search
main
0

Самое главное – найти свое место в коллективе

Адаптация в работе любого человека занимает важное место. Сегодня очень часто приходится слышать: молодой человек пришел в сложившийся педагогический коллектив и не смог найти свое место. Проще говоря, не смог в нем адаптироваться. Можно сказать, что это лично его дело, но ведь от того, что молодой учитель, выбравший себе эту профессию, закончивший педагогический вуз, решивший прийти в школу и ушедший из нее, возникает не только его личная трагедия, но и трагедия школы, испытывающей, как правило, кадровый голод, проблемы с омоложением педагогических кадров. Поэтому молодому учителю нужно помогать.

С приходом на новое место работы каждый человек должен адаптироваться, то есть приспособиться к новым условиям, войти в новый коллектив, сформировать личные связи с коллегами, приобрести профессиональную квалификацию. Как быстро и успешно произойдет адаптация, зависит от особенностей и желания человека, а вот помощь в профессиональной адаптации позволит сделать ее успешной.

Совет молодых специалистов Зеленограда считает это направление в своей деятельности приоритетным. Ассоциация молодых педагогов объединяет сотрудников образовательных учреждений, работающих не более трех лет. Это не только учителя, но и воспитатели детских садов, психологи, педагоги дополнительного образования.

Профессиональная адаптация в современных условиях – процесс довольно сложный. В образовании постоянно появляются новые методики, повышенные требования к качеству обучения. Опытные учителя не всегда успевают за модернизационными процессами, а молодым педагогам к тому же необходимо еще выработать свою систему обучения и воспитания. Придя работать в образовательное учреждение (школу, детский сад, детский юношеский центр), молодой специалист неизменно сталкивается с трудностями. Среди затруднений молодые специалисты выделяют неумение правильно спланировать урок, незнание нового коллектива, неуверенность в общении с администрацией и взрослыми коллегами, отсутствие в собственной библиотеке методической литературы. Поэтому необходимо планировать адаптационные процессы.

Зеленоград – город компактный, он имеет развитую инфраструктуру, но при этом количество жителей, проживающих в нем, меньше, чем в любом другом округе Москвы. В связи с этим многие зеленоградцы знают друг друга. Такая ситуация типична и в образовании. К тому же большинство тех, кто работает в образовательных учреждениях округа, закончили филиал Московского городского педагогического университета, в котором готовят будущих воспитателей детских садов, учителей начальных классов, социальных педагогов. Все это способствует созданию комфортной обстановки в округе, выпускники разных лет, познакомившись в стенах университета во время учебы, затем встречаются и на работе. Таким образом, складывается комфортная атмосфера на работе для тех, кто только пришел в образовательное учреждение, они уже не чувствуют себя одиноко, им есть к кому обратиться в трудную минуту. Возрастной состав педагогических работников округа разнообразен, но сегодня очень много молодых.

В среднем в образовательные учреждения ежегодно приходят 60 молодых специалистов. Можно сказать, что молодых специалистов в начале учебного года встречает начальник управления Сергей Гагин. К тому же к Сергею Ильичу каждый молодой специалист может обратиться лично, не записываясь к нему на прием, задать беспокоящий его вопрос. Обычно на первой встрече Сергей Гагин представляет молодым учителям начальника кадровой службы округа Инну Терехову, председателя Совета молодых специалистов Романа Демиденко, которые могут помочь им в трудных ситуациях. Зная это, молодые специалисты ощущают внимание к себе и чувствуют себя увереннее, понимают, что не одиноки, что им есть к кому обратиться.

Однако важно, чтобы молодые специалисты успешно входили в профессиональную среду. В общении с опытными учителями начинающие усваивают нормы и правила поведения, у них складывается характерный для этой профессии стиль жизни. С самого начала молодые понимают, что не стоит стесняться спрашивать совета, если возникают трудности в работе, или практические рекомендации для проведения урока. Сегодня к учителям предъявляются повышенные требования, ведь современное образование нуждается в высококлассных профессионалах. Окончание учебного заведения даже на «отлично» еще не свидетельствует о профессионализме выпускника. Каждый учитель повышает свой уровень постоянно, молодые специалисты не должны об этом забывать. Ведь многие весьма опрометчиво полагают, что уж им-то, только-только закончившим университет, уже ничего больше изучать не надо, а это не так. Многих молодых специалистов, прибывающих на работу в округ, сразу направляют на курсы. Однако большинство курсов дают всего лишь набор теоретических знаний, а для молодого учителя важно научиться на практике применять полученные и получаемые знания. Вот этому очень часто их не учат.

Для молодых специалистов в этом учебном году была организована вторая общественно-педагогическая акция «Учитель года – учителям Зеленограда». Молодых учителей приглашал к себе директор школы №1151 Игорь Агапов, в свое время ставший учителем года Москвы и вошедший в пятерку лучших учителей России. Учителя округа, которые стали победителями конкурса «Учитель года» разных лет, проводили мастер-класс. Мастер-класс – это возможность поделиться практическим опытом, профессиональным мастерством. Поделиться опытом были приглашены И.Готовцева, Т.Уральская, Н.Козырева, О.Шишкова, М.Овсова, О.Видинчук, М.Богданович, И.Кутко, Е.Ломакина. В округ часто приезжают и другие московские учителя, которые демонстрируют свое мастерство. Например, методист ЮАО Андрей Лукутин, директор одной из школ СВАО Александр Глозман, учителя Владимир Головнер, Михаил Альтман, Ольга Шугаева. Список предметов разнообразен: начальные классы, информатика, математика, технология, география, искусство, физика, физическая культура, обществознание, химия, английский язык, русский язык. Из такого списка каждый может выбрать интересующий его мастер-класс. Проводятся занятия и по межпредметным курсам.

Однако в современном обществе важно не только быть специалистом в своей области, но и разбираться в других сферах. Любой работающий человек должен быть знаком с законодательством, в первую очередь трудовым. Только так можно способствовать формированию гражданского общества. Молодой специалист, который пришел в образовательное учреждение, также нуждается в знакомстве со статьями Трудового кодекса. Для этого молодых специалистов собирают на выездные семинары. Их знакомят с правами и обязанностями сторон, с тем, как рассчитываются отпуск и выплаты по больничным листам, какие изменения происходят в законодательстве и так далее.

Приобщение к профессиональной среде можно организовать разными способами. Приятнее всего встретиться на неформальном мероприятии. Например, молодых специалистов обязательно приглашают на концерт, посвященный Дню учителя, где в зале вместе сидят как опытные учителя, так и начинающие, молодых специалистов обязательно знакомят с педагогическими традициями округа. В нынешнем учебном году такой концерт превратился в настоящий праздник благодаря известной группе «Экс-ББ».

Приятно и просто куда-нибудь съездить. Когда молодые специалисты выезжают на экскурсии или участвуют в тех или иных поездках, часто оказывается, что многие из них знакомы друг с другом, и отдыхать всем вместе становится особенно весело. Молодые специалисты любят посещать другие города России. Для них это возможность пообщаться с друзьями, увидеть новые красоты и достопримечательности. Сегодня многие туристические фирмы предлагают поездки, но отдыхать с друзьями и в большой компании намного лучше. Ведь в отдыхе главное – компания знакомых и приятных людей!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте