Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Самое главное – дать подростку реальный шанс

УГ - Москва, №22 от 1 июня 2010. Читать номер
Автор:

Университетский образовательный округ Московского городского психолого-педагогического университета при поддержке Департамента образования на базе специальной общеобразовательной школы №11 «Шанс» провел городскую научно-практическую конференцию «Научно-методическое обеспечение основной деятельности спецшкол для детей с девиантным поведением». В конференции приняли участие директора всех специальных общеобразовательных школ, их заместители по научной и экспериментальной работе, руководители психологических служб, а также образовательные учреждения – участники Университетского округа МГППУ.

С приветственным словом к участникам конференции обратился Анатолий Кирсанов, проректор по работе с Университетским округом МГППУ, кандидат политических наук. Он акцентировал внимание участников на актуальности темы конференции, цель которой – анализ хода и результатов экспериментальной деятельности педагогического коллектива спецшколы «Шанс» и определение задач по дальнейшему совершенствованию научно-методического обеспечения работы с детьми с девиантным поведением.

Заслушав и обсудив доклады, выступления, участники конференции приняли резолюцию, в которой отмечается, что специальные общеобразовательные школы для детей с девиантным поведением стали важным элементом системы общего образования Москвы. Подростки, которые по тем или иным причинам не могут обучаться в массовых общеобразовательных школах, остаются в образовательном пространстве в рамках спецшкол, а их социализация, осуществляемая в этих учреждениях, способствует решению актуальной проблемы современного общества.

Научно-практическая конференция констатирует, что учащиеся специальных школ характеризуются сниженной мотивацией к учению, значительными пробелами в знаниях, а также слабым владением общеучебными навыками и умениями. Такое положение дел требует неординарных педагогических подходов в реализации образовательных целей. Именно поэтому экспериментальная работа в специальных школах имеет большое значение для повышения эффективности образовательного процесса и психолого-педагогической реабилитации детей и подростков с девиантным поведением.

В принятой резолюции отмечается необходимость дальнейшего продолжения экспериментальной работы и с учетом ее результатов разработки концепции основной деятельности специальных школ города Москвы.

Эдуард СТАРОДУБЦЕВ, директор спецшколы №11 «Шанс», заслуженный учитель РФ:

– Спецшкола №11 «Шанс» – школа закрытого типа, призванная создать условия адаптации воспитанников к открытой среде, причем сформировать у них прочные установки позитивного поведения, отвращение к тому образу жизни и искаженным нравственным представлениям, которые и привели их в нашу школу. Напомню, что все наши воспитанники попали к нам по решению или определению суда за совершенные проступки и преступления.

В поиске направлений совершенствования работы школы, повышения результативности и эффективности образовательного процесса мы обратились за помощью к науке. На базе спецшколы №11 «Шанс» была открыта экспериментальная площадка «Психолого-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением – воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа».

Всестороннее исследование личности подростка, создание условий для максимальной реализации потенциала воспитанника, накопление позитивного социального опыта – вот путь, который мы определили в экспериментальной работе и который нам представлялся наиболее продуктивным. Для разработки индивидуальной коррекционной программы социально-психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей необходимо было дифференцировать многообразие девиантных нарушений воспитанников.

Педагоги-психологи по каждой подгруппе и по каждому воспитаннику определили опорные данные, с учетом которых возможно прогнозирование дальнейшего развития состояния девиантного поведения и пути его коррекции, дали рекомендации учителям, воспитателям, социальным педагогам по работе с воспитанниками той или иной подгруппы. По результатам общешкольного мониторинга, который проводится три раза в год, вносятся определенные коррективы в индивидуальную работу с воспитанником.

Уже на первом этапе стало очевидно, что работа по теме экспериментальной площадки не в полной мере позволяет решать проблемы, стоящие перед образовательным учреждением, что часть педагогов равнодушно относятся к росту своей профессиональной компетенции, что у них отсутствует желание затрачивать дополнительное время на повышение профессионального мастерства и овладение современными технологиями. Вместе с тем внедрение инновационных технологий в образовательный, психолого-педагогический, учебно-воспитательный, социально-реабилитационный процесс мы рассматриваем как одно из основных условий эффективности реабилитации подростков с девиантным поведением. В результате работа творческих групп педагогов стала проводиться более целенаправленно и эффективно, появилась их заинтересованность в результатах своего труда. Это нашло свое отражение в интерактивной форме проведения педагогических советов, было разработано Положение о координации и взаимодействии работы служб по реабилитации воспитанников. Произошли и некоторые изменения в структуре школы. С января 2009 года работает служба учебно-производственного обучения, которая осуществляет лицензионную деятельность по профессиональной подготовке воспитанников по шести специальностям: «садовник», «рабочий зеленого хозяйства», «оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», «монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «слесарь по ремонту автомобилей», «швея».

Школа работает в режиме полного дня. Образовательный процесс организован по индивидуальным учебным планам, изучение предмета «Технология» предусмотрено в учебном плане профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка проводится во второй половине дня, в том числе с использованием часов дополнительного образования. Обеспечение профессиональной подготовки воспитанников стало важнейшим направлением их социализации, готовности к самостоятельной жизни после выпуска из школы. В этом учебном году шесть воспитанников будут сдавать квалификационные экзамены на получение второго разряда по специальностям «слесарь по ремонту автомобилей», «садовник», «оператор ЭВМ».

Эффективность реабилитации подростков с девиантным поведением (педагогической, психологической, социальной) напрямую зависит от выбора наиболее оптимальных средств и методов обучения, воспитания и развития воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей. Педагоги нашей школы освоили и используют в работе такие образовательные технологии, как технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (автор В.Фирсов); технология обучения на основе индивидуально ориентированного учебного плана (автор В.Шадриков); технология проектного обучения; технология воспитания общественного творчества (автор И.Иванов); игровые технологии, ориентированные на социализацию личности; элементы Вальдорфской педагогики; технология создания портфолио воспитанника как средство и условие его успешности.

Говоря о внедрении инноваций, необходимо упомянуть о возможных положительных и отрицательных последствиях освоения инновации. В инновационном режиме практически любой выбор связан с риском принятия не самого лучшего или неудачного решения. Для школ нашего типа риски неудачных решений или результатов инновационной деятельности должны быть сведены к минимуму. Опытно-экспериментальная работа, проведенная в рамках разработанной нами теоретической модели, позволила проверить степень объективности наших предположений, определить пути развития, повышения эффективности процесса педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением.

Анализ эффективности реабилитации воспитанников прослеживается по полученным результатам диагностического обследования на начало и конец работы экспериментальной площадки. Согласно полученным результатам у воспитанников повысилась адаптация к социуму, что свидетельствует о внутреннем принятии норм социально одобряемого поведения, частичном разрешении внутренних конфликтов, формировании позитивного жизненного пространства. Мы отмечаем снижение агрессии в отношении социума. За время реабилитации воспитанники научились принимать и адекватно оценивать свой прошлый опыт, позитивно относиться к себе, уровень притязаний стал приближаться к объективному уровню, развилась социальная чувствительность.

Нарушение связи с семьей, вынужденная изоляция и ограничения не позволяют подростку в полной мере чувствовать себя комфортно, что, на наш взгляд, стало отражением неприятия воспитанниками сложившейся ситуации, предупреждением (профилактикой) повторного совершения правонарушений. Индивидуальный подход к подростку и большой спектр образовательной и досуговой деятельности позволили воспитанникам найти достойное применение интересов, склонностей и понизить уровень демонстративного поведения как вида защитной реакции.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту