search
main
0

Самое главное – уклад школы. Выступление на научно-практической конференции в рамках «Дней московского образования на ВВЦ»

Я очень рад, что в последнее время наконец-то вспомнили о таком понятии, как уклад. Нынче говорят об укладе школы, но, хочу сказать, что, пожалуй, нет никакой другой сферы жизни, которая бы так нуждалась в особо созданном укладе. На сайте «Школы будущего» был проведен опрос, который показал следующее. На вопрос: «Что вас не устраивает во сегодняшней школе?» – 70% опрошенных ответили так: «Не устраивают взаимоотношения учителей и детей», и только 35% не устраивают переизбыток информации, не слишком нужной в будущем, невозможность родителей влиять на процессы, происходящие в школе.

Опрос показывает, что, увлекшись в свое время только новыми предметами, особенно полюбив различные технологии образования, обучения и так далее, мы, видно, забыли об ощущениях ребенка в школе, о его нежелании бежать в школу. А ведь это очень важно, и это усугубляется с каждым годом. В этой связи могу сослаться на серьезные исследования, которые были проведены и которые показывают, что скрытое учебное содержание зачастую оказывает гораздо более влияние на развитие личности, чем официальная программа, которая дается на уроках. Школа будущего должна ответить на эти проблемы и повлиять на внутришкольное устройство, на уклад.

Мы все хотим построить справедливое, гуманное, толерантное гражданское общество. Но это невозможно сделать без школы, школа должна быть толерантна к ребенку, школа должна быть гуманной по отношению ко всем, кто в нее ходит, без этого никаких граждан не получится. Поэтому, как мне кажется, укладу школьной жизни нужно уделять гораздо больше внимания, потому что этот самый уклад нельзя создать извне, потому что его нельзя проверять по каким-то документам. Чтобы оценить школьный уклад, должно быть что-то другое.

Новый уклад предусматривает безусловное равенство детей и взрослых в школе. Равенство не умственное, равенство во взаимоотношениях, равенство в принятии решений, равенство в выраждении точки зрения. В школе будущего учитель не должен будет говорить ученику того, что ученик не может сказать учителю. На конгрессе школ самоуправления в Нью-Йорке ребят из разных стран попросили написать слова, которые им говорят учителя, когда они чем-то недовольны. На китайском, японском, польском, русском языках они написали те самые слова, которыми учителя выражают недовольство. На первое место на всех языках вышла фраза: «Закрой рот». Вот это ощущение: «Закрой рот, что надо, тебе скажут!» – важное ощущение, потому что оно исключает равенство учителя и ученика. Учитель и ученик должны вместе обсуждать и писать социальные нормы и правила жизни в школе. Правила не будут выполнять, если они чужды учителю и ученику. В Москве много делается для ученического самоуправления, но мало говорится о соуправлении школы учениками, учителями, родителями. Школы могут управлять, а ребята нет, им доверяют в лучшем случае организацию досуга, поругивание двоечников и так далее. Для школы будущего важно создание истинного соуправления.

Мы сделали такую модельную вещь, как детско-взрослая экспертиза уклада школьной жизни. Мы проводили такую экспертизу в школах России и получали хорошие результаты. Но странная вещь, только пять московских школ согласились провести эту экспертизу. Оказалось, что школы боятся такой экспертизы больше всего, хотя привыкли к любым проверкам, экспертизам, аттестациям и аккредитациям.

Одной школе не разработать школьный уклад, у нас работал ВНИК, мы составили программу действий и даже план с разными мероприятиями. Понятно, что уклады школ №57 и №45 – это не одно и то же, в каждой школе есть свои особенные черты. Все существующие школьные уклады нужно изучать. Решение этого вопроса должно помочь нам получить новую школу – школу будущего, школу, в которой ребенку будет хорошо.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте