Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Раздвигая границы

Самое интересное и малоизученное – космос

Астрономы значительно помолодели
УГ - Москва, №18 от 4 мая 2021. Читать номер
Автор:

Бородач в колпаке со звездами и телескопом, ученый с картами звездного неба – такая ассоциация возникает при слове «астроном». Современные звездочеты совсем не такие. Вместо ночного неба они смотрят в монитор компьютера, да и звезды открывают IT-технологии. Вот таких специалистов по космосу и звездам готовят в астрономической школе «Траектория», где школьников азам астрофизики и космологии учат настоящие ученые, да еще и не один год.

 

Марафон в космос

В единственную в России астрофизическую школу «Траектория» во время весенних каникул 44 школьника со всей страны съехались на очные занятия. Чтобы оказаться среди этих счастливчиков, нужно было, будучи учеником 8‑го класса, пройти конкурсный отбор: решить задания по физике, математике, астрономии, написать эссе и объяснить, почему хочется изучать астрономию. Ученики астрошколы учатся с 9‑го по 11‑й класс. Три года ребят ждет полное погружение в астрономическую жизнь. В этом и уникальность учебы в бесплатной школе «Траектория». Это не олимпиада и не летний лагерь, когда нужно выдать хороший результат за короткий период времени. Это своего рода марафон, который преодолеет только трудолюбивый, упорный и замотивированный участник. Не все поступившие оказываются в списке выпускников. Кто-то не выдерживает дополнительной, причем серьезной, нагрузки, кто-то разочаровывается в профессии, а кто-то рассчитывает на подготовку к олимпиадам. В прошлом наборе из 45 учеников школы выпустились 28 человек, и каждый из них точно знает, что хочет связать свою жизнь с наукой. А фонд «Траектория», который и организовал бесплатную астрошколу, им в этом помогает: премируют выпускников за статьи в научных журналах, чем серьезней издание – тем выше гонорар.

 

Рядом, несмотря на расстояние

Три года ребята занимаются онлайн и офлайн. Смотрят видео, слушают лекции ученых, участвуют в семинарах. Программа насыщенная и превосходит школьную по сложности и объему. Чтобы дети справились и не сошли с дистанции, им помогают тьюторы – молодые ученые, студенты, выпускники предыдущего набора астрошколы. Они на связи 24/7, отвечают на вопросы, помогают разобраться с материалом и просто поддерживают. Весной и летом ребят собирают на очные занятия. В этом году, например, занимались в Звенигородской обсерватории Института астрономии РАН. За 10 дней 44 школьника из разных городов России познакомились с астрофизиками, выполняли практические задания, наблюдали небесные объекты в большие телескопы, выбирали научных руководителей и темы научных работ. Создать научный труд – в этом и задумка школы.

– Мы не ставим задачу вырастить астрофизиков. Наша цель – показать, что такое наука, как она делается в реальности. Чтобы дети познакомились с настоящими учеными, которые делают науку здесь и сейчас, увидели, что этим можно зарабатывать и, более того, работать в разных точках планеты. Мы хотим увлечь их процессом познания, увлечь естественно-научными направлениями, чтобы они понимали процесс и умели работать с информацией, – говорит учредитель фонда «Траектория» Михаил Юрик.

Тем более наука сейчас в моде. По данным ВЦИОМ, 64% россиян хотят, чтобы их дети работали в сфере науки. А 51% респондентов считают, что основная цель участия России в освоении космоса – развитие науки и высоких технологий.

 

Необычные задания

Дети были в восторге от очной школы. Каждый день новые знания в необычном формате. Это не просто решение задач по учебнику, а практика. Например, измерить расстояние на расстоянии. Ребята работали в командах и рассчитывали расстояние до противоположной стены актового зала. Сходить с места нельзя. Пользоваться можно только линейкой, карандашом и транспортиром. Все справились. Некоторые нашли даже не одно решение такой на первый взгляд невыполнимой задачи.

Игорь увлекся астрофизикой в прошлом году после олимпиады в родном Санкт-Петербурге. Настя из Новосибирска уже занималась в городской астрофизической школе и вышла на новый уровень.

– Рано или поздно придется выбирать профессию, я решила попробовать самое интересное и малоизученное – космос, – поделилась Полина из Москвы.

Измерение расстояния методом параллакса – это было первое занятие в тот день. Потом еще пройдут лекции по астрономии, будут английский и программирование. Если погода позволит, ребята отправятся в обсерваторию наблюдать за ночным небом, и учебный день закончится в 22.15, а в 23.30 – отбой. Лекции длятся по полтора часа, участники школы привыкают к студенческому расписанию. Вся учеба в астрошколе направлена на подготовку детей к высшему образованию и становление научного склада ума. Углубленные знания по физике и математике, английскому и программированию позволят им выбрать вуз, который максимально раскроет их способности. Даже если это и не будет связано с астрофизикой. Хоть астрошкола и не дает никаких льгот при поступлении и не начисляет дополнительные баллы, по опыту предыдущего набора ученые из разных вузов, даже иностранных, присматривают себе перспективных учеников.

 

Маргарита ТИМОФЕЕВА

 


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt