подходах к образованию. Но самый важный принцип, на мой взгляд, – это любовь. Именно это чувство заставит тебя искать новые формы работы с детьми и родителями, не бояться перемен, постоянно быть в режиме развития. Только любовь побуждает строить педагогический процесс с учетом возможностей каждого ребенка, слышать современных родителей, стараться уловить, что они хотят получить сегодня от дошкольного образования. Любовь даст понять, что каждый ребенок неповторим, в каждом есть задатки, которые нужно разглядеть, разбудить, правильно организуя все виды деятельности, в том числе и проектную, экспериментируя с предметно-пространственной средой.Я за партнерство в образовании! В качестве примера хочется привести нейрон – клетку головного мозга. Отростки нейрона похожи на ветви деревьев, и чем их больше, тем больше сигналов, информации может получить нейрон, образуя джунгли нашего сознания. Каждый современный педагог должен быть таким нейроном! Чем больше связей-отростков в лице социальных партнеров, родителей, взаимодействия с коллегами, тем качественнее, динамичнее, интереснее будет весь наш волшебный лес под названием «дошкольное образование»! Дети и родители должны быть активными участниками педагогического процесса. На все сто процентов согласна с авторами статьи «Воспитатель года»: больше чем конкурс…» («Дошкольное воспитание» №11, 2014 год), что при проведении образовательной деятельности нужно пользоваться «рамочными» планами, позволяющими педагогу быть гибким, слышать вопросы детей, учитывать их интересы, а не четко следовать составленному конспекту, чуть ли не с заранее написанными ответами детей. Не отвечать за них, а учить думать, использовать технологию проблемного обучения.Я за саморазвитие педагога! Именно саморазвитие позволяет педагогу находиться на гребне волны современного образования. Когда слышу от коллег постарше, что уже поздно осваивать интерактивную доску, работать с сайтом, блогом, всегда им отвечаю, что Л.Н.Толстой научился ездить на велосипеде в 67 лет! Учиться новому никогда не поздно… Композитор Н.А.Римский-Корсаков, будучи уже профессором Санкт-Петербургской консерватории, после своих лекций не стеснялся вместе со своими студентами идти на лекции других преподавателей и наверстывать упущенное в своем образовании. Обязательно много читать, так как современный информированный ребенок может задать любой вопрос, и воспитатель должен быть готов к этому. Так как дошкольное детство – уже самостоятельная, первая ступенька всего образования в целом, это заставляет нас, воспитателей, понимать всю меру ответственности и идти в ногу со временем. Конечно, невозможно знать все! Но хочется привести ответ на вопрос о том, каковы критерии отбора студентов в его лабораторию, автора прорывных исследований в фармакологии Раймонда Стивенса («Наука и жизнь» №4, 2015 год). Он сказал: «Я смотрю не на оценки, а на степень одержимости. Заводит ли человека его работа, волнует ли? Если да, то всему остальному он научится!» Меня часто спрашивают: в чем секрет успеха? Я думаю, что именно в этом – меня волнует моя работа! Как здорово, что сейчас проходят конкурсы профессионального мастерства. И мир можно посмотреть, и себя показать. Конечно, современному педагогу очень трудно найти что-то новое и поделиться этим на конкурсах с коллегами. Это как в физике. Казалось бы, уже разложили атомное ядро на кварки и прочее, ан нет! В 2012 году на Большом адронном коллайдере открыли новую частицу – бозон Хиггса. Так же и с педагогикой. Если ищешь, обязательно найдешь что-то новое!А еще я мечтаю, чтобы любой педагог детского сада мог сказать: «Воспитатель – это звучит гордо!» Где-то я читала, что эссе называют музыкой мысли. Мне хотелось поделиться с вами этой музыкой. Огромное спасибо за внимание!Татьяна ГИЛЕВА, воспитатель центра развития ребенка – детского сада №258Омск
Комментарии