search
main
0

Самое главное, чтобы ученик мог ловить. И не только рыбу

Юлия МУКОСЕЕВА, учитель английского языка ННОУ «Карьера»: – Японцы говорят так: чтобы человек был сыт один день, дай ему одну рыбку, два дня – две рыбки. Если ты хочешь, чтобы он был сыт всю жизнь, научи его ловить рыбу.

Так сложилось, что моя педагогическая деятельность двигалась зигзагообразно: сначала я преподавала английский язык в детском саду, потом в вузе, а уже после этого пришла в школу. Придя в школу несколько лет назад из вуза, я увидела часто встречающееся несоответствие между уровнем интеллектуальных способностей ребенка и уровнем результативности его учебной деятельности (тем, что мы на русском языке называем успеваемостью). Я задумалась над этой проблемой, подумала: почему так происходит, почему у меня есть Сережа Иванов, который очень умный мальчик, но по большинству предметов больше тройки не имеет. Конечно же, как человек любознательный, я начала изучать литературу и пытаться понять происходящее.

Я узнала, что на эту тему проводились исследования и было выяснено: такое несоответствие зачастую связано с недостаточным уровнем развития так называемых общеучебных умений и навыков, которые служат опосредующим механизмом в системе «познавательные способности – учебный материал». Именно так сформировался один из основных принципов моей педагогической деятельности.

Я учила детей ловить рыбу и, проще говоря или, наоборот, сложнее говоря, занималась формированием общеучебных умений и навыков.

Какие же общеучебные умения и навыки существуют? Прежде всего это учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-логические и учебно-коммуникативные умения и навыки. Какие из них развиты у современного школьника лучше, а какие – хуже? Я убедилась, что лучше всего развиты учебно-информационные умения и навыки. Но, к сожалению, все равно картина в общем весьма и весьма не оптимистичная. Учебно-логические и учебно-информационные умения и навыки развиты у детей лишь на допустимом, хотя и не на оптимальном уровне. А вот учебно-организационные и учебно-коммуникативные находятся все лишь на критическом уровне. Поэтому я и решила заняться этим.

Начала с учебно-организационных умений и навыков. Что может сделать учитель английского языка для того, чтобы развить эти учебно-организационные умения и навыки? Прежде всего, на мой взгляд, это может быть использование так называемого проверочного листа. Работая с проверочным листом, ребенок не столько усваивает алгоритм действий, но и хочет вырабатывать свой собственный алгоритм действий по решению учебной задачи. Я разработала пакет проверочных листов для учащихся различного возраста и для учащихся с разным уровнем владения иностранным языком. Проверочные листы были разработаны для выполнения письменной работы и для выполнения устного ответа. С одной стороны, ученик может использовать проверочные листы при выполнении самой работы, с другой стороны, после выполнения работы для самопроверки. Соответственно получается, что мы еще развиваем и навыки самопроверки на основе существующих критериев.

Другой путь – это использование так называемых технологий портфолио. Технологии портфолио в первую очередь очень развивают описательные навыки, поскольку ребенок при составлении портфолио должен не только вложить туда некие данные, но еще и пояснить, почему он вкладывает туда те или иные данные. И если мои ученики пятого класса, складывая материал в такой раздел, как папка, пишут: потому что я получил «пять», то учащиеся шестого и седьмого классов могут уже написать: потому что я узнал новое, потому что я открыл для себя что-то, что было для меня раньше сложным, теперь стало для меня простым.

Говоря об учебно-информационных и учебно-логических умениях и навыках, важно сказать о том, что можно сделать здесь в рамках преподавания иностранного языка. Прежде всего, на мой взгляд, как нужно использовать стратегию, работая с которой, ребенок присваивает способы действий при решении какой-то задачи. Это, безусловно, помогает любому ребенку научиться работать с любой информацией, это, на мой взгляд, сегодня чрезвычайно важно. Работая с текстом, ребенок может научиться работать со словарем, научиться выделять главное в тексте. Вырабатывая учебно-логические умения и навыки, мы должны поспорить с утверждением, что логика при изучении иностранного языка не нужна. Я считаю, что без логики изучать иностранный язык невозможно.

С учебно-коммуникативными умениями и навыками все понятно: это создание коммуникативных ситуаций на уроке, это ролевые игры, это парные и групповые формы работы. Но наше общение не ограничивается только уроком, поэтому несколько лет назад мы с моими коллегами-психологами разработали психологические тренинги для отработки навыков публичных выступлений и проводим эти тренинги с учениками 4-го и 8-11-х классов.

Наша школа – экспериментальная площадка второго уровня, и я была безумно счастлива, когда в прошлом году мы начали работать над методической темой «Создание системы комплексного мониторинга с целью повышения качества образования».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте