search
Топ 10

Сами себе рулевые. И все знания проверяем на практике

В школе № 1240 открыт автогородок. В праздничной церемонии участвовали мэр Москвы Юрий Лужков, первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова, члены правительства Москвы, руководитель Департамента образования Любовь Кезина, начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения генерал-лейтенант милиции Виктор Кирьянов, начальник ГУВД Москвы генерал-полковник милиции Владимир Пронин, начальник УГИБДД ГУВД Москвы генерал-майор милиции Сергей Казанцев. Автогородок – большая площадка с дорожной разметкой, тут есть светофор, установлены дорожные знаки, есть все типы перекрестков, намечены пешеходные дорожки. Используя самокаты, велосипеды, вело- и электромобили, ребята могут стать участниками дорожного движения и на практике изучить правила поведения на дорогах. В школе оборудованы специальные классы, где дети могут пройти теоретические курсы по ПДД. Почему именно в этой школе произошло это знаменательное событие? Потому что открытие автогородка для 1240-й – не только закономерный итог, но и очередной этап длительной, планомерной работы по обучению школьников правилам безопасности. В этом году команда школы снова завоевала первое командное место во Всероссийском конкурсе-фестивале «Безопасное колесо».

Татьяна ОЩИПКОВА, кандидат педагогических наук, почетный работник образования, победитель Московского и Всероссийского конкурсов «Менеджер года» в номинации «Наука и образование», лауреат «Гранта Москвы», директор школы № 1240:

– Нашей школе уже более 60 лет, и она успела накопить огромное количество традиций, которые мы стараемся не только сохранить, но и приумножить. Основная наша задача – воспитание успешного человека, гармонично развитой личности. Это достигается путем создания в школе определенной среды.

На протяжении многих лет наша школа реализует программу здоровья детей, при этом считая главной целью комплексность поставленных задач. Это прежде всего требует достижения межведомственного взаимодействия, важной составной частью которого стало создание безопасного пространства ребенка. Иными словами – подготовка детей и подростков к безопасному поведению в современной повседневной жизни, к рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Одним из ведущих направлений при этом, безусловно, становится совершенствование навыков поведения на дорогах. Работу школы по профилактике детского травматизма мы начали с создания специальной программы и кружка «Безопасное колесо». Мы понимаем, что наши дети проживают в мегаполисе и большую часть времени находятся в школе. Поэтому родители именно на школу возлагают ответственность за формирование у ребят навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья. Ведь именно навыки, сформированные в детстве, перерастают потом в стойкие привычки. Поэтому в своей программе мы предусмотрели обучение детей не только правилам дорожного движения, но и основам правил оказания первой медицинской помощи, основам страхования, владения навыками коммуникативной компетенции, а также психологической и физической готовности.

В школе был создан клуб картинга, на занятиях ребята осваивают устройство автомобиля, а на практике получают навыки вождения, умения применять правила дорожного движения. Особую роль в своей деятельности мы отводим работе с агитбригадой «Зебра», название и эмблему агитбригады ребята придумали сами, сами написали и гимн агитбригады. Участие в этих занятиях помогает им чувствовать себя уверенными на сцене, отрабатывать актерские и ораторские навыки, демонстрировать свои музыкальные способности. Сейчас без «Зебры» у нас не обходится ни один школьный праздник, а выступления ее участников приравниваются к выступлениям звезд эстрады.

Для того чтобы расширить рамки своей деятельности, почерпнуть опыт и измерить свои силы, мы организовали отряд юных инспекторов дорожного движения и стали участвовать в различных конкурсах. В первые годы нашего участия в них мы больше учились сами и только через несколько лет стали достигать результатов.

В 2000-2001 учебном году отряд занял первое место в районных соревнованиях юных инспекторов дорожного движения. На протяжении последующих лет мы неоднократно занимали призовые места на различных конкурсных этапах и в 2004 году были делегированы на Всероссийский конкурс-фестиваль «Безопасное колесо» в Омск. В первый раз мы увидели, насколько мощно поставлена эта работа в регионах, насколько сильно выступали команды. Нам удалось занять два призовых места в индивидуальных первенствах, и мы решили не сдаваться. Проанализировав свои ошибки и недочеты, продолжили подготовку к следующему конкурсу с еще большим азартом и вдохновением.

2005 год – наша школьная команда прошла все отборочные туры, в работе с ребятами нам очень помогали сотрудники ГИБДД Центрального округа и Москвы, с которыми мы находились в тесном контакте. После победы на московском конкурсе ребята были удостоены чести принять участие в заседании «круглого стола» у начальника ДОБДД России генерал-лейтенанта милиции Виктора Николаевича Кирьянова, где главный инспектор назначил ученика нашей школы Ивана Ульянова главным ЮИДовцем России и ведущим церемонии награждения Всероссийского конкурса-фестиваля «Безопасное колесо – 2005».

Конкурс-фестиваль 2005 года проходил в Краснодарском крае, и мы заняли там первое место в командном первенстве. Выступление нашей «Зебры» и наш агитплакат были признаны лучшими в России.

Но конечно, соревнования не главное – это лишь оценка и самооценка нашего труда, нашего творчества. Ребятам очень нравится работать с ветеранами, выезжать в детский дом, в госпиталь, проводить уроки и конкурсы рисунков в детских садах и с учащимися начальных классов, делать компьютерные презентации. Огромный интерес вызвало издание мультимедийного пособия, которое было подготовлено нашими ребятами совместно с ГИБДД ЦАО. Участники агитбригады проигрывали и снимали на видеокамеру различные жизненные ситуации на территории района, где расположена наша школа, на территории Красной Пресни. Теперь, когда ребята смотрят этот фильм, они узнают знакомые места и понимают, как нужно правильно поступать в тех или иных случаях.

Это все опыт нашей школы, но в Центральном округе уже многие школы работают в этом направлении. Анализируя проделанную работу, педагоги пришли к выводу, что теоретические знания, полученные детьми, безусловно, нужно отрабатывать на практике. Именно это определяет эффективность всей нашей работы. На территории Центрального округа до недавнего времени был только один автогородок – в детском парке на Таганке, а этого, конечно, мало. Поэтому второй автогородок был построен на территории нашей школы, который будет работать на всю Пресню.

Коллективно обсуждая вопрос обучения детей, можно сказать, что мы чувствуем острую потребность в единых методических пособиях разного уровня. Хотелось бы иметь единые современные учебно-методические комплекты, в которые бы входили учебные пособия для детей и учителей, учебные тетради. Конечно же, учителям необходимо владеть системой знаний и уметь работать с этими пособиями.

Работая по программе, мы поняли, что знания основ безопасности на дорогах – это еще и формирование правовой культуры всех участников образовательного процесса: и детей, и педагогов, и родителей. Ведь недостаточно обладать определенным багажом знаний по правилам дорожного движения, нужно еще иметь культуру их четкого соблюдения.

Я уверена, что расширение нашего сотрудничества, налаживание связей и межведомственного взаимодействия приведут к стабильному результату в решении вопроса безопасности детей и подростков, воспитанию здорового и культурного поколения, способного к самореализации и служению на благо Отечества.

Юрий ЛУЖКОВ, мэр Москвы:

– Нам очень важно знать, как нужно организовать детство, учебу, нашу работу, чтобы безопасность детей была обеспечена в полном объеме. Открытие автогородка в школе № 1240 – очень важное мероприятие. Ребятам повезло, потому что здесь организована учеба, их учат, как нужно не только обретать знания (а эта школа дает хорошие, прочные, надежные знания для того, чтобы сделать уверенный шаг в будущее), но и обеспечить безопасность. Москва сегодня – сложный город для автомобильного движения, и если наши школьники будут знать, как вести себя на улице, как осуществлять переходы через улицу, если они будут поправлять, сидя в машине, своих родителей, которые за рулем могут сделать что-то неправильное, подсказывать взрослым, как им решать проблемы движения, тогда у нас будет в городе больше безопасности и ребята смогут не страдать от всяких происшествий дорожного плана.

Ребятам повезло, потому что школа имеет все то, что нужно для того, чтобы попробовать, поучиться. Я обратился к префектам всех округов с предложением о том, чтобы в каждой префектуре была по крайней мере одна такая школа и чтобы эта школа была согласна принимать ребят для обучения. Нужно сделать все, чтобы это обучение было организовано так, чтобы ребенок знал, что нужно делать на улице.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту