search
main
0

Самый прекрасный подарок Два урока в 5-м классе

Тема “Мой друг”

Цель: раскрыть содержание понятия “дружба”, показать его отличие от понятий “приятель” и “знакомый”; прививать учащимся уважение к ценностям дружбы; способствовать развитию критического отношения к себе и своим личным качествам, терпимости и корректности в общении с друзьями.

Оборудование урока:
пословицы и поговорки о дружбе;
раздаточный материал (вопросы и задания, “В мире мудрых мыслей”, “Познай себя и других”).
А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.
В. Высоцкий “Песня о друге” (фонограмма).
Б. Окуджава “Союз друзей” (фонограмма).
Познай себя и других (сборник методик). Составитель С. Спичак. Москва – Воронеж, 1995 (тест “Настоящий ли вы друг?”)
Листы с раздаточным материалом.
Основные понятия:
Дружба, друг, истинный друг, мнимый друг.

Мотивация урока.
Для создания эмоционального фона урока звучит “Песня о друге” В. Высоцкого. Запись темы урока в тетрадь. Эпиграф урока:
Кто себе друзей не ищет,
Самому себе он враг.
Шота Руставели

Ход урока
“Человек, живущий одиноко, существует только наполовину” (П. Бауст). Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. В юности особо велика тяга к общению. Дружба здесь незаменима. Без друзей просто не прожить. Иметь друга – великое благо. У поэта Евгения Евтушенко есть прекрасное стихотворение:
Люди сильны друг другом,
Так, словно Севером – Юг,
Так, словно пахарь плугом,
Так, словно пахарем – плуг.

Люди сильны друг другом.
Что равнодушья мерзей?
Люди сильны испугом
Вдруг потерять друзей.

Рассказ учителя о дружбе А. Герцена и Н. Огарева.

Работа в группах
1-я группа
Прочитай приведенные ниже пословицы о дружбе, объясни их.
Прочитай приведенные ниже пословицы о дружбе. С какими из них ты согласен и почему? Какие и почему тебе не нравятся?
Друзей много, а друга нет.
Дружить дружи, а за полу не держи.
Друга иметь – себя не жалеть.
Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
С другом век коротать – жить, не горевать.
Дружба – дружбой, а служба – службой.
Дружба – дружбой, а денежки сами по себе.
С добрым другом и прожиток не убыток.
Друга на деньги не купишь.
Кто кому нужен, тот с тем и дружен.
Друга ищи, а найдешь – береги.
По товарищам и слава.
Друг познается при рати да при победе.
Кто дружбу водит, тот счастье находит.
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
Друг он мой, да ум у него свой.
Друг до поры – тот же недруг.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
2-я группа. Внимательно прочитайте текст “Мой новый друг” и ответьте на вопросы:
Можно ли назвать эти отношения Саши и Коли дружбой? Как по-другому можно называть отношения мальчиков?
Что бы вы сказали Саше на месте его мамы, когда остались бы одни?
Как бы ты поступил на месте Саши?

“Мой новый друг”
Саша скучал. Он уже давно сделал уроки и с тоской смотрел в окно: погода стояла замечательная. Вот бы погулять! Как назло, он сегодня поссорился со своим старым другом Мишей. Сквозь открытую форточку со двора доносился веселый смех. Это Миша как ни в чем не бывало играл с ребятами на спортивной площадке.
Саша решил: “Раз так, пойду и я во двор. Пусть Мишка видит, что я не пропаду без него”. Но подойти к ребятам во дворе Саша не решился. Он заметил около качелей мальчика, который только вчера с родителями переехал в их дом. У него еще не было друзей. “Подружусь-ка я с ним!” – решил Саша. Коля был очень рад новому знакомству. Он угостил Сашу жвачкой, рассказал о школе, в которой раньше учился. Саше было не очень интересно с Колей, он все время поглядывал в сторону Миши, втайне надеясь, что друг увидит его и позовет играть вместе. Но Миша был так увлечен игрой с другими мальчиками…
В это время из подъезда вышла Сашина мама, и Саша громко, чтобы все слышали, закричал: “Мама, познакомься, это мой новый друг Коля!..”
Подводя итоги работы второй группы, учитель может привести слова Исократа: “Не скоро становись другом, а сделавшись им раз, старайся им оставаться, потому что одинаково постыдно – не иметь ни одного друга и менять многих друзей”.
3-я группа. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
Что бы вы ответили этой девочке?
Как бы вы поступили, если бы оказались на месте Наташи? А на месте ее подруг?
Попробуйте как-то оправдать ее подруг.
Вспомните пословицу, которой можно проиллюстрировать данную ситуацию.

Письмо в газету
В газете было опубликовано письмо 11-летней девочки, с которой случилась беда: она попала под машину. В больницу к ней подруги еще ходили, а когда выписали домой, перестали. “Что их стало отпугивать от меня? – спрашивает Наташа. – Может быть, то, что я сейчас хожу на костылях? Но ведь это же не будет продолжаться вечно. Недавно я ходила в больницу и встретила одноклассниц. Они не поздоровались и даже не остановились. Почему они меня предали?”
(Пословица “Друзья познаются в беде”. Восточная мудрость: “Удар, нанесенный другом, – самый тяжкий из всех ударов).
4-я группа. Прочитайте отрывок из сказки “Маленький принц” А. де Сент-Экзюпери. Подумайте и ответьте на вопросы:
Что искал Маленький принц на планете, где жил Лис?
Почему Лис сначала настороженно встретил Маленького принца?
Какие советы дал Лис Маленькому принцу?
Каково ваше отношение к этим советам?
Вот тут-то и появился Лис.
– Здравствуй, – сказал он.
– Здравствуйте, – вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.
– Я здесь, – послышался голос. – Под яблоней.
– Кто ты? – спросил Маленький принц. – Какой ты красивый!
– Я – Лис, – сказал Лис.
– Поиграй со мной, – попросил Маленький принц. – Мне так грустно…
– Я не могу с тобой играть, – сказал Лис, – я не приручен.
– Ах, извини, – сказал Маленький принц. Но, подумав, спросил: – А как это – приручить?
– Ты не здешний, – заметил Лис. – Что же ты здесь ищешь?
– Людей ищу, – сказал Маленький принц. – А как это – приручить?
– У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И еще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур?
– Нет, – сказал Маленький принц. – Я ищу друзей. А как это – приручить?
– Это давно забытое понятие, – объяснил Лис. – Оно означает: создать узы.
– Узы?
– Вот именно, – сказал Лис. – Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Для тебя я только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным на целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…
– Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!..
– Прощай, – сказал Лис. – Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь… Люди забыли эту истину, – сказал Лис, – но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
5-я группа. Прочитайте текст “Как быть?” и ответьте на вопросы:
Какое бы решение приняли вы? Почему?
Какой смысл вы вкладываете в понятие “Настоящая дружба”?

“Как быть?”
Все ученики класса были радостно возбуждены: в награду за активное участие в жизни школы класс наградили экскурсией, но на уроке физики ситуация изменилась. Оказалось, что разбит дорогостоящий прибор для демонстрации опытов. На вопрос учителя о том, кто это сделал, никто не признался. Никто из ребят не знал, кто это сделал. Директор школы, обсудив эту неприятную ситуацию, сказал, что раз нет виноватого, то поездка отменяется – наказаны будут все.
Сергей молчал: он-то знал, кто разбил прибор. На перемене он случайно заглянул в кабинет физики и увидел, как его друг Олег уронил прибор на пол.
Что делать? Признаться – значит подвести друга. Промолчать – плохо будет всему классу.
Задание заимствовано из урока “Мораль и право”, о котором рассказывала на семинаре учителей граждановедения Западного округа г. Москвы 23 декабря 1997 г. учитель школы N 44 г. Ульяновска Марина Шкробова.

После выполнения задания 5 группой можно познакомить учащихся с высказыванием Эразма Роттердамского: “Потакать слабостям своих друзей, закрывать глаза на их недостатки, восхищаться их пороками, словно добродетелями, что может быть ближе к глупости?” Можно привести слова Н. Островского: “Дружба – это прежде всего искренность, это критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать жестокую критику для того, чтобы товарищ мог исправить свою ошибку” – или строфу В. Маяковского:
Дружбу – так
понимать нужно:
общие недостатки
исправим дружно.
ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ, в ходе которого проводится СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Методом мозговой атаки учащиеся составляют определение понятия “дружба”.
Учитель зачитывает определение, данное в словаре С. Ожегова: “Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов”. Отрабатываются понятия “товарищ”, “приятель”, “знакомый”, “истинный друг”, “мнимый друг”.
Чтение раздела “В мире мудрых мыслей”.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Задание-игра “Подарок-характеристика”.
Какой подарок и почему ты подаришь другу?
Астра – целеустремленность
Подсолнух – льстивость
Гвоздика – властность
Колокольчик – болтливость
Анютины глазки – кокетство
Роза – нежность, трепетность
Незабудка – верность
Георгин – высокомерие
Хризантема – стойкость
Виноград – возвышенность
Репейник – остроумие
Подснежник – беззащитность
Ландыш – скромность
Сирень – скрытность
Ирис – благородство
Нарцисс – самовлюбленность
Пион – непостоянство.
В завершение урока организуется прослушивание песни Б. Окуджавы “Союз друзей”.

“Познай людей и самого себя”
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Дружба – это те только великий дар, но и великий талант, великий труд. Есть ли у тебя истинные друзья? Настоящий ли ты друг? Проверь себя по тесту, составленному психологами. Ты можешь никому не рассказывать о результатах этого теста, а можешь поделиться со своим другом. Главное – задумайся!..
Тест.
1. Сколько у тебя было друзей:
а) ни одного;
б) один;
в) двое;
г) трое;
д) четверо или больше?
2. Вспомни твоего лучшего друга (подругу). Какие из перечисленных ниже качеств в нем (ней) ты ценишь больше всего:
а) надежность – он (она) никогда тебя не подведет;
б) солидарность – он (она) всегда будет только на твоей стороне;
в) чуткость – он (она) всегда знает о твоем настроении прежде, чем ты об этом расскажешь;
г) верность – он (она) всегда с тобой, что бы ты ни сделал;
д) совместимость – тебе хорошо в его (ее) компании?
3. Если друг пришел к тебе поздно вечером в слезах, что ты сделаешь:
а) угостишь кофейком и успокоишь;
б) не откроешь дверь, изобразишь, будто тебя нет дома;
в) сделаешь вид, что тебе надо сейчас срочно уйти куда-то;
г) пригласишь его (ее) войти, но скажешь, что тебе надо утром рано вставать;
д) извинишься, что не можешь его (ее) впустить сейчас, но пообещаешь, что встретитесь завтра?
4. Если один друг попросит тебя солгать ради него другому, то ты:
а) наотрез откажешься;
б) откажешься брать на себя обязательства, пока не разберешься со всеми обстоятельствами;
в) откажешься и сообщишь второму другу о просьбе первого;
г) предложишь вместо этого посредничество с условиями сказать правду;
д) согласишься, но пояснишь, что ненавидишь такие дела и занимаешься ими в первый и последний раз.
5. Твои друзья:
а) люди примерно одного типа, но отличаются от тебя;
б) все похожи друг на друга;
в) разные – кто любит тебя, кто не любит?
6. Считаешь ли ты одноклассников, с которыми учишься, друзьями?
а) они – настоящие друзья;
б) друзья на время, пока вместе учитесь;
в) может быть, да, а может быть, нет, в зависимости от конкретной личности;
г) ты редко заводишь дружбу в классе, где учишься;
д) никогда не заводишь дружбу с одноклассниками.
7. Какое качество, на твой взгляд, является главным для того, чтобы быть другом:
а) внимательно выслушивать жалобы на твои беды;
б) избавлять от одиночества;
в) доставлять удовольствие от общения;
г) всегда быть на твоей стороне;
д) оказывать тебе практическую помощь или давать совет всякий раз, когда ты в этом нуждаешься?
8. Что ты считаешь наиболее важным в дружбе:
а) оказать поддержку в любой ситуации, какой бы она ни была;
б) изъявлять желание дать совет, когда ты считаешь, что в нем есть потребность;
в) изъявлять желание дать совет, когда тебя об этом просят;
г) следить за тем, чтобы никогда не давать советов;
д) всегда быть готовым выслушать?

“В мире мудрых мыслей”
“Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага”.
Аристотель
“Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, – это дружба”.
Ларошфуко
“Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге”.
Сенека
“Что глубже чувства дружбы? Что сильней,
Чем дружба, окрыляет в грозный час?
Муса Джалиль

Домашнее задание
Подготовь рассказ о своем друге. (Вариант задания: подготовь рассказ об удивительных примерах человеческой дружбы). По желанию – выучить стихи о дружбе.

Тема “Твое имя”
Цель урока: пробудить интерес учащихся к именам, их происхождению и значению (частично знание этого материала готовит пятиклассников к изучению тем “Культура Древней Греции” и “Культура Древнего Рима); способствовать усилению контакта между детьми и их родителями в процессе бесед об именах членов семьи; усиливать чувство индивидуальности, неповторимости каждой личности как высшей ценности.
Оборудование урока:
раздаточные листы “Имена и их значения”.
В начале урока учитель обращает внимание на визитки, которые по его просьбе изготовили учащиеся. Такая же визитка есть и у учителя.
Беседа
1. Как чаще всего к вам обращаются учителя, друзья – по имени, по фамилии или же еще как-то? (У некоторых ребят есть прозвища).
2. Какое из этих обращений вам больше всего нравится?
3. Почему вам больше всего нравится обращение по имени?
Действительно, психологи пришли к выводу, что самый сладостный звук для уха человека – это звук его имени. Ученые заметили, что, когда к человеку часто обращаются по имени, он увереннее себя чувствует среди других людей и это чувство уверенности помогает ему в его жизни и делах. Если же окружающие не обращаются к человеку по имени, то, как правило, он чувствует себя некомфортно, неуверенно, неуютно, и это, конечно же, очень мешает ему.

Работа в парах
Тренинг. Соседи по парте поочередно обращаются друг к другу по имени (для пятиклассников не всегда это простое задание, так как мальчики и девочки стесняются называть друг друга по имени. Ход выполнения тренинга поможет учителю узнать о том, какие отношения сложились в классе. После выполнения тренинга составляется “договор” всегда обращаться друг к другу по имени).
Имя много может рассказать о человеке.
Имена бывают индивидуальными и групповыми. Определите, какое из названных имен индивидуальное, а какое – групповое.
Иванов Иван Иванович, династия Ивановых.
В соответствии со сложившейся традицией у русских людей кроме имени и фамилии существует отчество.
В старину на Руси имя человеку давали при крещении в соответствии с церковным календарем (такой календарь назывался святцы, месяцесловы, минеи) в честь святого, день которого приходился на рождение или крещение. Такие имена назывались христианскими, или календарными. Многие из этих имен имеют раннехристианское происхождение, но по привычке воспринимаются нами как русские. Например, Иван. 95 процентов русских носят такие имена. Однако сейчас они выбираются родителями, а не священником, и их правильнее было бы назвать гражданскими. Много новых гражданских имен появилось после революции. Имя Карина, близкое по звучанию к восточному Каринэ, появилось в 1934 г., так была названа девочка, родившаяся на ледоходе “Челюскин” во время его плавания по Карскому морю. Девочке, родившейся во время зимовки на Таймыре, дали имя Изольда, вложив в раннее западноевропейское имя новый смысл: изо льда. Новый смысл получили имена Гертруда (герой труда), Рената (революция, наука, труд). Совершенно новыми были имена Ким, Домна, Родион, Коммунар, Партизан, Эра, Октябрь, Октябрина.
У всех народов сохраняются старые, традиционные (например, Август, Августа), народные имена (например, Егор, Арина, Евдокия). Часто родители, выбирая имя ребенку, довольствуются уже существующими и придумывают новые (например, Новомир, Кравнослав). Часто родители выбирают ребенку звучное иностранное имя, не всегда при этом учитывая его звуковое сочетание с отчеством. Мне, к слову, приходилось учить Анжелику Ивановну и Маргариту Макарьевну. (В случае, если ставший уже взрослым человек не доволен своим именем, он может обратиться в соответствующие организации с просьбой обменять его – это возможно, если такое имя мешает человеку жить). Любители литературы часто называют своих детей именами литературных персонажей – так появляются Аэлиты, Джульетты, Артуры, Лолиты.
У некоторых народов в древности существовала традиция: при рождении давать ребенку одно имя, которое выбрали родители, а во время обряда посвящения во взрослые менять имя в соответствии с теми деловыми и личными качествами, которые к этому времени проявились у человека. В старину на Руси существовал обычай старшего сына в семье называть в честь деда по отцовской линии. Присвоение имени отца сыну считалось дурной приметой.
Как мы уже знаем, большинство наших современников носят так называемые христианские имена. Как их присваивали ребенку в старину? Почему сегодня даже без ведома церкви детям дают христианские имена?
Христианские имена имеют греческое и римское происхождение. Связано это с историей появления и распространения христианской религии, зародившейся в начале нашего тысячелетия. В нашу страну они проникли вместе с христианством.
Познакомимся со значением некоторых из них.
Греческие имена:
Александр – защитник мужей, мужественный;
Александра – мужественная;
Алексей – защитник;
Анатолий – восточный;
Анастасия – воскресшая;
Андрей – храбрый;
Антон – состязающийся, соревнующийся;
Василий – царский;
Вера – победа;
Галина – тишина, кротость;
Геннадий – благородный;
Георгий – земледелец;
Дмитрий – плодородный;
Евгений – благородный;
Екатерина – чистая, непорочная;
Елена – избранная;
Зинаида – божественная;
Зоя – жизнь;
Кирилл – маленький господин;
Ирина – мир;
Ксения – гостеприимная;
Лариса – чайка;
Леонид – подобный льву;
Надежда – надежда;
Никита – победивший;
Петр – камень;
Раиса – беспечная, легкая;
Софья – мудрая;
Татьяна – устроительница, учредительница;
Федор – дар бога.

Римские имена:
Валентин – здоровый;
Валерий – добрый;
Виктор – победитель;
Виктория – победительница;
Виталий – жизнерадостный;
Константин – постоянный;
Максим – величайший;
Маргарита – жемчужина;
Марина – морская;
Наталья – родная, природная;
Павел – малыш;
Роман – римлянин, римский;
Сергей – высокочтимый.
Христианская религия много заимствовала у религии древних иудеев, поэтому широкое распространение получили древнееврейские имена Анна (миловидная, грациозная), Елизавета (почитаемая богом), Мария (госпожа), Тамара (смоковница), Иван (дар богов), Михаил (подобный богу).
Среди христианских имен встречаются и русские. Первым русским человеком, принявшим христианство, была княгиня Ольга, жившая в Х веке. Во время ее пребывания в Византии ее крестил сам святейший патриарх Фотий, глава христианской церкви, но так как имя Ольга было языческим, при крещении она получила новое имя в соответствии с церковной традицией, христианское – Елена. Однако подданные княгини и даже ее сын Святослав не поняли мать и придерживались старых традиций, поэтому в историю Руси она вошла под именем Ольга. Христианские священники нарекли Ольгу святой. После того как христианство прочно утвердилось на Руси, Ольга была канонизирована, то есть причислена к святым, ее имя было занесено в церковные календари, признано церковным и получило широкое распространение в нашей стране.
Также церковными стали и некоторые другие славянские имена – Владимир, Борис и Глеб. Эти реально существовавшие русские князья прославили свои имена – Владимир тем, что при его княжении в 988 году христианство было объявлено государственной религией Руси, а Глеб и Борис – за мученическую смерть, которую приняли, согласно церковной легенде, за христианскую веру. Они также были канонизированы и стали первыми русскими святыми. Со временем к христианским именам славянского происхождения прибавились Вячеслав, Мстислав, Ростислав, Святослав, Ярослав.
(Подбор имен лучше всего произвести в соответствии с именами учащихся класса).
Среди церковных имен есть имена славянского происхождения, но большинство славянских имен церковью не разрешались. К запрещенным именам относились Велислава, Станислав, Бронеслав, Бронислава, Любава, Богдан (на какое по значению одинаковое древнегреческое или древнееврейское имя при крещении священник заменит это имя?), Милослав, Ротмир, Светлана. Славянские имена, как правило, двукоренные, их значение близко и понятно нам. Многие из них считаются устарелыми, а некоторые встречаются часто. Например, Любовь (любимая), Людмила (любимая людьми), Борис (оберегающий), Владимир (владеющий миром), Вячеслав (славнейший).
История нашей страны тесно связана с историей соседних народов. В обращении до сих пор имена неславянского происхождения: скандинавские имена Игорь (воинства, сила), Олег (священный), Ольга (святая), грузинское имя Нина (ассирийка).
Какие же имена встречаются чаще других? В разное время разные. Так, в ХVIII веке самым популярным мужским именем было имя Иван, а женским – Анна; в ХIХ веке самым распространенным мужским именем стало имя Михаил, а женским – Анна; в первой половине ХХ века на первое место вышло женское имя Елена, мужское имя Михаил сохранило первенство. В середине 70-х годов самыми модными стали среди мужчин имена Сергей, Александр, Андрей, Игорь, Дмитрий и женские имена Елена, Ирина, Татьяна, Светлана, Наталья, Марина, Ольга. (Подробнее см. кн.: А. Суслова, А. Суперанская. О русских именах. Лениздат, 1991, гл. “Статистика имен”). Эти имена называют массовыми.
Наряду с ними встречаются и так называемые редкие имена. Обычно это устаревшие, забытые имена. К ним относится сегодня некогда очень распространенное имя Иван, редко можно встретить девочку с красивыми русскими именами Ярослава, Евдокия, Ксения.
Необходимо различать официальные и неофициальные формы имен людей. При составлении каких-либо документов, на экзаменах обычно употребляют официальное полное имя. В неофициальной ситуации, дома, в кругу друзей нас называют, как правило, сокращенными формами имен.
Задание. 1) Выпишите в один столбик полные, а в другой – сокращенные имена: Катя – Екатерина, Маша – Мария, Петя – Петр, Сережа – Сергей, Володя – Владимир.
2) Какую форму вашего имени применяют ваши родители, обращаясь к вам дома? Используют ли они полную форму? В каких случаях?
3) Можно ли использовать сокращенную форму имени в официальной обстановке, например на уроке? От чего, по-вашему, зависит выбор формы имени при обращении?

Домашнее задание
1. Определите происхождение и значение своего имени и имен членов своей семьи. Если ваше имя христианское, подготовьте рассказ о жизни святого, в честь которого вы названы (для этого использовать книгу “Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. Х-ХХ вв.”, М., 1992).
2. Составьте схему образования неофициальной формы своего имени.
3. Проведите исследование (в классе, школе, во дворе), какие имена являются самыми популярными. Можете ли вы дать объяснение этому явлению? Результаты исследования оформите в таблицу (форму ее составьте самостоятельно). Встречались ли вам люди с редкими именами?

Людмила БЕЛОВА,
учитель граждановедения
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте