Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Самолет летит, мотор работает…

Учительская газета, №38 от 22 сентября 2009. Читать номер
Автор:

«ЕГЭ» – слово, недавно появившееся в нашем языке, – вызывает сегодня самые противоречивые чувства. О проблемах, которые высветила итоговая аттестация выпускников средних школ 2009 года, впервые проведенная в форме единого государственного экзамена, говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию доктор физико-математических наук, профессор Университета РАО Виктор ШУДЕГОВ.

– Виктор Евграфович, на пресс-конференции 23 июня в РИА «Новости» руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования Любовь Глебова подытожила результаты ЕГЭ-2009: «Тезис о том, что система образования дает некачественное образование, не подтвердился. У нас нет снижения качества образования, у нас есть повышение требований к этому качеству». Так ли это?

– По мнению социологов, напротив, качество образования за последние годы ухудшилось, и данные ЕГЭ не совсем объективны. Если бы заранее объявили количество баллов, которое нужно набрать по тому или иному предмету для получения предварительной оценки, это бы соответствовало объективности. Но ведь сначала выпускники сдавали ЕГЭ, а затем планка двигалась вниз или вверх с учетом того, чтобы не оказалось слишком много молодых людей в вузах и чтобы не слишком много их оказалось среди безработных. Фактически объективность подменили целесообразностью. Вызывают сомнение результаты, представленные южными республиками, где очень высокий процент «стобалльников». Это, конечно, связано не с качественными знаниями школьников, а с недоработками проведения экзаменов в данных регионах. В прошлом году на двойки ЕГЭ по математике сдали 23,5 процента, а по литературе – 25 процентов выпускников, то есть каждый четвертый. Так быстро, за год, нельзя было качественно исправить данную ситуацию.

– Какие проблемы российского образования обозначил ЕГЭ-2009?

– Возникла проблема, связанная с выпускниками прошлых лет, не имеющими вкладыша о сдаче ЕГЭ. Им нужно было предоставить право выбора: поступать в вузы, сдавая обычные экзамены, или сдавать ЕГЭ и участвовать в конкурсе на общих основаниях. Еще одна проблема – нехватка общежитий для студентов, приехавших из сельской глубинки, из других регионов. Если в советское время немосквичей в вузах страны было приблизительно 7 процентов, а в последние годы около 30, то сейчас эта цифра может приблизиться к показателям советского времени. Но и процент отчисляемых после первого семестра среди них достаточно высок. Этим ребятам приходится нелегко: жить в столице и учиться в вузе на бюджетном месте дороже и труднее, чем в других городах и областных центрах жить и учиться платно в негосударственных или при государственных вузах.

Серьезная проблема связана с правом абитуриентов подавать заявления в неограниченное число вузов и без ограничений выбирать специальности. В среднем каждый приносил документы в 7 высших учебных заведений и выбирал 4 специальности. После вступительных экзаменов началась массовая миграция абитуриентов с оригиналами аттестатов в вузы, где они получили нужное количество баллов, из-за чего многие центральные вузы столицы, планка которых слишком высока, недобрали студентов.

«Пострадали» приемные комиссии – на них обрушился огромный поток документов со стороны абитуриентов. Целесообразно было бы вузам на свои специальности объявить проходные баллы, тогда количество виртуальных абитуриентов существенно бы уменьшилось. Обозначилась и проблема с олимпиадниками – их немного, но они претендовали на поступление в самые престижные вузы. Следующая проблема – справка об инвалидности. Такую справку можно было купить за 50-80 тысяч рублей. Лазейка появилась – ею воспользовались. Сейчас многие документы проверяются, делаются соответствующие выводы.

Думаю, приемная кампания-2009 стала самой запоминающейся для всех вузов и высветила огромное количество недостатков, над которыми работать и работать.

– Запущен очередной образовательный механизм. Представим, что во вновь сконструированной машине, например в самолете, так же много недоделок, как в ЕГЭ, а самолет уже летит, мотор работает… Что его ждет?

– Нас спасает то, что российские реформы часто начинаются и не заканчиваются. Может быть, придет время – ЕГЭ себя изживет. Но сегодня 70% населения «за» ЕГЭ, поэтому машину нужно доделать.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту