Целью патриотического воспитания детей является создание условий для формирования значимых морально-психологических качеств и установок школьников, готовности их к активному проявлению в различных сферах жизни общества и особенно в вооруженной защите Отечества на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностях.
Деятельность системы дополнительного образования школы в формировании чувства патриотизма у молодежи и реализации патриотического воспитания детей приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально полезной деятельности.
Наиболее эффективной формой внеурочных занятий являются творческие объединения и клубы военно-патриотического характера, так как они охватывают все направления военно-патриотической работы и позволяют придать военно-патриотическому воспитанию наиболее массовый характер. Деятельность обучающихся осуществляется на учебных занятиях военно-патриотических объединений, военно-спортивных слетах, экскурсиях, в рамках походов по родному краю, проведения зимних и летних профильных лагерей патриотической направленности, организации поисковых экспедиций.
Широкое распространение получает организация профильных военно-спортивных лагерей для подростков, в которых ребята знакомятся с армейской жизнью, с требованиями общевоинских уставов Вооруженных сил РФ, занимаются по некоторым разделам боевой и тактической подготовки, получая знания, умения и определенные навыки, необходимые для будущих солдат. Армия перестает казаться для них чем-то неведомым и страшным.
Интеграция различных форм патриотической работы в значительной мере преодолевает разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специ­фическими задачами.
Система патриотического воспитания подростков в рамках дополнительного образования включает в себя:
комплекс воспитательных мероприятий, связанных с формированием:
– потребности стать патриотом;
– патриотического мировоззрения и патриотических чувств;
– уважения к Вооруженным силам России и их боевым традициям и ритуалам, формирование интереса к изучению военного дела;
– морально-психологических качеств, необходимых при выполнении задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов;
– знаний основ военного дела и умений применять их на практике;
– необходимых физических качеств подростков;
педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями; управляемую деятельность подростков по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов.
В рамках системы дополнительного образования решаются следующие задачи:
образовательные:
– создание условий для приобретения обучающимися новых знаний, умений, навыков и компетенций в области естественно-географических, исторических и технических наук, физической культуры и спорта, основ безопасности жизнедеятельности;
– обеспечение практического закрепления знаний, умений, навыков, полученных при изучении предметов «Окружающий мир» и «Основы безопасности жизнедеятельности»;
– содействие в формировании первоначальных знаний об истории, назначении и структуре Вооруженных сил Российской Федерации, вооружении и военной технике армии России, о размещении и быте военнослужащих;
воспитательные:
– формирование у младших школьников первоначальных мотивационных установок патриотической направленности;
– создание условий для воспитания у детей гордости за свою страну, уважения к государственным символам Российской Федерации, Вооруженным силам, их боевым традициям, военной профессии;
– формирование у обучающихся интереса к военной службе;
– воспитание морально-волевых качеств;
развивающие:
– формирование у детей социальной активности;
– повышение культурного уровня обучающихся, формирование первоначальных представлений и навыков о правилах поведения, основах воинского этикета и выполнения воинских ритуалов;
– создание условий для формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни и желания быть полезным своей Родине.
Для учащихся быть патриотом – это значит прежде всего быть достойным гражданином своей страны; хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооруженных силах. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения, важно увлечь учащихся примерами отечественной истории, напомнить им, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников. Стремление воспитать учащихся патриотами должно подкрепляться обучением общественно полезному делу – защите Отечества. Ожидаемый результат патриотического воспитания: у детей и подростков будут сформированы важнейшие социально значимые качества – гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству.

Педагог дополнительного образования должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. В связи с этим остро стоит задача повышения его педагогической культуры как совокупности личностных и профессиональных качеств, позволяющих педагогам дополнительного образования успешно осуществлять педагогическую деятельность. Специфика профессиональной деятельности педагогов данной категории, в том числе ее практико-ориентированная направленность, требует особого подхода к организации и содержанию процесса повышения квалификации.

Альберт ТАЖИЕВ,
воспитатель кадетского класса школы №777