search
main
0

Сами с усами! Четкая установка: зарабатывать, а не просить

Педагогический стаж Александра ЩЕРБАКОВА – 37 лет, из них 26 он работает директором Пчелиновской средней школы. Трудовой день директора начинается с семи утра.

Александр ЩЕРБАКОВ первым делом осматривает школьное помещение, потом проверяет температурный режим. Зимой этот вопрос – самый главный для школьного жизнеобеспечения. Как раз под конец обхода в школу начинают приходить учителя и ученики. А у Александра Дмитриевича дальнейший день идет в зависимости от уроков и текущих хозяйственных задач. От учительских обязанностей у него 9 часов географии.

Главной трудностью для школы директор считает отсутствие базового предприятия, на которое могла бы опереться сельская школа. Пока существовал колхоз, помогал он. А теперь вокруг одни фермерские хозяйства, в которых работают в основном механизаторы. И по любой надобности приходится ехать в район. Например, водопровод прорвался, нужны слесари, для школьной сельхозтехники – токарь, и за тем, и за другим надо обращаться в Бобров. У школы 151 гектар собственной земли, комбайн, 3 трактора – одним словом, самостоятельное учебное хозяйство. Собранного урожая хватает на бесплатное питание и некоторые расходы. Например, к праздникам купить всем пчелиновским ученикам подарки. Или сделать косметический ремонт в школе. Здесь четкая установка: с родителей денег не брать. Основную сумму на ремонт школы дает районный бюджет, например, в прошлые годы нужно было перекрыть крышу, и район выделил около миллиона рублей. А вот учебники, видеокамеру, телевизоры и даже легковой автомобиль для школы купили на свои, заработанные в поле деньги.

Школа в Пчелиновке хорошая: двухэтажная, постройки 1990 года, есть спортивный и актовый залы, в классе информатики 15 новых компьютеров. По проекту здание рассчитано на 162 ученика, а учатся в ней сейчас 54 ребенка. Но взрослые надеются, что ситуацию можно переломить. Для того и детский садик открыли. Сейчас в нем 10 малышей.

Есть в Пчелиновской школе свой этнографический музей, где собраны материалы по истории села, старинные костюмы, посуда, прялки, даже крестьянская печь есть. Главный создатель музея – учитель истории Николай Васильевич Лепешкин. Вообще директору школы без своих коллег-помощников не обойтись, все они отвечают не только за учебную работу, но и занимаются воспитанием школьников.

Один из главных школьных праздников – Праздник урожая, приуроченный к Дню села. В этот день и в самой Пчелиновке торжество – глава сельской администрации Антонина Константиновна Березина подводит итог сельскохозяйственному году, награждают ребят, преуспевших по итогам трудовой четверти.

Александр Дмитриевич считает себя директором-воспитателем. Когда сам постоянно с ребятами – и во время учебы, и на полевых работах, и в спортивных мероприятиях, – хочешь не хочешь, а станешь воспитателем.

Татьяна МАСЛИКОВА, с. Пчелиновка, Бобровский район, Воронежская область

Светлана СЕРЕДА, директор каневской средней общеобразовательной школы №1 Краснодарского края:

– 18 лет я работаю в школе, из них ровно десять – директором. Срок немаленький. За это время было много побед и поражений. Но ни разу я не пожалела, что руковожу именно сельским образовательным учреждением. На днях наши психологи проводили анкетирование, выясняли уровень «выгораемости» педагогов. Получилось, что я самый «невыгоревший» работник. Это потому, что люблю школу, детей, учителей. Думаете, эта любовь пришла ко мне сама собой? Ничуть не бывало! Я работаю над собственным мироощущением, работаю со своим характером. Вообще сегодня я ощущаю себя директором-исследователем больше, чем хозяйственником, как это было, скажем, лет пять назад.

Хорошо пониманию, например, что молодежь не приедет в нашу станицу, не придет в мою школу работать. Значит, надо растить кадры самим.

От редакции

Можно ли быть довольным своей профессиональной жизнью, если ты директор маленькой школы, а школа стоит в центре села, из которого уезжают люди, как теперь принято говорить – умирающего? А ведь это очень верное определение! Потому что село умирает точно так же, как и человек. Человек же встречается со смертью подчас и при жизни. Ведь кроме физического бывает еще и духовное небытие. Как в повести Льва Толстого об Иване Ильиче, помните? Жизнь его оказалась действительно короткой, настолько незначительно и малоинтересно она была прожита.

Можно жить в столице, работать в самом престижном лицее и быть духовно старым человеком с погибающей душой, с душой, обросшей тиной. Для этого достаточно только отказаться в своей профессии от высоких, благородных целей. А можно и в селе так организовать свою профессиональную жизнь, что она будет яркой, а твоя личность – полной духовных и душевных сил!

Старая истина? Конечно! Но вечная. Вполне применимая и к сегодняшнему дню, к сегодняшней жизни директора сельской школы. Примеры, которые мы привели, тому свидетельства. Да, обстоятельства сельской жизни сегодня унижают личность амбициозного руководителя. Но если твои цели высоки… Если ты делаешь все, что от тебя зависит, чтобы достичь их, твоя жизнь состоялась. А это и есть счастье. Согласны?

Присоединяйтесь к разговору!

Стала ли ваша сельская школа душой деревни, духовным центром, вокруг которого объединяются люди?

Как удалось достигнуть этого?

Довольны ли вы своей профессиональной судьбой?

Поделиться с нами своими размышлениями вы можете по адресу: ug@ug.ru с обязательной пометкой «Директорский клуб».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте