Известно, что низкие показатели здоровья обучающихся не только результат длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, но и следствие недостатков в деятельности общеобразовательного учреждения.
Валентина НАВАЛИХИНА, заведующая школьным структурным подразделением «Центр содействия и укрепления здоровья обучающихся» средней школы №92 с углубленным изучением предметов, победитель XII конкурса «Сто друзей», Кемерово
Практическая значимость, актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили необходимость разработки данной программы.
Предлагаемые направления мониторинга лабильны и могут быть сгруппированы иначе, исходя из выявленных тенденций, целей и задач.
I. Концепция программы
Цель программы: создание условий для реализации здоровьесберегающего подхода к учебному процессу.
Задачи:
оценить санитарно-эпидемиологическое состояние инфраструктуры школы и условий обучения школьников;
оптимизировать внутренние интеллектуальные, кадровые, материально-технические ресурсы для улучшения условий обучения школьников;
совершенствовать профессиональную компетентность администрации и педагогов школы;
разработать систему мероприятий по валеологической экспертизе учебно-воспитательного процесса;
разработать и реализовать комплекс профилактических и диагностических мероприятий;
создать оптимальные условия для учебной и внеклассной деятельности;
провести апробацию и анализ результатов внедрения предлагаемых мероприятий;
снизить уровень утомления и функциональной напряженности, уменьшить уровень заболеваемости обучающихся (7-18 лет) и педагогов.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса предполагает, в частности, соблюдение оптимальных санитарно-гигиенических условий обучения, учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, умение определять, когда наступает утомление, и наличие навыков по восстановлению работоспособности.
Валеологическая экспертиза воспитательно-образовательного процесса должна быть направлена на:
– оптимизацию учебного расписания и урока с точки зрения обеспечения высокого уровня здоровья и умственной работоспособности школьников;
– анализ влияния различных форм учебной деятельности на здоровье обучающихся;
– регламентацию объема заданий по различным видам учебной деятельности; соответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям;
– анализ результатов нововведений и при необходимости корректировку условий реализации программы внедрения.
Целевая программа рассчитана на 3 учебных года.
II. Методика реализации программы
Распределение функциональных обязанностей:
– зам. директора по вопросам здоровья, руководитель структурного подразделения – руководство по реализации программы мониторинга;
– зам. директора по УВР – организация проведения диагностики, сбор информации, обобщение результатов;
– зам. директора по методической работе – проведение исследований, статистическая обработка информации;
– классные руководители – проведение исследований в классе, с родителями;
– врач – анализ состояния здоровья школьников, соблюдения санитарно-гигиенических требований к питанию и обучению;
– члены рабочей группы – составление сводных таблиц, заполнение базы данных, компоновка и обработка информации, построение результативных сводных таблиц, диаграмм.
Предварительно рекомендуется изучить нормативно-правовую документацию, научную и методическую литературу, провести семинары по соответствующим темам.
Развернутую программу опытно-экспериментальной деятельности разрабатывают все члены группы, куда входят в том числе и ученики. Каждый участник составляет свою программу работы.
Реализация направлений мониторинга начинается с инструктажа участников. Полученные результаты обсуждаются на различных уровнях внутришкольного управления: на административном, педагогическом советах, совещаниях и др.
Методы реализации программы: наблюдение, анкетирование, хронометрирование, собеседование, статистическая обработка, анализ документации и результатов.
III. Этапы реализации программы и их основные задачи
1. Аналитико-прогностический этап: выявление структуры внутришкольных факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье учащихся; составление диагностической программы; поиск инновационных технологий, методик, влияющих на оптимизацию учебно-воспитательного процесса; изучение современных технологий, обобщение опыта.
2. Организационно-практический этап: организация системы валеологического мониторинга условий обучения; апробация комплекса рекомендуемых мероприятий; переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.
3. Обобщающий этап: оценка эффективности реализации программы; определение проблем, мешающих достичь ожидаемого результата; подготовка учебно-методических рекомендаций по материалам реализации программы, публикаций в научно-практических журналах; выработка стратегии дальнейшего развития.
4. Заключение
Мониторинг функционального состояния и здоровья обучающихся после внедрения мероприятий первого и частично второго этапов программы указывает на улучшение функционального состояния школьников на 19%, снижение психоэмоциональной напряженности на 17% и уровня заболеваемости учеников на 6%.
Комментарии