search
main
0

Самоуправление в школе. Ответственнее взрослых

Население Республики РИТС очень серьезно готовилось к выборам своего президента. Этого государства нет на политической карте, но оно существует в реальности и было создано в гимназии в 1998 году. РИТС (развитие интеллектуальных и творческих способностей) означает школьное самоуправление, которое как раз и направлено на развитие инициативы и активности учащихся. Директор гимназии Любовь Сергеевна Волын считает: «Когда инициатива исходит снизу, она встречает большее понимание среди самих ребят. Исходя из опыта прошлых лет мы знаем, насколько ярким бывает общение вне учебных занятий. Сделать жизнь интересной, полной, насыщенной, увести детей от негативных проявлений, которые происходят в обществе, создать свою ауру, определенную социокультуру, которой должно отличаться любое учебное заведение, – к этому стремится весь наш педколлектив. Это – основная задача сегодняшнего времени».

Жизнь в гимназии действительно стала интересной, особенно в последний месяц. В октябрьском номере газеты «Гимназист» (эта ежемесячная «двухполоска» тиражом 700 экземпляров печатается в городской типографии вот уже шесть лет) были опубликованы предвыборные программы кандидатов с их портретами, памятка избирателю и избирательный бюллетень. Подобные выборы до этого проходили в гимназии уже трижды, и всякий раз они были альтернативными. О своих претензиях на право занимать высший пост школьного самоуправления заявили пятеро гимназистов: Александра Акиншина (9-й «А»), Алексей Волохов (10-й «В»), Тимур Галеев (9-й «А»), Андрей Рябченко (10-й «В»), Дмитрий Храмов (9-й «В»). Предвыборные программы кандидатов были в чем-то схожи, но отмечались и различия. Александра, например, предложила «ходатайствовать перед администрацией гимназии о поощрении детей и подростков за работу во внеурочное время»; Тимур – «оказывать помощь в работе нашим учителям»; Андрей – «оказать содействие и помощь в ремонте школьного радиоузла»; Алексей – «организовать обмен лидерами между учащимися других школ с целью обмена опытом»; Дмитрий – «проводить музыкальные перемены».

Для того чтобы избиратели (учащиеся 5-11-х классов и учителя) поближе познакомились с кандидатами, в середине ноября прошли дебаты, где каждый из кандидатов познакомил избирателей со своей программой. Получился откровенный разговор о наболевших проблемах, в том числе и о курении на территории школы, об отношении к наркотикам, обо всем, что волнует сегодня подростков. К средствам агитации вполне можно причислить и огромных размеров ватманский лист на стене у кабинета организаторов. В течение нескольких дней перед выборами любой желающий мог написать свое мнение о кандидатах.

И вот наступил день выборов. В стопроцентной явке никто не сомневался: не прийти на выборы означало ни много ни мало прогулять уроки, а это, знаете ли, чревато даже во времена демократии. С первым школьным звонком (примерно как с «первыми петухами») избирательная комиссия, разделившись на две части, начала шествие по классам, где в ожидании томились избиратели. Каждый, включая педагога, который вел урок, получал избирательный бюллетень. Проголосовав по общепринятым правилам (а в бюллетене помимо фамилий кандидатов была предусмотрена и строка «Против всех»), избиратели опускали бюллетени в опечатанную урну, не отходя от парты. Примерно к полудню шествие закончилось, и в штабе проголосовали сами члены избиркома. Затем председатель избирательной комиссии Мелине Давтян (11-й «Б») сняла пломбы с избирательных урн, и начался подсчет голосов. Результаты таковы: А. Волохов – 161, А. Рябченко – 117, А. Акиншина – 84, Д. Храмов – 71, Т. Галеев – 34, против всех – 25. Согласно протоколу избиркома всего изготовлено бюллетеней – 696, учащихся в РИТС – 542, проголосовало учащихся – 467, проголосовало учителей – 34, погашено неиспользованных бюллетеней (отрезан уголок. – Р.К.) – 195, испорченных бюллетеней – 9. Несколько слов о результатах. Комиссия строго следила за соблюдением ею же написанных правил. Например, к испорченным бюллетеням были причислены и такие, где помимо (или – вместо) заветного «крестика» или «галочки» красовались «сердечки» или тем паче словесное выражение эмоций «Ты – супер!» или что-то в этом роде.

Значительный отрыв Волохова и Рябченко от остальных претендентов, на мой взгляд, объясняется несколькими причинами. Во-первых, 10-й «В», в котором они учатся, – кадетский класс, не так давно принимавший присягу. Впервые в истории города в общеобразовательном учебном заведении набран класс, выпускники которого преимущественно будут ориентированы на поступления в вузы силовых министерств – ФСБ, МВД, МЧС, МО. После принятия присяги все гимназисты 10-го «В» называются кадетами, в школу ходят в камуфляжной форме (кстати, в этом классе – 4 девочки), и уже хотя бы поэтому они – на виду, то есть более мощной PR-кампании трудно придумать. И еще один аспект, который нельзя обойти вниманием. Школа (не именно эта, а вообще любая) – не более и не менее, чем слепок общества в целом. А общество наше, и это ни для кого не секрет, пребывает в известной степени хаоса. И вполне возможно, что избиратели-гимназисты «клюнули» на внешние атрибуты порядка – подтянутость, выправку, ту же самую форму, наконец. В принципе ничего плохого в этом нет. Если голосуют, значит, доверяют, а если доверяют, значит, верят в перемены.

Если сравнивать тех, кто проголосовал «против всех» в стенах школы (25 из 550 – это примерно 4,5%), с теми, кто голосует на настоящих выборах за пределами школы (там это число порой превышает и 20% ), то можно с определенной долей уверенности считать, что молодое поколение завтрашних избирателей еще не поразил червь совкового нигилизма (вычеркну всех, пусть им хуже будет!). И вот именно эти результаты выборов, прошедших в гимназии №9 г. Невинномысска, лично мне кажутся наиболее впечатляющими.

Что касается дальнейшего развития событий, то 24 ноября в гимназии состоялась инаугурация вновь избранного президента Республики РИТС. Экс-президент Дмитрий Потемкин (11-й «А») на глазах восторженной публики сложил свои полномочия: снял президентский нагрудный знак и вместе с текстом присяги передал эти атрибуты власти Алексею Волохову. Алексей не без волнения прочитал текст присяги: теперь в его жизни наступил особый период, который, пожалуй, ни с чем не сравнишь.

А в самой гимназии наступили будни, те самые, что именуются прозой жизни. И выборы – это всего лишь урок, если хотите – урок демократии, который гимназия №9 сдала на пятерку!

Рубен КАЗАРЯН, Невинномысск, Ставропольский край

P.S.

В день выборов, 18 ноября, одна учительница призналась мне, что никогда не ходила на настоящие выборы, а на эти, школьные, пошла с удовольствием. Такие признания дорогого стоят…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте