search
main
0

Самая большая награда – возможность быть полезным

​Сегодня много говорят о детях-аутистах, для них разработаны методические рекомендации и программы обучения, в результате применения которых часть детей с аутизмом сможет адаптироваться к социуму и получить среднее образование, а в дальнейшем – профессиональную подготовку в специально созданных условиях. Но есть и другие ребята, имеющие выраженные расстройства аутистического спектра. Как помочь им?

Такие дети с трудом, часто надомно, оканчивают коррекционные школы, но получение профессиональной подготовки даже в специальных группах для них недоступно. Практика показывает: методический подход к профессиональной подготовке этих ребят должен существенно отличаться от принципов работы с другими обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Спектр затруднений в коммуникации у таких ребят многогранен, они могут быть гиперактивными или заторможенными, агрессивными или пугливыми, иметь невероятно тонкий слух или не воспринимать обращенную к ним речь. Но перспективы их профессиональной подготовки не безнадежны!В московском технологическом колледже №21 с 2006 г. работает Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки. Сейчас в нем обучают 122 молодых людей с тяжелыми интеллектуальными и психическими нарушениями в возрасте от 18 до 30 лет. Более 60% обучающихся имеют расстройства аутистического спектра (РАС). За годы работы в экспериментальном режиме педагоги колледжа разработали специальный методический подход к их обучению и успешно реализуют его по 8 профессиям (швея, ткач, работник зеленого хозяйства, брошюровщик, исполнитель художественно-оформительских работ, изготовитель художественных изделий из керамики, гончар, столяр). Этот подход учитывает особые потребности этой категории ребят и предусматривает не только формирование профессиональных навыков, но и социальную адаптацию.Алгоритм обучения таков. На первом этапе – до поступления в колледж – мы проводим собеседование-знакомство, в ходе которого педагоги-психологи собирают основные анкетные данные поступающего, выясняют индивидуальные особенности и данные социального характера. Главная цель собеседования – определение профессиональных предпочтений поступающего. С учетом коммуникативных сложностей людей с РАС помощь в адекватном выборе будущей профессии в процессе собеседования наиболее сложная задача для психологов. Правильный выбор вида профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и интересами – залог успешного обучения и включения в трудовую деятельность.Каждого абитуриента на итоговом заседании психолого-педагогического консилиума психологи представляют коллегам. Совместно все участники консилиума формируют новые группы обучающихся. Опыт показал, что наиболее продуктивно включение молодого человека с РАС в неоднородную учебную группу. Поэтому принцип формирования учебных групп таков: в группу из 6-8 человек входят двое обучающихся с выраженными ограничениями здоровья, двое – с умеренно выраженными интеллектуальными нарушениями и без грубых поведенческих нарушений и 2-4 обучающихся с РАС. Разнородный состав группы дает возможность формирования творческих рабочих пар обучающихся, которые помогают друг другу, учатся принимать помощь, просить о ней как в процессе профессионального обучения и трудовой деятельности, так и в процессе социальной адаптации. Это гораздо эффективнее развивает и укрепляет социальную компетентность молодых людей, воспитывает толерантное отношение также к своим особенностям и отличным от других качествам. Мы не раз наблюдали, как обучающийся с серьезными нарушениями коммуникации включался в общую деятельность, увлекаемый примером и побуждением не педагога, а товарища.Обучение в нашем центре построено по принципу ремесленных мастерских. Их всего пять – столярная, керамическая, полиграфическая, швейно-ткацкая и цветоводческая, руководит каждой мастер производственного обучения. В каждой мастерской от 2 до 6 групп обучающихся, на каждую группу приходится один мастер, один воспитатель, на две группы – один педагог-психолог. Такой педагогический состав позволяет охватить вниманием каждого, внимательно следить за уровнем мотивации, темпом и качеством обучения.Наилучшая форма обучения ремеслу молодых людей с РАС (при всем многообразии особенностей их мышления, восприятия, усвоения информации) – максимально раннее включение их в практическую деятельность. Классическое разделение занятий на теоретические и практические неэффективно для молодых людей с РАС, занятия должны постоянно иметь и практическое, и теоретическое содержание.В рамках единого учебного плана для каждого обучающегося создают индивидуальный маршрут обучения, учитывающий различную степень сложности осваиваемых операций, индивидуальный темп работы, особенности мотивации и личностных побуждений. Один из важнейших принципов работы – принцип приоритетности развития мотивации к получению знаний и умений. В нашем случае он означает, что в процессе обучения основной акцент делают на формирование механизмов, с помощью которых молодой человек с РАС сможет взаимодействовать с внешним миром: общаться, обучаться, осуществлять профессиональную деятельность. Результатом учебно-трудовой деятельности должен стать такой новый опыт, который однозначно будет трактоваться обучающимся как успешный.В течение всего срока обучения педагог-психолог внимательно следит за личностным развитием каждого обучающегося, в тесном контакте с родителями формирует мотивацию на труд и достижение успеха, толерантность к внешним факторам, профилактику аффективных срывов, тренирует эмоциональную устойчивость и усидчивость. Учебные задачи для молодых людей с РАС могут существенно отличаться: кто-то освоит за все время обучения одну-две операции, а кто-то овладеет сложными профессиональными навыками. Для части молодых людей обучение возможно лишь в условиях сопровождения по специально для них разработанной психолого-педагогической программе.Учебный план для обучающихся центра включает три блока: профессиональная подготовка, социальная адаптация и общеобразовательные предметы. Основное количество часов, конечно, отдано непосредственно формированию профессиональных навыков. Второй по значимости блок – блок социальной адаптации. Блок общеобразовательных предметов включает в себя развитие речи, формирование элементарных навыков счета и компьютерной грамотности, ОБЖ и, конечно, адаптивную физкультуру.Все эти подходы позволяют подготовить наших выпускников к труду в специально организованных условиях – так называемому поддерживаемому трудоустройству. Сегодня 11 наших выпускников уже трудятся на специально созданных рабочих местах в производственных мастерских колледжа (столярной, швейно-ткацкой, полиграфической и гончарной). Конечно, они не могут выдерживать конкуренцию на открытом рынке труда, но, освоив основные профессиональные навыки и сформировав профессиональные компетенции, невероятно мотивированы на общественно полезный труд. Он для них – самая большая награда, возможность быть полезным кому-то, быть полноценным членом общества, быть как все. Те молодые люди, которые нашли свое место в профессии, могут проявить себя как поистине уникальные профессионалы со своим неповторимым стилем и характерной для людей с РАС преданностью любимому делу. Эта особенность делает их поистине идеальными работниками.К сожалению, сегодня в Москве фактически нет рабочих мест в государственных организациях для наших выпускников. Однако на основе личных контактов несколько частных организаций готовы создавать у себя рабочие места для людей с РАС при условии, что специалисты будут оказывать таким особым работникам поддержку и сопровождать их по мере необходимости в процессе трудовой деятельности, например, уже в течение 11 месяцев наши обучающиеся и выпускники работают в ООО «Блиц».В этом году мы выпустили 20 человек. Самая большая проблема – это их трудоустройство, к сожалению, для наших молодых людей отсутствие рабочего места означает быструю потерю приобретенных навыков, утрату веры в себя, отчаяние, потерю трудоспособности. Мы очень надеемся, что в скором времени конституционное право на труд будет реализовано и для этой, наиболее незащищенной категории граждан.Галина ГОЛОВИНА,Надежда КАРПОВА,педагоги-психологи, технологический колледж №21

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте