search
main
0

Самое главное – научить учителей

Английский философ Фрэнсис Бэкон говорил: «Время есть величайший из новаторов». Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в новое время со старыми стандартами войти нельзя.

Как показала массовая практика, задача формирования новой личности (об этом говорят в России уже с 90-х годов) неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Внедрение нового образовательного стандарта общего образования в современных условиях является тем средством, которое призвано обеспечить планируемый уровень качества образования, обеспечить внедрение в образование целый ряд давно обсуждаемых инноваций. Среди них: внедрение различных форм организации учебной деятельности учащихся; возможность организации внеурочной деятельности учащихся по интересам во второй половине дня; использование различных видов оценивания достижений учащихся; увеличение доли вариативной части учебного плана. В новом поколении российских образовательных стандартов внимание в первую очередь обращено именно на результаты освоения образовательных программ, кроме того, стандарты устанавливают требования к условиям реализации программ и их структуре.Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, стала системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения стандарта. Важнейшим же требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС стало постоянное научное и методическое сопровождение, включающее помимо прочего постоянное консультирование всех участников данного процесса и мониторинг результативности образовательной деятельности.Я убежден, что профессиональное развитие педагога в существенной степени зависит от характеристик образовательной среды, участником которой он стал. Важнейшее качество личности педагога – потребность и способность к саморазвитию в образовательной социокультурной среде. Необходимо обеспечить педагогу возможность выбора вариативных путей совершенствования профессионализма, поощрять стремление к преобразованию педагогической ситуации.Подготовка образовательных учреждений округа к введению стандарта началась у нас еще три года назад, до официального L принятия итогового варианта 012 ФГОС НОО, когда в августе 2009 » года мы провели масштабную i межрегиональную конференцию ™ «Пути перехода начальной шко-1 лы на федеральный государ-| ственный образовательный s стандарт начального общего об-? разования второго поколения». На конференции выступали раз-работчики стандартов (на тот момент всех трех рассматриваемых вариантов), представители науки, авторы всех используемых в округе УМК, управленцы, представители родительской общественности, были определены основные направления деятельности педагогических коллективов, определяющие готовность образовательных учреждений к введению стандарта. С этого года первые 34 образовательных учреждения, наиболее готовых прежде всего материально-технически, кадрово и идеологически, под руководством авторских коллективов соответствующих УМК приступили в первых классах к экспериментальной отработке элементов и составляющих ФГОС. Начиная с 2009-2010 учебного года в нашем округе была организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей. Эта работа проводилась с привлечением средств массовой информации, государственных, общественных и иных организаций, заинтересованных в введении ФГОС. При этом образовательные учреждения, на первом этапе преимущественно дошкольные, стали у нас основными площадками проведения работы с общественностью, в первую очередь с родителями, по разъяснению необходимости введения ФГОС, его требований, механизмов введения, ожидаемых результатов. Параллельно с этим мы отчетливо понимали, что ключевой момент перехода на новые ФГОС – это создание необходимых условий, включая обучение преподавателей.Особое внимание в нашей работе на первом этапе было уделено повышению квалификации окружного методического и управленческого корпуса. В 2009-2010 учебном году окружной методический центр совместно с МЦКО разработал программу повышения квалификации для управленцев, методистов, актива заместителей директоров по начальному обучению и наиболее перспективных учителей по введению ФГОС, которую завершили в апреле 2010 года 120 человек. За год предварительной работы по подготовке к внедрению ФГОС их отличительной чертой стал еще более высокопрофессиональный и подготовленный состав учителей начальных классов. Их авторитет в социуме значительно вырос, все пилотные образовательные учреждения востребованы на рынке образовательных услуг, являются активными участниками инновационной и экспериментальной работы, социокультурными центрами своих районов.На модернизацию материально-технической базы пилотных школ нашего округа (закупку учебного и компьютерного оборудования) было выделено в 2010 году более 60 млн рублей. Все учителя первых классов пилотных учреждений в мае-июне 2010 года прошли повышение квалификации по ИКТ компетентности на базе ЦИТУО. При этом первоочередное внимание мы уделяем обучению не только педагогов, но и руководителей образовательных учреждений, в 2010-2011 учебном году все они прошли в округе курсы повышения квалификации по содержательным и управленческим аспектам введения ФГОС, к работе с директорами мы постарались привлечь наиболее компетентных специалистов из числа разработчиков и экспертов ФГОС. Впоследствии все пилотные школы стали стажиро-вочными площадками для педагогов округа. На их базе в 2011 году была реализована комплексная программа повышения квалификации для 326 руководителей ОУ и их заместителей по начальному обучению, более 800 учителей начальной школы по внедрению ФГОС с привлечением специалистов РАО, МИОО,МЦКО, ЦИТУО, МЦ и аттестованных тьюторов пилотных образовательных учреждений. В настоящее время этот процесс продолжается, курсовая подготовка варьируется с учетом степени подготовленности тех или иных учителей и педагогических коллективов. Сегодня важно, чтобы каждый педагог, переходящий на ФГОС, имел возможность получить своевременную системную квалифицированную помощь, и максимально желательно, чтобы она была в шаговой доступности.В уходящем учебном году мы определили два наиболее важных направления деятельности стажировочных площадок:• формирование ИКТ-компе-тентности учителя начальных классов (каждый учитель должен пройти обучение по трем модулям объемом 216 час.);• целевые установки и стратегия деятельности учителя в работе с младшими школьниками в рамках ФГОС НОО (72 ч.).Учитывая новые современные требования к квалификации учителя начальных классов, а именно компетентность учителей в применении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в первую очередь была организована работа стажиро-вочных площадок по формированию ИКТ-компетентности учителей начальных классов. Ведущая роль в оптимизации этой деятельности принадлежит Московскому институту открытого образования, Центру информационных технологий и учебного оборудования. В нашем округе таких стажировочных площадок 19 (18 пилотных ОУ и окружной МЦ) во всех районах нашего округа. Эти образовательные учреждения имеют высокий как кадровый, так и материально-технический ресурс для обучения учителей округа в области ИКТ-компетентности, в области широкого использования учебного оборудования нового поколения, их работа позволяет поэтапно полностью обучить всех учителей округа, в том числе основной и старшей школы. Остальные 16 пилотных учреждений работают в режиме ста-жировочных площадок, ведущих обучение в рамках курса «Целевые установки и стратегия деятельности учителя в работе с младшими школьниками в рамках ФГОС НОО». Это направление обучения учителей округа выбрано не случайно и приобретает особую значимость.Для определения стратегических направлений проектирования научно-методической помощи образовательным учреждениям при реализации ФГОС наш методический центр совместно с МЦКО провел несколько исследований. Программа мониторинга включала:• диагностику готовности общеобразовательных учреждений округа к введению ФГОС начального общего образования;• психолого-педагогическую диагностику учащихся по формированию универсальных учебных действий в 1-х классах;• анкетирование учителей 1-х классов по определению эффективности деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий;• комплексную интегрированную диагностику по изучению уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся.Анализ показал, что внедрение ФГОС повысило мотивацию педагогов и администрации образовательных учреждений к повышению своей квалификации, к освоению новых технологий образования. Педагоги отмечают необходимость использования новых педагогических методик в работе с учащимися. В то же время перед учителями начальных классов стоят проблемы включения системно-дея-тельностного подхода в основу обучения, организации учебного сотрудничества, грамотного сочетания урочной и внеурочной деятельности, внедрения новых подходов к оцениванию знаний и умений. Все опрошенные учителя считают необходимым соблюдение преемственности в формировании УУД на этапе дошкольного и начального обучения. При повышении квалификации активно применяются формы и методы, основанные на использовании информационных коммуникационных технологий, в том числе дистанционные, позволяющие провести качественное обучение большого контингента в достаточно сжатые сроки. Введение ФГОС НОО диктует необходимость внесения изменений и дополнений в нормативные документы (локальные акты) образовательного учреждения. На сайте окружного методического центра опубликован примерный перечень нормативных документов образовательного учреждения, обеспечивающий нормативно-правовые условия реализации основной образовательной программы начального общего образования.Еще одна болевая точка стандарта – проблема выбора учебных программ и пособий. Актуальная задача окружного методического центра – помочь педагогам осуществить выбор дидактической системы, а также освоить тот или иной вариант УМК, наиболее отвечающий новым стандартам. Для этого мы постоянно реализуем совместно с издательствами и авторскими коллективами различные просветительские проекты, уже выбраны системы учебников и учебно-методические комплекты, которые соответствуют требованиям ФГОС НОО, разработаны на основе личностно ориентированной педагогики, коммуникативно-деятельностно-го подхода, обеспечивают формирование универсальных учебных действий. (См. таблицу.)Одно из важнейших направлений работы методической службы округа – деятельность, направленная на работу учителей начальных классов в личных информационных пространствах, для учителей проводятся индивидуальные и групповые консультации, совещания. В настоящее время в округе организованы и успешно работают более 360 личных информационных пространств учителей первых, 90 пространств вторых (пилотных) классов. В 2011 году информационное пространство методиста НМЦ Ольги Варющенковой, курирующей введение ФГОС в нашем округе, Департамент образования и МИОО признали лучшим в городе.Сегодня основными направлениями деятельности структурных подразделений методического центра округа в связи с переходом на стандарты стали:• исследование условий научно-методического обеспечения успешного введения ФГОС в округе и в сравнении с Москвой, другими регионами РФ;• отбор эффективных методов диагностики, экспертизы и мониторинга качества начального образования в условиях внедрения стандарта в штатном режиме (совместно с МЦКО);• адаптация учащихся и педагогов к требованиям ФГОС посредством обеспечения поддержки всех участников образовательного взаимодействия, комплексного решения задач их оздоровления, воспитания, обучения;• разработка социально-педагогических методов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров к работе в новых условиях;• создание и применение в образовательных учреждениях округа программ и технологий (здоровьесбережения, воспитания, обучения, преподавания), направленных на обеспечение качества общего образования;• развитие и поддержка способностей учащихся на основе интеграции основного и дополнительного образования;• поддержка и развитие творческого потенциала педагогов;• развитие социальных связей школы с семьей, учреждениями социальной сферы, культуры и здравоохранения, различными общественными организациями и другие формы;• использование средств массовой информации, интернет-средств в целях формирования у родительской общественности представлений о целях и задачах ФГОС второго поколения.Начиная с 2009 года мы провели более 100 семинаров, круглых столов по организационным, научно-методическим, информационным и другим аспектам внедрения федерального образовательного стандарта в общеобразовательные учреждения округа, выпустили более 60 печатных и цифровых изданий.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте