search
main
0

Самый первый урок. Занятие 2.. Мудрый совет. Выпуск 17.

Учебные планы, программы, методические пособия рассчитаны на некоего среднестастического ученика, который должен, может и хочет учиться, и на среднестастического учителя, который должен, может и хочет учить. Реальность не всегда соответствует нашим представлениям о ней.

Это мы не проходили. Если вы не знаете, что такое дислексия, почитайте статьи о ней. По оценкам специалистов, около 20% населения планеты в той или иной степени страдают ею, даже не подозревая о том. Значит, часть ваших учеников будет испытывать трудности в чтении и письме, независимо от ваших усилий. С мозгами у них все в порядке, они просто не могут правильно прочесть и написать некоторые слова. У меня была ученица, которая все длинные слова видела как слово beautiful. Не спешите «навешивать ярлыки». ВСЕ дети обучаемы. Я знаю достаточно много случаев, когда учительница вызывала родителей и сообщала им, что ребенок необучаем, не справляется с программой, что его нужно перевести в другую школу. Ребенок вырастал, заканчивал престижный вуз, становился успешным сотрудником НИИ, преподавателем… Дислектик проявляет свою особенность в любом языке. Поинтересуйтесь, как ребенок читает и пишет по-русски. Многие дети постепенно преодолевают проблему. За рубежом существуют различные методики работы с дислектиками. У нас, к сожалению, их нет или они не применяются на практике. Это не значит, что такого ребенка нужно причислить к необучаемым. С коммуникацией у них все в порядке.

Статистика. Согласно мировой статистике, около 15-20% школьников имеют физические и/или психические отклонения. Это означает, что в каждом классе, в каждой группе есть ребенок, чье поведение резко отличается от остальных, о чем начинающих педагогов никто не предупредил. Мне попадались дети, которые внезапно начинали плакать, смеяться, отказывались принимать участие в любой активности; естественно, никто не хотел рядом с ними сидеть. Бывали проявления крайней агрессивности, когда, например, мальчик, на голову переросший своих соклассников, начинал драться с кем-нибудь без всякой причины. Довольно часто такие дети вполне способны справляться с программой, даже показывают хорошие или отличные результаты. Их поведение находится на грани нормального, иной раз отклонения незаметны – до поры до времени. Что делать? Если вам показалось, что запахло серой, зовите священника, написано в одной из повестей Стругацких. Спрашивайте коллег, классного руководителя, добивайтесь помощи от школьной администрации. Не ждите, пока произойдет несчастье.

Особенности возраста. Мой самый первый школьный сентябрь быстро обучил меня некоторым методам самообороны. Как-то раз я оказалась между двумя группами второклассников, которые неслись навстречу друг другу по школьному коридору с громкими воплями. Один поток меня попросту уронил, а другой ловко поймал. Да, это были нормальные дети, дававшие выход своей энергии во время перемены во вторую смену. Обожавшая меня девочка на бегу влетела головой мне в живот – ей просто хотелось меня обнять при встрече. От боли я чуть не упала в обморок. Такие случаи быстро научили меня повышенной внимательности; кроме того, я провела небольшие беседы во всех классах о поведении и методах приветствия учителей. Дети пока еще не умеют контролировать свои эмоции, не представляют реально свою силу, последствия собственных поступков.

Что делать в крайних ситуациях. Тренировки по сигналу пожарной тревоги у нас  в школе проводили регулярно. Но бывает масса других, непредсказуемых ситуаций. Мальчик спрыгнул со стула и сломал ногу. Девочка подняла руку, встала и упала в обморок. Кого-то внезапно стошнило. В любой ситуации, связанной со здоровьем детей, нужно вызывать врача и сообщать родителям ребенка о происшествии. В остальных случаях помогает известная мантра Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие!». Вечером на последнем уроке вдруг открылась дверь и в класс вошел огромный пес. Откуда он взялся в здании школы на четвертом этаже, возможно, узнаем потом. А пока я стараюсь спокойно вывести или выпихнуть его из кабинета, запираю дверь и звоню охраннику на первый этаж. За жизнь и безопасность учащихся в школе отвечаем мы, учителя.

Неожиданные ситуации. Когда я вошла в кабинет и увидела, что все мальчики стоят на головах вдоль стены, я сразу поняла, что они стараются произвести впечатление не на меня. Нет, либо они устроили представление на тему «А тебе слабо?», либо хотят поразить воображение самой красивой девочки в классе. Возможно, проверяют мою реакцию. Я просто засмеялась, все потеряли интерес, встали с головы на ноги и уселись на свои места. Многие ситуации разрешаются с помощью улыбки, вопроса на английском языке, иногда просто отсутствием реакции. Работая с детьми любого возраста, всегда нужно быть готовым к неожиданностям. Ступать и садиться с осторожностью, считать до десяти в случае внезапного взрыва эмоций. И никогда не повышать голос. Есть старинная мудрость: если вы покажете страх, вы погибли. Если начнете кричать, потеряете уважение школьников и не сможете справиться с проблемами дисциплины.

Если все тихо и спокойно в течение долгого времени, на всякий случай проверяйте, не готовят ли вам или сокласснику неприятный сюрприз. Это не означает, что вас не любят. Просто дети есть дети. Спрятав учебники, поставив на учительский стол горшки с цветами с подоконников, выключив все приборы, они не думают, что могут сорвать урок. Кому-то одному может быть было скучно или любопытно узнать, что будет, и он подговорил остальных принять участие в проделке или не мешать ему развлекаться.

Общение с родителями. На другой день после того, как мои мальчики постояли на головах, я подошла к своему кабинету и обобмлела. В коридоре толпились практически все родители втрооклассников. Что случилось?! Раздались дрожащие голоса: мальчишки рассказали дома о своей выходке. Чего испугались родители? Вдруг я поставлю всем «двойки» в журнал. Нет, мое состояние родителей детей не волновало; они переживали за своих детей. У меня в руках мощное оружие – классный журнал. Реагировать можно по-разному, все зависит от вашего настроя, от жизненной позиции. В конце недели я прошла по всем родительским собраниям и сказала одинаковую краткую речь: «Я не стою около вашего зубоврачебного кресла или прибора – вы не приходите к моей классной доске. Если будет нужно, я вас вызову». Взрослые успокоились. По закону, за поведение детей отвечают их родители, за образование отвечают учителя.

К вопросу о зеркалах. Не зря говорят, что дети – это зеркало родителей. Родители тоже зеркало своих детей. Однако это не всегда верно. Если кто-то ведет себя крайне агрессивно, разговаривает громко и грубо, возможно, он просто копирует стиль поведения одного или всех домашних. Бывает, что ребенок ведет себя очень тихо, вежливо.  Дома у него может быть как благоприятная, так и неблагоприятная атмосфера. Либо он отражает своим поведением хорошее воспитание, либо старается быть незаметным, чтобы не навлечь на себя гнев. Обычно разницу видно, по-настоящему вежливый, воспитанный ребенок ведет себя естественно, не пугается, если к нему подходит взрослый. После своего самого первого дня в школе моя дочка с волнением выпалила: «Мама, всех детей по субботам родители пороют, что это значит?» Она не знала слова «пороть»…

Самый ценный совет, который я получила от одной классной руководительницы, начав работать в школе: «Ничего из того, что делают родители, нас не должно удивлять». Не все  родители всегда будут на стороне своих детей, хотя большая часть обычно все же защищает своего отпрыска, даже если он хулиган и лентяй. Если вам показалось, что родители ведут себя агрессивно, если вы думаете, что ребенку грозит наказание за малейший проступок или за плохую оценку, лучше промолчать. Как ни печально, родители в данном случае не союзники, а противники. Если же вы нашли общий язык с взрослыми, они будут вам помогать и всячески поддерживать. Удастся добиться взаимопонимания и работать сообща – можно добиться хороших результатов.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте