Наталья СОЛОВЬЕВА, классный руководитель, колледж №37 «Царицыно»: – Развитие воспитания в системе образования Москвы сегодня определяет роль классного руководителя образовательного учреждения как центрального звена воспитания и развития детей.
В числе первоочередных задач классного руководителя – формирование воспитательной системы класса и образовательного учреждения, интегрирующей воспитание и обучение и обеспечивающей всестороннее развитие каждого ребенка. Поэтому так важно достигнуть цели, заключающейся в создании инновационного механизма развития воспитания, ориентированного на формирование гражданственности, патриотизма, нравственности и социальной активности формирующейся личности. В результате реформирования образования происходит качественное обновление содержания, форм и методов работы классного руководителя.
Сегодня расширился состав организаторов воспитательного процесса. Это стало областью деятельности классных руководителей, учителей-предметников, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов.
Для достижения лучших результатов в первую очередь должна быть решена задача обновления содержания и технологии воспитания, основанная на принципе социализации, который предполагает направленность воспитательной деятельности на формирование у детей и молодежи готовности и способности активно участвовать в жизни общества.
Этому в большой степени способствует более широкое использование конкурсных технологий в области воспитания. Я считаю, что проведение конкурсов педагогического мастерства во многом способствует обмену неоценимым педагогическим опытом с высокими профессионалами своего дела.
Участие в конкурсе «Самый классный» заставило меня проанализировать мой педагогический опыт и систематизировать его. Видя, как высок уровень конкурсантов, насколько профессионально жюри, я постаралась представить свою технологию как можно интереснее.
В нашем колледже гостиничного хозяйства №37 «Царицыно» основной целью развития воспитания стало создание воспитывающей среды как условия социализации и актуализации духовных, нравственных начал в развитии и жизнедеятельности молодежи. Основным механизмом создания такой среды мы считаем построение целостной системы, направленной на формирование у молодежи готовности и способности активно участвовать в жизни общества. Один из аспектов этой работы – использование разработанной мною системы воспитательной работы по формированию отношения молодежи к людям с ограниченными возможностями как к равноправным членам общества.
Проблема социальной адаптации инвалидов к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность, учитывая, что 2009 год объявлен в Москве Годом равных возможностей. Я впервые задумалась об этом, когда стала в сентябре 2007 года куратором группы первого курса Московского колледжа гостиничного хозяйства №37 «Царицыно», в которой одна из студенток – инвалид детства. Видя, как непросто девушке строить отношения со сверстниками, я осознала, как тяжело адаптироваться в обществе человеку с ограниченными возможностями, и поняла, что, работая с этой группой, смогу пройти вместе со студентами непростой, но очень важный путь формирования у молодых людей отношения к инвалидам как к равноправным членам общества.
Разработанная система включает в себя три этапа:
– Определение отношения воспитанников к людям с ограниченными возможностями и формирование инициативной группы учащихся.
– Организация работы по поиску путей помощи людям с ограниченными возможностями.
Она была реализована в форме исследовательской деятельности студентов. Итогом этой работы стал вывод о необходимости найти такой вид деятельности, который сможет объединить здоровых людей и людей с ограниченными возможностями.
– Вовлечение в реальную совместную деятельность студентов и инвалидов на базе структурного подразделения нашего колледжа – Центра реабилитации инвалидов «Преодоление», где мы начали проводить выездные мероприятия.
Эта работа только началась, но и сейчас можно подвести некоторые итоги.
Такое общение, несомненно, имеет двойное значение:
воспитательное – для студентов колледжа;
адаптационное – для пациентов Центра.
Сегодня я с уверенностью могу сказать, что реальная совместная деятельность студентов и людей с ограниченными возможностями оказывает мощное воспитательное воздействие на студентов, которое выражается в:
формировании отношения к инвалидам как к равноправным членам общества;
формировании уверенности в себе как профессионала и личности;
возможности реализовать свой творческий потенциал;
возможности проявить свои нравственные качества.
Представленная технология включает в себя три основных элемента:
определение толерантности молодых людей путем анкетирования и формирование инициативной группы учащихся;
организация исследовательской деятельности по поиску путей реализации помощи людям с ограниченными возможностями;
организация и вовлечение в реальную совместную деятельность молодых людей и людей с ограниченными возможностями.
Я думаю, что эта технология воспитательной работы отвечает основным требованиям концепции: инновационность, поиск эффективных форм воспитания, сотрудничество детей и взрослых, и надеюсь, что внедрение такого рода технологий приведет к достижению целей обсуждаемой сегодня концепции.
Комментарии