Способность преподавателя эффективно использовать дидактические функции интерактивных квестов открывает ему новые возможности для профессионального роста, способствует дальнейшему развитию познавательного интереса младших школьников, формированию новых мотивов их учебной деятельности, позволяет превратить изучение предметов школьной программы в более эффективный процесс.
Включение в урок интерактивных квестов позволяет учителю начальной школы создать условия, при которых учебно-познавательная деятельность вызывает у младшего школьника интерес и яркие положительные эмоции.
Совокупность приятного оформления, разнообразных заданий, анимации, наглядности, спецэффектов и наличие возможности дополнить квест своими материалами, отражающими личностный опыт, превращают обычный процесс отработки навыков в увлекательный урок-квест. Ученик порой даже не замечает, как увлекается процессом прохождения квеста. При ошибочном ответе всегда есть возможность вернуться на предыдущий этап и заново приступить к заданию.
Квест позволяет учителю с помощью анимационных средств, аудио- и видеоизображений смоделировать и реализовать задания, приближенные к реальности, которые невозможно было бы выполнить в условиях традиционного урока (покупка книги в магазине, путешествие в другую страну).
Квесты можно наполнить диаграммами, анимированными трехмерными моделями, историческими документами, видеосъемками реальных событий. Использование в задании квеста видеофрагмента предоставляет учителю возможность ознакомить младших школьников с явлениями, которые невозможно или небезопасно воспроизвести на уроке (пожар, наводнение). Учет вариативности заданий в квесте, их сложности и количества для учащихся разного уровня подготовки позволяет не только формировать нужный навык, но и реализовать принцип индивидуализации обучения.
В квесте возможно реализовать косвенный вариант коррекции. При неверном ответе на вопрос ученик может получить подсказку в виде дополнительной информации по данной теме или в виде грамматического правила. Мы не даем в этом случае верного ответа, а помогаем ученику самостоятельно выполнить задание квеста.
Соревновательный дух, возникающий у учащихся при выполнении заданий, и необычная форма представления материала способствуют высокой концентрации внимания младшего школьника. Если квест рассчитан на несколько уроков и выполняется группой учащихся, то учитель разрешает ученикам самостоятельно выбирать способы оформления и предоставления информации, а значит, учебный процесс не только адаптируется под интересы и потребности младших школьников, но и раскрывает возможности учащихся и содействует их дальнейшему развитию.
Чтобы младший школьник почувствовал успех, ему следует оказывать при выполнении квеста необходимую и своевременную помощь. Рассмотрим, как это можно реализовать в квесте по английскому языку. С помощью функции «гиперссылка» учитель добавляет на слайд квеста словарь, к которому учащийся может обратиться при возникновении языковой трудности при работе с текстом, что является неоспоримым преимуществом перед бумажными носителями информации. Учащемуся потребуется гораздо меньше времени на то, чтобы найти нужное слово и успешно выполнить задание.
Преобладающая в средней школе форма контроля в виде тестовых заданий, где нужно выбрать правильный ответ, в начальной школе должна быть заменена на другую форму, сочетающую игровую и контрольную деятельность, создающую соревновательный характер, позволяющую использовать различные виды деятельности и учитывающую психологические особенности младших школьников. Вот почему наиболее приемлемой формой контроля в данной ситуации является урок-квест, выполненный в редакторе Microsoft PowerPoint, который позволяет преподавателю создавать слайды, содержащие видео, звук, текст, таблицы, диаграммы, фигуры, значки, анимацию, трехмерные модели. Урок-квест станет эффективной формой промежуточного и итогового контроля.
Благодаря реалистичным изображениям изучаемых объектов, созданным с использованием современных цифровых технологий, у учащихся возникает ощущение соприкосновения с окружающей действительностью, что в дальнейшем способствует формированию целостного мировоззрения.
Именно в начальной школе компьютер учащегося становится не только средством развлечения, но и инструментом предметной творческой деятельности.
Таким образом, урок-квест как эффективная образовательная технология позволяет учителю решить целый комплекс поставленных задач: сочетать разнообразные виды наглядности; удерживать внимание благодаря включению анимационных эффектов; повышать мотивацию; развивать познавательный интерес; расширять кругозор младших школьников; уменьшить чувство страха перед контрольной работой, провести урок в нестандартной динамичной форме; целенаправленно работать над формированием ИКТ-компетентности учащихся начальной школы.
Анна ПАСТУХОВА, учитель английского языка Курчатовской школы, аспирант Московского городского педагогического университета
Комментарии