Последнее испытание для участников конкурса – “Разговор с министром”. Раньше его называли несколько иначе – “Круглый стол образовательных политиков”, но принципиально ничего не изменилось. Пятерым призёрам было предложено высказать своё мнение относительно того, как повысить конкурентоспособность и вывести нашу страну в число лидеров по качеству общего образования. Предлагаем вашему вниманию еще один взгляд на то, как всё прошло…
Открывая мероприятие, министр просвещения России Ольга Васильева подчеркнула, что в этом году конкурс стал открытым, как никогда, все его этапы любой желающий мог отследить в Интернете, все уроки конкурсантов находятся в свободном доступе. И в этом можно убедиться прямо сейчас.
– Если рассматривать проблему конкуренции в мировом масштабе, то здесь вполне уместно провести аналогию с нашим конкурсом, – высказал своё мнение учитель истории, обществознания и права псковского лицея № 4 \”Многопрофильный\” Илья Казанцев. – Если каждый будет вести себя достойно, уважать других, а главное – стремиться стать лучше самого себя, а не всех остальных, то, безусловно, образование от этого только выиграет. Но я бы хотел поговорить о человеке, от которого общий успех зависит в больше степени. (В зале понимающе закивали, поняв, о каком конкретно человеке идёт речь.) Я хочу поговорить об учителе. Ведь именно он помогает детям познавать мир, он развивает у них уверенность в себе и любовь к знаниям. И если в школе будут созданы все условия для нормальной работы, карьерного роста и профессионального развития учителей, наша страна обязательно выйдет в лидеры образования.
– Система образования должна целиком соответствовать культурным и нравственным категориям каждой конкретной страны, – убеждён учитель химии брянского городского лицея № 1 им. А. С. Пушкина Юрий Клюев. – Поэтому я считаю, что наше образование должно быть подчёркнуто русским, российским. Не надо постоянно пытаться внедрять у нас иностранные модели, нужно выстраивать собственные подходы и поддерживать свои традиции. Это касается, в том числе, и самых разнообразных заимствований в языке, американизмов и англицизмов. (В зале опять закивали, вспомнив выступление главы минпроса, где она предложила очистить наши учебники от нерусских слов, заменив их отечественными аналогами.) И я согласен с коллегой – всё зависит от учителя, а значит, нужно постараться сделать так, чтобы в педвузы и на педагогические факультеты шли исключительно мотивированные люди, а не те, кто просто не поступил куда-то ещё. Для этого предлагаю вернуться к практике создания в школах профильных педагогических классов. Выращивать хороших учителей нужно с детства!
– Когда говорят о том, что мы отстаём от других стран в плане образования, обычно ссылаются на результаты международных исследований и рейтингов, – напомнил учитель истории и обществознания гимназии № 9 г. Химки Московской области Григорий Назаров. – Но ведь эти исследования оценивают метапредметные навыки. А действительно ли такие навыки важнее предметных? Я не знаю. По моему мнению, не нужно пытаться постоянно кого-то догонять и перегонять, надо искать свои собственные пути развития, в которых мы будем вне конкуренции. Но для этого необходимо, в первую очередь, обеспечить учителям достойную зарплату.
– Чтобы стать лидером, нужно сначала понять, по каким критериям у нас их отбирают, – считает учитель обществознания и права грозненской математической школы № 1 имени Х. И. Ибрагимова Чеченской Республики Алихан Динаев. – Например, по результатам ряда международных исследований Россия в целом и Москва в частности занимают очень высокие позиции. Однако это касается, в основном, детей младшего школьного возраста. А вот в старшем, увы, наши ребята демонстрируют совсем иной уровень компетенций, утрачивая способность рассуждать, работать в команде, совместно находить решение проблем. Мне кажется, это во многом потому, что в начальной школе у детей один учитель, который знает каждого ребёнка и наблюдает его развитие в системе, по всем направлениям. А уже с 5 класса приходит сразу много учителей и каждый начинает оценивать их по-своему, тянуть одеяло на себя, пытаясь внушить, что именно его предмет самый важный. Конечно, это не значит, что и в старших классах один педагог должен преподавать все предметы. Но надо создавать методические советы по параллелям, в которых педагоги обсуждали бы не успехи своих учеников по отдельным предметам, а проблемы, которые мешают их развитию.
– В названии темы, предложенной нам к обсуждению, для меня самым главным является слово КАК, – признался учитель информатики и ИКТ, технологии московской школы № 1540 Игнат Игнатов. – Я думаю, что этот вопрос уместно задать каждому, кто так или иначе связан с образовательным процессом, и спросить его, что конкретно он может сделать для повышения качества образования. Ведь достичь успеха можно лишь при условии, что в этом будут заинтересованы и учителя, и ученики, и родители, и чиновники, и работодатели. Только вместе мы сможем вывести страну в лидеры!
Приглашённый на мероприятие в роли ведущего известный политолог и публицист Дмитрий Куликов, выслушав ответы конкурсантов, отметил, что он поражён их идеологической смелостью.
– Да, я точно так же, как и вы, убеждён: самый главный человек в школе – именно учитель! – заявил он. – Более того, я считаю, что установка “главный в школе – ребёнок” является мощным фактором разрушения российского образования. Всё в школе, включая, конечно же, и успехи учащихся, и то, насколько они будут заинтересованы наукой, кем они захотят стать и какими людьми станут, зависит, конечно же, от педагога, от его профессионального мастерства.
Подводя итоги этого “диалога”, Ольга Васильева отметила те моменты выступлений конкурсантов, которые ей особенно понравились, а заодно поинтересовалась, какие книги они прочли за последнее время. Оказалось, что Юрий Клюев освоил “Отверженных” Виктора Гюго, Григорий Назаров – “Воскресение” Льва Толстого, Илья Казанцев – “Айвенго” Вальтера Скотта, Игнат Игнатов – “Правила жизни” Януша Корчака, а Алихан Динаев – “Смерть Ивана Ильича” Льва Толстого. Их выбор министр одобрила.
Фото автора
Комментарии