search
main
0

Самочувствие на троечку? . Валеологическая экспертиза учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: программа мониторинга

Известно, что низкие показатели здоровья обучающихся не только результат длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, но и следствие недостатков в деятельности общеобразовательного учреждения.

Валентина НАВАЛИХИНА, заведующая школьным структурным подразделением «Центр содействия и укрепления здоровья обучающихся» средней школы №92 с углубленным изучением предметов, победитель XII конкурса «Сто друзей», Кемерово

Практическая значимость, актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили необходимость разработки данной программы.

Предлагаемые направления мониторинга лабильны и могут быть сгруппированы иначе, исходя из выявленных тенденций, целей и задач.

I. Концепция программы

Цель программы: создание условий для реализации здоровьесберегающего подхода к учебному процессу.

Задачи:

оценить санитарно-эпидемиологическое состояние инфраструктуры школы и условий обучения школьников;

оптимизировать внутренние интеллектуальные, кадровые, материально-технические ресурсы для улучшения условий обучения школьников;

совершенствовать профессиональную компетентность администрации и педагогов школы;

разработать систему мероприятий по валеологической экспертизе учебно-воспитательного процесса;

разработать и реализовать комплекс профилактических и диагностических мероприятий;

создать оптимальные условия для учебной и внеклассной деятельности;

провести апробацию и анализ результатов внедрения предлагаемых мероприятий;

снизить уровень утомления и функциональной напряженности, уменьшить уровень заболеваемости обучающихся (7-18 лет) и педагогов.

Здоровьесберегающая организация учебного процесса предполагает, в частности, соблюдение оптимальных санитарно-гигиенических условий обучения, учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, умение определять, когда наступает утомление, и наличие навыков по восстановлению работоспособности.

Валеологическая экспертиза воспитательно-образовательного процесса должна быть направлена на:

– оптимизацию учебного расписания и урока с точки зрения обеспечения высокого уровня здоровья и умственной работоспособности школьников;

– анализ влияния различных форм учебной деятельности на здоровье обучающихся;

– регламентацию объема заданий по различным видам учебной деятельности; соответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям;

– анализ результатов нововведений и при необходимости корректировку условий реализации программы внедрения.

Целевая программа рассчитана на 3 учебных года.

II. Методика реализации программы

Распределение функциональных обязанностей:

– зам. директора по вопросам здоровья, руководитель структурного подразделения – руководство по реализации программы мониторинга;

– зам. директора по УВР – организация проведения диагностики, сбор информации, обобщение результатов;

– зам. директора по методической работе – проведение исследований, статистическая обработка информации;

– классные руководители – проведение исследований в классе, с родителями;

– врач – анализ состояния здоровья школьников, соблюдения санитарно-гигиенических требований к питанию и обучению;

– члены рабочей группы – составление сводных таблиц, заполнение базы данных, компоновка и обработка информации, построение результативных сводных таблиц, диаграмм.

Предварительно рекомендуется изучить нормативно-правовую документацию, научную и методическую литературу, провести семинары по соответствующим темам.

Развернутую программу опытно-экспериментальной деятельности разрабатывают все члены группы, куда входят в том числе и ученики. Каждый участник составляет свою программу работы.

Реализация направлений мониторинга начинается с инструктажа участников. Полученные результаты обсуждаются на различных уровнях внутришкольного управления: на административном, педагогическом советах, совещаниях и др.

Методы реализации программы: наблюдение, анкетирование, хронометрирование, собеседование, статистическая обработка, анализ документации и результатов.

III. Этапы реализации программы и их основные задачи

1. Аналитико-прогностический этап: выявление структуры внутришкольных факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье учащихся; составление диагностической программы; поиск инновационных технологий, методик, влияющих на оптимизацию учебно-воспитательного процесса; изучение современных технологий, обобщение опыта.

2. Организационно-практический этап: организация системы валеологического мониторинга условий обучения; апробация комплекса рекомендуемых мероприятий; переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

3. Обобщающий этап: оценка эффективности реализации программы; определение проблем, мешающих достичь ожидаемого результата; подготовка учебно-методических рекомендаций по материалам реализации программы, публикаций в научно-практических журналах; выработка стратегии дальнейшего развития.

4. Заключение

Мониторинг функционального состояния и здоровья обучающихся после внедрения мероприятий первого и частично второго этапов программы указывает на улучшение функционального состояния школьников на 19%, снижение психоэмоциональной напряженности на 17% и уровня заболеваемости учеников на 6%.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте