В игре участвуют две (или более) команды учащихся 10, 11-х классов. Побеждает команда, получившая в конце игры большее количество баллов.
Основные задачи
1. Развитие познавательной активности и творческого мышления учащихся.
2. Проверка качества усвоения знаний учащимися.
3. Формирование умения практического применения полученных знаний учащимися.
I конкурс «Права человека»
Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, в которых упомянуты различные сказочные герои. Необходимо определить, какое право сказочного персонажа нарушено, и дописать его в продолжение фразы. При этом руководствоваться команды должны положениями «Всеобщей декларации прав человека». Время на размышление – 3 минуты. За каждую правильно законченную фразу команда получает 0,5 балла. Всего предлагается 6 таких фраз. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе, – 3 балла.
1) Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом ___ (на свободное передвижение).
2) Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право ___ (на личную неприкосновенность).
3) Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право ___ (на неприкосновенность жилища).
4) Балда из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом ___ (на труд).
5) Иван-царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право ___ (на владение имуществом).
6) В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Иван-царевича, нарушив тем самым его право ___ (на жизнь и личную неприкосновенность).
Ответы даны в скобках.
II конкурс «Президент России»
Командам предлагается текст, прочитав который игрокам необходимо выявить нарушения Конституции, совершенные президентом в течение первого рабочего дня после победы на выборах. Время на выполнение задания – 3 минуты. За каждое выявленное нарушение команда получает 0,5 балла. Всего в тексте 6 нарушений. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе, – 3 балла.
Текст
А) В 6 часов утра президент на ногах. После зарядки и завтрака звонит министру обороны и приказывает ему прислать за ним машину.
Б) В 7 часов он в своем кабинете подписывает распоряжение о назначении одного из генералов на должность командующего Военно-Воздушными Силами страны.
В) В 7 часов 30 минут объявляет об отставке правительства.
Г) В 8 часов он на заседании Государственной Думы представляет кандидатуру на должность председателя Центрального банка.
Д) В 8 часов 30 минут подписывает распоряжение о назначении Генерального прокурора.
Е) В 9 ч. подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями.
Ж) В 10 часов подписывает договор о торговле между Россией и Канадой.
З) В 11 часов подписывает Указ об объявлении амнистии.
И) В 11 часов 30 минут принимает решение отозвать посла России в США.
К) В 12 часов освобождает от должности председателя Конституционного суда.
Л) С 13 часов обедает и отдыхает.
М) В 14 часов вносит в Государственную Думу проект нового закона «Об образовании».
Н) В 15 часов вводит чрезвычайное положение в Москве в связи с забастовкой водителей.
О) В 16 ч. едет на завод, который не выполнил план и, разобравшись, увольняет директора.
П) В 17 часов назначает нового председателя правительства.
Р) С 18 часов принимает верительные грамоты иностранных послов.
Ответ: Д, З, К, Н, О, П.
III конкурс «Субъекты Российской Федерации»
1. Республики.
Команды получают набор карточек с названиями республик. Необходимо выбрать те из них, которые входят в состав Российской Федерации. Время на выполнение задания – 1 минута. За каждую правильно выбранную республику команда получает 0,5 балла. Всего в наборе присутствуют 8 республик, входящих в состав России (об этом командам не объявляется). Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе, – 4 балла.
Карточки: а) Татарстан; б) Чувашия; в) Якутия; г) Абхазия; д) Ингушетия; е) Бурятия; ж) Босния; з) Сербия; и) Калмыкия; к) Коми; л) Азербайджан; м) Туркмения; н) Грузия; о) Карелия; п) Пакистан; р) Белоруссия; с) Украина; т) Аджария.
Ответ: а, б, в, д, е, и, к, о.
2. Области, края, автономные округа.
Каждая команда получает «Контрольный лист» следующей формы:
Области Края Автономные округа
Ведущий произносит названия субъектов Российской Федерации в мужском роде, делая паузы между ними по 5 секунд. В течение этой паузы команды вписывают названный субъект Федерации в соответствующий столбец «Контрольного листа» (в зависимости от того, к какому типу относится данный субъект Федерации). За каждый правильно вписанный в таблицу субъект Федерации команда получает 0,3 балла. Всего предложено 18 субъектов Российской Федерации. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе, – 5,4 балла.
Субъекты: а) Амурский; б) Ненецкий; в) Алтайский; г) Магаданский; д) Сахалинский; е) Краснодарский; ж) Корякский; з) Ставропольский; и) Челябинский; к) Чукотский; л) Хабаровский; м) Эвенкийский; н) Оренбургский; о) Ямало-Ненецкий; п) Тюменский; р) Приморский; с) Ханты-Мансийский; т) Новосибирский.
Ответ. Области: а, г, д, и, н, п, т. Края: в, е, з, л, р. Автономные округа: б, ж, к, м, о, с.
IV конкурс «Дискриминация»
Командам зачитываются вопросы, на которые они должны дать ответ через 1 минуту. За каждое правильно выполненное задание команда получает 2 балла.
Вопрос 1
Начало этому положил пятый континент – Новая Зеландия в 1893 г. и Австралия в 1894 г. В Европе Норвегия сделала это в 1907 году. Россия сделала это после Февральской революции 1917 года, а через год к ней присоединилась Англия, где для этого потребовалась петиция из 546 листов, склеенная в свиток длиной 274 метра, но законопроект об этом прошел большинством всего в два голоса. Удивительно, но Франция сделала это только в 1944, а Швейцария – вообще в 1971 году. Что же сделали эти страны в указанные годы?
Ответ: предоставили женщинам избирательное право.
Вопрос 2
В последнее время на Западе эти люди подвергаются ужасной дискриминации. Их неохотно берут на работу, их не пускают в общие вагоны и салоны самолетов, экстремисты мажут дегтем двери и окна магазинов, где продают товары для них. Что это за люди?
Ответ: курильщики.
V конкурс «Юридическая консультация»
Команды в этом конкурсе должны будут выполнить обязанности Юридической консультации, т.е. проконсультировать и разрешить проблемные ситуации пришедших к ним «клиентов». За правильную «консультацию» команда получает 2 балла. Общее время на выполнение каждого задания – 3 минуты (на обсуждение ситуации – 2 минуты, на написание ответа – 1 минута). Кроме письменного ответа каждая команда должна устно обосновать свое решение.
Ситуация №1
Женщина: «С моим супругом мы живем вместе уже 10 лет. Все это время моя семейная жизнь – это сплошной кошмар. Вы посмотрите на меня, – мне только лишь 35 лет, а выгляжу я на все 50. Постоянные оскорбления, унижения, пьянки, побои. Во время последнего скандала этот алкоголик так избил меня, что я попала в больницу с многочисленными ушибами, проломанным черепом и сотрясением головного мозга. Это было уже последней каплей, переполнившей чашу моего терпения. Я подала на него в суд. Его посадили в тюрьму на 4 года. Через год после этого я встретила одного замечательного человека, который полюбил меня. Он предлагает мне выйти за муж за него. Но я не могу этого сделать, так как еще состою в браке. Он мне ни за что не даст согласия на развод. Да к тому же у нас 8-летний сын. Так что развести нас может только суд. Не знаю что мне делать. Вот пришла к вам проконсультироваться, может, есть какое-то решение моей проблемы. Помогите, пожалуйста!
Ответ: согласно пункту 2 статьи 19 Семейного кодекса РФ расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах загса, если другой супруг осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Согласно статье 20 Семейного кодекса РФ споры о разделе общего имущества супругов, выплате средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга, а также споры о детях, возникающие между супругами, один из которых осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, рассматриваются в судебном порядке независимо от расторжения брака в органах загса.
Ситуация №2
Женщина: «Я вышла замуж за мужчину, которого очень любила. В первый год нашей семейной жизни у нас было все отлично – ничто не предвещало плохого. Но вдруг однажды моя подруга мне открыла глаза. Я узнала о том, что мой муж одновременно был женат на мне и еще на одной даме. Причем на той, второй, он женился задолго до нашей свадьбы. Мой муж – двоеженец! Это означало для меня конец нашим отношениям, я все рассказала ему. Он начал просить прощения за свой обман, говорил, что я для него дороже всех на свете, и обещал, что разведется со своей первой женой. Свое обещание он сдержал и развелся с этой женщиной, но для меня это уже ничего не значит. У меня уже нет к нему никаких чувств. Я с этим человеком хочу не просто развестись, но добиться признания нашего брака недействительным. Ведь согласно статье 14 Семейного кодекса РФ не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке, а в статье 27 такой брак признается недействительным. Но мой муж уверен, что у меня ничего не получится. В этом его уверил знакомый юрист. Вот почему я пришла к вам за консультацией».
Ответ: Этот брак действительно не может быть признан недействительным, так как согласно статье 29 Семейного кодекса РФ суд может признать брак действительным, если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению.
VI конкурс «Детектив»
Перед командами разыгрывается сценка с участием детектива Мегрэ. Затем командам выдаются карточки с рисунком и вопросом. Время на обсуждение – 1 минута. За правильный ответ команды получают 2 балла.
Сценка
– Что-нибудь прояснилось, Лапуэнт?
Мегрэ наконец раскурил туго набитую трубку и откинулся на спинку кресла.
– Да, патрон, – ответил Лапуэнт, присаживаясь к столу комиссара, – стопроцентное алиби.
– Ну-ну…
– Он находился не менее чем в двух километрах от места убийства.
– Время? – выдохнул облако дыма комиссар.
– Минута в минуту.
– Даже так?
– Смотрите сами, патрон. – Лапуэнт протянул через стол фотографию. – Снимали вчера, ровно в полдень, кинотеатр «Орион», за двадцать минут до начала сеанса, есть билет…
– Очень хорошо.
Мегрэ глубоко затянулся и со стуком положил трубку на стол.
– Поторопись, Лапуэнт.
– Куда?
– К прокурору. Возьмешь ордер на арест.
– Но ведь…
– Если эта фотография алиби, то я – Бонапарт!
– Я не понимаю, патрон…
– Протри глаза – поймешь.
Вопрос: Что должен был понять Лапуэнт, глядя на эту фотографию?
Ответ: Взглянув повнимательнее на фотографию, Лапуэнт должен был бы отметить несоответствие между временем, которое показывают уличные часы, и тенями, отбрасываемыми фигурой человека и окружающими предметами.
VII конкурс «Налоговая декларация»
Команды должны написать на листе бумаги все категории физических лиц, обязанных заполнять и представлять в налоговую инспекцию декларации о доходах. Время на выполнение задания – 5 минут. За каждую верно указанную категорию команда получает 0,5 балла. Всего таких категорий физических лиц 7. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе, – 3,5 балла.
Ответ: Декларации обязаны представить:
1) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
2) частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой;
3) физические лица, получившие вознаграждение от физических лиц на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
4) физические лица, получившие суммы от продажи имущества;
5) физические лица, получающие доходы из источников, находящихся за пределами Российской Федерации;
6) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог;
7) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других, основанных на риске игр.
VIII конкурс «Обстоятельства совершения преступления»
Команды получают «Контрольные листы» следующей формы: Обстоятельства, смягчающие наказание . Обстоятельства, отягчающие наказание.
Команды читают текст, в котором описано преступление, и выявляют обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, вписав их в соответствующие столбцы «Контрольного листа». Кроме этого, необходимо определить роль каждого участника в совершении преступления. Время на выполнение задания 4 минуты. За каждое правильно выявленное обстоятельство совершения преступления команда получает 0,7 балла. Всего в данной ситуации можно выявить 3 обстоятельства, смягчающих наказание, и 3 – отягчающих. Таким образом, правильно выявив все 6 обстоятельств, команды могут получить в этом конкурсе 4,2 балла.
Октябрьским вечером шестеро подростков встретили знакомого Сергея, ранее судимого за драку. Тот предложил посидеть на веранде детского сада. Угостив ребят вином и сигаретами, Сергей сказал, что в киоске неподалеку открыта дверь. Продавец спит пьяный, поэтому можно взять там еще вина, сигарет и шоколада.
К киоску отправили 13-летнего Олега, 12-летнего Максима и 15-летнего Юрия. Подойдя к киоску, подростки увидели, что дверь открыта, а продавец Ш. спит. Максима оставили следить за улицей, а Юрий и Олег вошли в киоск и стали складывать в сумку спиртное, шоколад и сигареты. Шум разбудил продавца, который попытался схватить Юрия. Тот ударил продавца ногой в пах. Ш. упал, сильно стукнувшись головой о кассовый аппарат. Услышав крик, Максим заглянул в киоск и услышал, как Ш. звал на помощь. Подростки убежали. Максим испугался последствий и пошел в милицию, где рассказал обо всем.
Ответ. Обстоятельства, смягчающие наказание: А) несовершеннолетие Олега и Максима; Б) Явка Максима с повинной, чистосердечное признание; В) совершение преступления впервые. Обстоятельства, отягчающие наказание: А) групповое совершение преступления; Б) привлечение к совершению преступления несовершеннолетних; В) совершение преступления лицом, ранее совершившим преступление.
IХ конкурс «Ответственность»
Команды получают карточки с описанием ситуаций. Необходимо разложить эти карточки в четыре стопки в зависимости от того, какой вид юридической ответственности наступает в этих случаях. На каждую стопку карточек команда должна положить полоску бумаги, на которой написать соответствующий вид ответственности. Всего карточек 14. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе, – 4,2.
1) Рабочий опоздал на работу (дисциплинарная ответственность).
2) Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная ответственность).
3) Ученик разбил стекло в школе (гражданско-правовая ответственность).
4) Пешеход перешел улицу в запрещенном месте (административная ответственность).
5) Гражданин купил ворованную вещь, зная о ее происхождении (уголовная ответственность).
6) Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (гражданско-правовая ответственность).
7) Суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим водой его квартиру (гражданско-правовая ответственность).
8) Гражданин из мести поджег дом соседа (уголовная ответственность).
Айдар АМИНОВ, учитель высшей категории, Казань
Комментарии