search
main
0

Самая-самая изба-читальня. Библиотекари заслужили собственный гимн

«БиблиОбраз» – конкурс на лучшую школьную библиотеку – продолжался ни много ни мало – почти два года. За это время в общественный фонд «Центр развития русского языка» пришли тысячи заявок из 83 российских регионов.

Центр развития русского языка – не новичок в проведении всевозможных культурно-образовательных акций и проектов. В 2002 году они организовали «Российско-германский молодежный форум», в мае 2003 года в рамках проекта «Балтийская звезда» встретились школьники из одиннадцати прибалтийских государств, полным ходом идет подготовка к русско-французской юношеской встрече «Молодежный перекресток». Молодые люди из разных уголков России встречаются со своими зарубежными сверстниками, работают в интернациональных группах и проникаются необычайной гордостью за свою страну и свой язык.

И на сей раз, задумывая конкурс «БиблиОбраз», организаторы (помимо Центра этот проект осуществляло Министерство образования при поддержке Министерства культуры России) ставили перед собой вполне конкретные задачи: школьные библиотеки должны развиваться, превращаясь из пыльных книгохранилищ, куда «не ступала нога человека», в современные «продвинутые» культурные центры. Еще одна немаловажная цель – напомнить образовательным учреждениям разного уровня, что библиотека – это не дорогостоящая роскошь, а «козырная карта» любой школы или университета, вещь в «хозяйстве» незаменимая. Недаром в Москву на итоговый фестиваль «БиблиОбраз» были приглашены не только победители полуфинала – представители 104 школьных библиотек из 56 регионов России, но и руководители управлений образования, директора школ – все те, кто может оказать библиотекам реальную финансовую помощь.

– Выявить из многочисленной армии конкурсантов лучших из лучших было чрезвычайно трудно, – говорит Наталья Гальскова, руководитель проектов Центра развития русского языка. – В полуфинале, куда попадали проекты, прошедшие районный и региональный отбор, конкурсные работы оценивали специалисты самого высокого уровня, которые могли объективно и профессионально судить о достоинствах и недостатках присланных нам культурно-образовательных, информационно-технологических и профориентационных программ.

И вот наконец Москва – организаторы постарались, чтобы столичный финал стал для его участников не просто командировкой для «галочки». Во-первых, это был праздник. Публичное признание твоего профессионализма и успехов – всегда праздник. Праздник со всеми атрибутами: специально к фестивалю был даже написан «Гимн библиотекарю». Во-вторых, череда увлекательных, прекрасно составленных выставок – от «Истории библиотек в России» до «Школьной библиотеки – XXI век».

– Нам хотелось, чтобы наши гости смогли не только увидеть все то новое, что сегодня предлагают им производство и наука, – объясняет Наталья Дмитриевна, – но и попробовать эти многочисленные новинки в действии, «примерить» их на себя и свою библиотеку, увидеть новые горизонты и задачи своей профессии. Думаю, что такие выставки приносят не меньше пользы для профессионального роста, чем лекции, семинары и диспуты, которые предпочитают организаторы всевозможных курсов повышения квалификации.

Впрочем, без семинаров и диспутов и тут не обошлось: библиотекари – и настоящие и будущие – встречались со знаменитыми писателями, критиками, издателями, литературоведами и переводчиками, вместе размышляли о судьбе отечественного книгоиздания. Огорчало лишь то, что побывать на всех встречах, презентациях и концертах было физически невозможно – слишком много проходило их одновременно на разных площадках.

Но, конечно же, самым радостным и неожиданным моментом фестиваля стало вручение победителям гранта на 600 тысяч рублей. Именно на эту сумму каждая школа может теперь приобрести для своей библиотеки мебель, оргтехнику и существенно пополнить книжные фонды. Часть денег можно пустить на подключение библиотеки к сети «Интернет». Организаторов особенно порадовало, что среди победителей нашлись школы, заинтересовавшиеся этим предложением.

– Самые большие проблемы возникли с единым списком литературы для наших грантополучателей, – продолжает Наталья Дмитриевна. – Все дело в том, что в него не вошли классические произведения, изучаемые в школьной программе. Речь идет о современной отечественной и зарубежной литературе, которая, к сожалению, не слишком хорошо известна нашим библиотекарям. Более того, к некоторым современным авторам неоднозначное отношение не только у взрослых, но и у молодежи. Мы это отчетливо поняли на встрече со студентами филологических и библиотечных факультетов, которая прошла в нашем Центре. Впрочем, библиотеки вправе отказаться от каких-то на их взгляд «одиозных» книг в пользу более нуждающихся коллег. Мы никого не неволим…

И все же мы решили прислушаться к пожеланию победителей и подготовили новый вариант списка. Комплект литературы существенно расширен за счет справочно-энциклопедической литературы, в том числе на электронных носителях, а также книг по профориентации школьников, по проблемам воспитания и внеклассной работы. Список проходит серьезную экспертизу

– Каким вам видится продолжение проекта «БиблиОбраз»?

– Конкурс закончился, и проводить новый мы пока не планируем. Сейчас наша главная задача – проследить за целевым использованием грантов, помочь школам в каталогизации новой литературы, в ревизии старого книжного фонда. Очень хочется продолжить общение со всеми нашими новыми друзьями, постараться, чтобы они не потеряли связь друг с другом, чтобы школьные библиотеки продолжали расти и развиваться. А еще, если честно, хорошо бы дожить до того дня, когда конкурсы на лучшего читателя, лучшего библиотекаря перестали быть в нашей стране эдакими экзотическими и непонятными шоу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте