Представим, что мы играем в шахматы. Что здесь важнее: знать правила или иметь опыт игры? Не зная правил, мы не сможем начать, не имея опыта, не выиграем. Выучить правила достаточно легко, значит, вопрос в том, как сделать так, чтобы даже небольшой опыт использовался самым эффективным образом и приносил победы. Настало время серьезно задуматься над этой проблемой. Я считаю, что проект стратегии развития образования в Москве на ближайшие семь лет предлагает решения, которые позволят сделать образование в нашем городе лучше.
Одним из таких решений должен стать личностно ориентированный урок. Личностно ориентированный урок – это не только создание учителем благожелательной творческой атмосферы, но и постоянное обращение к субъективному опыту школьника. Эта работа предполагает использование на учебном занятии различных форм педагогического взаимодействия, способствующих сотрудничеству учителя и обучающихся, обеспечивающих совместное освоение программного материала, а также анализ процесса учебной работы.Ученик должен иметь возможность максимально использовать собственный опыт, удостоверяя им слова педагога, а не безоговорочно принимать все, что сообщает учитель. Актуальность данной проблемы бесспорна, так как знания и умения нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Основной замысел состоит в том, чтобы раскрыть желание учеников познавать, задание перевести в соответствующее научное содержание и тем самым добиться «присвоения» освоенного знания. Личностно ориентированный урок немыслим без самостоятельной работы на всех его этапах.Ученик должен приобрести как можно больший опыт самостоятельной работы, так как именно такой подготовки учащихся в школе требует время. Совершенно очевидно, что самостоятельная работа не просто является важной формой образовательного процесса, она должна стать его основой в современной школе.Во-первых, стоит использовать проверенные временем различные виды организации самостоятельной работы учащихся: работа с книгой, решение и составление задач, устные и письменные дифференцированные проверочные работы, включая взаимоконтроль и самоконтроль. Актуальность этих видов деятельности объясняется тем, что сейчас, когда развитие науки и техники происходит чрезвычайно быстро, когда делаются все новые и новые научные открытия, большую значимость приобретают такие умения, как читать насыщенный информацией текст, вычленять из него главное, ставить перед собой вопросы и находить в тексте ответы на них, определять, что осталось не выясненным до конца, четко формулировать, что именно надо выяснить, обращаться за справкой к другому разделу книги или другой литературе.Во-вторых, приобретению важных навыков самостоятельной работы способствуют, на мой взгляд, такие распространенные и эффективные методы, как: мозговой штурм, игра, групповая деятельность и коллективные способы обучения, кейсовые задания. Применение данных методов обучения на занятии выводит урок за его традиционные рамки, позволяет «отодвинуть» горизонт детских познавательных возможностей.Сегодняшняя педагогическая реальность действительно иная. Роль учителя трансформируется от «источника знания» к роли наставника и путеводителя детей по безбрежному океану образовательных возможностей, которые предлагает современная Москва. Очевидно, что самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях, от воспроизведения действий по образцу и узнавания объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. Организация самостоятельной работы обучающихся – это ответственная и сложная работа каждого учителя, открывающая новые профессиональные горизонты.Ирина ХИЖНЯК,учитель математики школы №1508
Комментарии