Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Самые острые проблемы – экономические

Учительская газета, №47 от 20 ноября 2012. Читать номер
Автор:

Парламентские слушания, посвященные законопроекту «Об образовании в РФ», вызвали бурный интерес у самых разных слоев российского общества, и в первую очередь, разумеется, у педагогов (см. «УГ» №46 от 13 ноября). Сегодня мы публикуем отрывки из наиболее ярких выступлений на этих слушаниях.

Зинаида ДРАГУНКИНА, председатель Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Совета Федерации РФ:Тревожат рискиСреди рисков, которые тревожат субъекты в связи с принятием закона, конечно, финансовые и кадровые. Как известно, главные региональные полномочия – обеспечить доступность и качество обучения и воспитания. И если задача обеспечения доступности школьного образования в городах и крупных поселениях практически решена, то сложности остаются с малыми селами, особенно в таких регионах, как Иркутская, Томская области, Красноярский край, Республика Коми, Якутия, то есть в субъектах с низкой плотностью населения и высокой долей малокомплектных школ в структуре всей школьной сети. Чем меньше населенный пункт, в котором находится такая школа, тем сложнее и дороже обходится организация образования, естественно, для регионального и муниципального бюджета. Поэтому для регионов очень важно, что в новом законе финансирование малокомплектной школы не зависит напрямую от числа учеников.Сенаторов особенно тревожит проблема сохранения сельских и малокомплектных школ. Нет школы – нет села, именно так обосновывают коллеги необходимость возвращения в текст законопроекта права для схода граждан решать вопрос реорганизации и ликвидации сельских малокомплектных школ. Поэтому мы считаем, что, как было закреплено в статье 34 Закона «Об образовании», ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения должна допускаться только с согласия схода жителей населенных пунктов.Закон трудно сделать вполне совершенным, особенно по таким вопросам, как образование, всегда будут оставаться проблемные точки, но еще раз хочу сказать: главное, что многие вопросы решены, не замечать сделанного сегодня властью невозможно.Сергей НАРЫШКИН, спикер ГД РФ:Судьбу малокомплектных школ должны решать сами жителиДва базовых принципа – повышение качества и доступность образования – содержатся в принятом три недели назад в первом чтении законопроекте «Об образовании в РФ». Законопроект прошел самое широкое общественное обсуждение: еще до момента его официального внесения в парламент к нам поступило около 20 тысяч поправок. У наших граждан еще вызывает опасения, например, модель стипендиального обеспечения, резонансной остается тема льготы по оплате коммунальных услуг для учителей сельских школ. Мы должны найти такое решение, чтобы эта категория педагогов не ухудшила в будущем свое положение. Много обращений поступило по таким вопросам, как закрытие малокомплектных школ: в обращениях предлагают, чтобы при решении такого рода вопросов учитывалось мнение населения того или иного населенного пункта или района.Успех реализации будущего закона будет зависеть, конечно, от многих факторов, в том числе от качества подзаконных актов. Формы парламентского контроля могут быть разными. Это и ежегодный отчет правительства о результатах своей работы – эта норма зафиксирована в Конституции Российской Федерации, и правительственные часы, на которые приглашают членов правительства, министров. Но, учитывая ключевое значение сферы образования, я предложил бы подумать о том, чтобы в качестве нормы будущего закона зафиксировать представление ежегодного отчета или доклада правительства о реализации государственной образовательной политики, отчеты и доклады, которые правительство представляет в Государственную Думу. Ведь наша общая задача, задача всех ветвей власти – сделать образование качественным, современным и конкурентоспособным.Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ:Самое ценное – людиЗаконопроект не только сохраняет все существующие социальные гарантии в плане образования, но и создает новые, что не менее важно, прописывает реальные механизмы реализации этих социальных гарантий.Многие предложения по доработке законопроекта ко второму чтению касаются закрепления в нем социальных гарантий и мер поддержки педагогических работников и обучающихся. По вопросу обеспечения права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления, освещения статья 114 законопроекта устанавливает прямой запрет на снижение размеров и условий обеспечения трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников и студентов, предоставляемых на день вступления в силу федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Это означает, что соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления обязаны будут предоставлять педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления, освещения в порядке и размерах, не менее установленных на сегодняшний день законодательством Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Кроме того, часть 9 статьи 48 законопроекта закрепляет право органа власти местного самоуправления по установлению дополнительных гарантий и мер социальной поддержки педагогическим работникам. Таким образом, создается реальный механизм усиления социальной поддержки учителей, работающих в сельской местности.Законопроектом предусмотрено, что нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают затраты на оплату труда педагогических работников с обязательным учетом обеспечения уровня их средней заработной платы, который определяется в соответствии с решением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Предусмотрено доведение в 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до уровня средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе, к 2018 году – средней заработной платы преподавателей, мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до уровня средней заработной платы в регионе, а преподавателей высших учебных заведений – до двукратного уровня средней заработной платы по экономике соответствующего региона.В федеральном бюджете средства на формирование государственного задания федеральным образовательным учреждениям в полной мере заложены с учетом повышения заработной платы, принято решение по объему тех трансфертов, которые будут осуществляться в пользу региональных бюджетов на обеспечение их сбалансированности с учетом выполнения этих индикаторов по заработной плате. Речь идет о дополнительном финансировании в сотни миллиардов рублей ежегодно. Что очень важно, это будут инвестиции в людей, в человеческий капитал, это самое ценное, что в нашей системе образования есть.Учитывая сжатые сроки рассмотрения законопроекта, мы активно ведем работу по подготовке тех проектов подзаконных нормативных актов, которые будут обеспечивать его реализацию. Я утвердил план, который предусматривает разработку более 70 нормативных правовых актов. Многие проекты уже разработаны. Обязательно по мере разработки эти проекты будут представлены именно в виде проектов для широкого предварительного обсуждения. Мы обещаем и гарантируем, что все эти подзаконные акты вступят в силу не позже того срока, когда вступит в силу сам законопроект.Александр ДЕГТЯРЕВ, председатель Комитета по образованию Государственной Думы РФ, доктор экономических наук, профессор:Льготы для сельских учителей будут сохраненыНаиболее остро и массово представители педагогического сообщества ставят проблемы, связанные с экономикой образования. В первую очередь к ним относятся законодательное закрепление принципа установления средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций всех типов на уровне не ниже средней зарплаты в соответствующем регионе, на территории которого расположена образовательная организация, сохранение права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, в рабочих поселках, на предоставление компенсации расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, законодательное установление для студентов гарантий минимального размера академической и социальной стипендии, платы за пользование общежитием.Вторая группа обращений не столь массовая, но от этого не менее значимая, содержала конкретные предложения по уточнению отдельных положений законопроекта и изменению редакции норм, которые следует учесть при его подготовке ко второму чтению. Пожалуй, самой острой в этой группе была тема изменения статуса образовательных учреждений начального профессионального образования и реализуемых ими образовательных программ при реорганизации системы начального профобразования. К сожалению, значительная часть обращений содержала только критику, причем часто необоснованную, тем не менее они все были учтены в нашей работе.Мы считаем, что важно закрепить в законопроекте решения Президента Российской Федерации, оформленные указами. Например, Указом президента №597 установлена норма по доведению средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней зарплаты в соответствующем регионе, установлены параметры увеличения средней зарплаты всех педагогических и научных работников системы образования. Конечно, в тексте законопроекта есть отсылка к решениям президента и Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по этим вопросам, но тема законодательного оформления положений указов президента по оплате труда красной нитью проходит практически во всех обращениях, поступающих в комитет. Поэтому мы считаем, что в этой части законопроект следует дополнить.Сейчас нам нужно в ходе консультации с экспертным сообществом сформулировать пакет предложений по тем нормам, которые должны войти, по нашему мнению, в так называемый лист ожидания и вноситься либо в проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием федерального закона «Об образовании в РФ», либо в сам этот закон в последующем.Галина МЕРКУЛОВА, председатель Общероссийского профсоюза образования:Необходим четкий механизм финансированияВ новом законопроекте нас постоянно интересовали вопросы социально-экономические, правовые. То, что сегодня находят поддержку те предложения, с которыми мы выступаем с июня 2010 года, мне очень отрадно.Мы полгода от Минфина вместе с Министерством образования и науки РФ добивались, чтобы был определен четкий механизм финансирования образовательных учреждений, общего образования школ и дошкольных учреждений в связи с разграничением полномочий по вертикали, чтобы это были субвенции, а не неизвестно какие трансферты. Мы категорически против того, чтобы из текста законопроекта исчезла гарантия на досрочную пенсию. Нам надо быть особо внимательными, так как любая двусмысленность, нечеткость формулировок приводит к тому, что потом каждый трактует статьи закона так, как ему удобно, и уж, конечно, не в интересах работников или студентов.NB! Смотрите и комментируйте в разделе «Видео» на сайте «УГ» выступление Галины Меркуловой.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту